Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:42, курсовая работа
Цель работы - рассмотрение кредитной политики коммерческого банка и выработка направлений ее совершенствования.
Исходя из цели основные задачи курсовой работы следующие:
- рассмотреть сущность и понятие кредитной политики
-изучить теоретические и методические положения по вопросам разработки кредитной политики коммерческого банка;
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы кредитной политики 5
1.1. Понятие и сущность кредитной политики 5
1.2 Содержание кредитной политики 8
1.3 Оценка кредитной политики в АО «БТА банк» на основе кредитной политики АО БТА банк 11
Глава 2. Анализ кредитной политики АО «БТА банк 15
2.1. Организация кредитования в АО «БТА банк 15
2.2. Классификация кредитного портфеля по качеству в АО «БТА банк 19
2.3 Оценка эффