Собрание Акционеров
имеет следующие права:
- принимает решения о расширении числа участников или при выходе из него;
- избирает Совет Банка, Ревизионную комиссию и определяет срок их полномочий;
- принимает решения о размере и изменении уставного фонда;
- определяет размер паевого взноса;
- утверждает Устав банка, Положение о Совете, Правлении банка, отчет о прибылях и убытках за истекший операционный год, заключение и отчет Ревизионной комиссии;
- распределяет прибыль банка, решает другие вопросы деятельности банка;
В Уставе должны содержаться
следующие сведения:
- наименование банка и его местонахождение (почтовый адрес);
- перечень операций, осуществляющих банком;
- положение о том, что банк является юридическим лицом и действует на коммерческой основе;
- размер уставного фонда и перечень других фондов, образуемых банком;
- положение об органах управления банком, их структуре, порядке образования и функциях, а также других не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности банка;
Совет банка:
- назначает и освобождает от занимаемой должности Председателя и членов Правления банка;
- определяет основные условия предоставления кредитов;
- решает вопросы об открытии филиалов и представительств, утверждает экономические нормативы по труду и размеры расходов на содержание, и развитие банка;
- контролирует работу Правления;
- вносит предложения собранию пайщиков об увеличении или уменьшении уставного фонда, изменении и дополнении Устава банка и по другим вопросам, подлежащим рассмотрению собранием.
Совет банка созывается
его представителем не реже одного
раза в квартал. Внеочередное заседание
Совета проводится по предложению не
менее одной трети его членов
или Ревизионной комиссии. Решение Совета принимается
большинством голосов. В случае равенства
голосов, голос Председателя Совета является
решающим. Решения Совета являются правомочными,
если в его заседании участвуют не менее
две трети членов Совета.
Правление банка:
- организует и осуществляет руководство оперативной деятельности банка и обеспечивает выполнение решения собрания акционеров и Совета банка;
- решает вопросы подбора, подготовки, использования кадров;
- рассматривает и решает другие вопросы деятельности банка в соответствии со своим Положением.
Правление банка правомочно
решать все вынесенные на его рассмотрение
вопросы, если в заседаниях участвует
не менее две трети членов Правления.
Председатель Правления банка руководит
деятельностью банка в соответствии
с полномочиями, предоставленными ему
Советом банка, участвуют в работе Совета
банка с правом совещательного голоса.
Организационная структура
банка включает функциональные подразделения
и службы банка, каждая из которых
имеет определенные права и обязанности. Структура организации коммерческого
банка может быть представлена в следующем
виде .
Управление банком формируется
с учетом банковских операций по их
функциональному назначению. Так, операции
банка по мобилизации и концентрации
средств (пассивные операции банка) выполняются управлением депозитных
операций, учетно-ссудные операции - кредитным
управлением и т.д. Большое внимание банк
должен уделять вопросам организации
хозрасчета в банке, рентабельности и
ликвидности. Для этого формируются структурные
подразделения, которые занимаются вопросами
текущей деятельности банка, оказывают
организующее воздействие на работу в
целом. Управление прогнозирования деятельностью
банка призвано реализовывать управленческие
функции банка с целью обеспечения основных
принципов его деятельности – ликвидности,
рентабельности и надежности.
Основные задачи отдела
разработки основ коммерческой деятельности
банка и совершенствования управления
состоят в следующем:
- выработке активов деловой политики банка с определением конкретных задач для каждого управления банка;
- разработке балансов банка;
- определения основных направлений по совершенствованию деятельности банка.
Отдел организации хозрасчетной
деятельности банка призван:
- прогнозировать доходы и расходы банка;
- анализировать фактические доходы и расходы банка в сравнении с планируемыми;
- намечать конкретные меры по повышению доходов банка и снижению его расходов, и в этой связи ставить определенные задачи другим подразделениям банка;
- анализировать рентабельность работы банка и перспективы ее повышения;
- разработать Положение о доходах и расходах банка.
Отдел по управлению ликвидностью
банка:
- решает комплекс вопросов по определению текущей и перспективной ликвидности банка;
- проводит расчет показателей ликвидности баланса банка;
- контролирует ежедневно ликвидность банка;
- анализирует совокупность факторов, влияющих на ликвидность банка.
Центральным звеном в
осуществлении активных операций банка
выступает кредитное управление.
Банк может предоставить кредит предприятиям,
организациям различных отраслей народного хозяйства и другим
банкам, включая свои филиалы, финансовым
компаниям и населению. Специфика источников
формирования ссудного фонда, используемого
для тех или иных кредитных операций, назначение
и характер обеспечения выдаваемых кредитов,
механизм предоставления и сроки кредитования,
сфера использования и другие факторы
обусловили создание в рамках кредитного
управления шести отделов.
- Отдел общей организации кредитных операций:
- определяет общую политику банка и порядок ее реализации в зависимости от конкретных экономических условий;
- разрабатывает общие методики краткосрочного и долгосрочного финансирования, методики определения кредитоспособности клиентов, методики определения перспективных финансовых услуг;
- изучает кредитные риски и определяет механизм страхования банковских операций.
- Отдел краткосрочного кредитования:
- определяет кредитные ресурсы по видам ссуд и заемщикам, исходя из кредитного потенциала банка;
- выявляет потребности в кредите;
- организует выдачу и погашение кредита, ведет кредитные дела;
- заключает кредитные договора;
- проверяет кредитоспособность клиентов;
- ведет картотеку кредитоспособности;
- организует факторинговые операции.
3. Отдел долгосрочного
кредитования и финансирования:
- разрабатывает основные направления кредитования и финансирования, исходя из инвестиционного потенциала банка;
- организует кредитные операции и финансирование;
- заключает договора по предоставлению ссуд и оказываемых услуг;
- проверяет кредитоспособность клиента и ведет картотеку кредитоспособности;
- осуществляет посредническую деятельность в поиске посредников по внедрению, а также в подборе подрядчиков для реализации долгосрочных проектов;
- осуществляет кредитование, связанное с инновационной деятельностью клиента, инновационное финансирование разработок клиента.
- Отдел кредитования населения:
- организует прямое и косвенное кредитование приобретения потребительских товаров и жилищного строительства;
- предоставляет кредитные карточки;
- предоставляет услуги населению.
- Отдел межбанковских операций:
- призван организовывать и вести учет и анализ всех межбанковских операций, прежде всего с Национальным Банком Республики Казахстан и с другими коммерческими банками, а также с банками своей системы (филиалами и отделениями).
- Отдел нетрадиционных банковских операций:
- предназначен для организации таких операций как, например лизинг
Важнейшим звеном в коммерческом
банке является валютное управление.
В его функции входят:
- ведение валютной позиции;
- ведение валютного счета;
- покупка и продажа валюты;
- прием средств во вклады и выдача ссуд;
- страхование риска.
Специфика данного управления
обуславливает создание четырех
отделов: аналитического, отдела ведения
валютных счетов, и валютных позиций,
отдела кассовых сделок, отдела срочных
сделок, международных расчетов, счетов
«Ностро» и «Лоро», неторговых операций.
Основными функциями
банков считаются:
- аккумуляция и мобилизация денежного капитала;
- посредничество в кредите;
- проведение расчетов и платежей в хозяйстве;
- организация выпуска и размещения ценных бумаг;
- создание платежных средств;
- консультационное обслуживание клиентов;
Мобилизация временно свободных
денежных средств и превращение
их в капитал.
Аккумулирование банком
свободных денежных средств юридических
и физических лиц, с одной стороны,
приносят их владельцам доход в виде
процента, а с другой - создают базу для
проведения ссудных операций. Сконцентрированные
сбережения могут быть использованы на
экономические и социальные нужды.
Банки, выступая в качестве
посредника в платежах, осуществляют
расчеты по поручению клиентов, принимают деньги на счет и ведут учет всех
денежных поступлений и выдач.
Для совершенствования
технологии расчетов в стране с развитой
инфраструктурой создаются различные
системы расчетов. Например, клиринговые
системы крупнейших коммерческих банков
с широкой сетью филиалов и отделений или в форме
акционерных обществ, созданных банками-участниками
расчетов, включая центральные банки.
Расчеты проводятся и
через сеть банков-корреспондентов,
когда между банками устанавливается
взаимовыгодные отношения, предусматривающие открытие корреспондентских счетов.
Централизация платежей в банках способствует
уменьшению издержек обращения, а для
ускоренности расчетов и повышения надежности
платежей внедряются электронные системы
расчетов.
Создание платежных
средств, прямо связано с депозитной и кредитной деятельностью
банков. Депозиты могут создаваться двумя
путями: внесением клиентом наличных денег
в банк или выдачей заемщику кредита.
При этом указанные операции
различным образом влияют на объем
денежной массы в обращении.
Коммерческие банки
выполняют эмиссионно-учредительскую
функцию, осуществляя выпуск и размещение
ценных бумаг, в частности, акции
и облигации. При этом банки имеют
возможность направлять сбережения
на производственные цели. По поручению
предприятий, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих
к выпуску акций и облигаций, банки берут
на себя определение размера, условий,
срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг,
а также обязательств по их размещению
и организации вторичного обращения. Обязательства
на значительные суммы могут быть размещены
банком путем продажи непосредственно
своим клиентам, а не путем свободной продажи
на фондовой бирже.
Достаточная экономическая
осведомленность позволяет банкам
осуществлять консультационное обслуживание
клиентов. Банки проводят анализ деятельности предприятий,
состояния их бухгалтерского учета, оценивают
стратегию развития и выявляют возможные
направления увеличения доходов. Банки
предоставляют следующие виды услуг -
от открытия счета, кредитно-расчетного
и кассового обслуживания до рекомендаций
по совершению операций на денежных и
товарных рынках, а также:
- в области кредитования и расчетов – информацию о конъюнктуре денежного рынка, движения процентных ставок, условиях и формах кредитования, выдача рекомендаций по кредитно-расчетному обслуживанию различных типов сделок, анализ организации безналичных расчетов, разработка вариантов по их совершенствованию;
- в сфере выпуска ценных бумаг и операций с ними - информация о конъюнктуре рынка ценных бумаг, разъяснение порядка выпуска ценных бумаг и правил их обращения;
- в сфере капитальных вложений - информация о конъюнктуре рынка строительных услуг, ценах на строительные материалы и тарифах на различные виды строительно-монтажных работ, составления расчетов экономической эффективности капитальных вложений и другие.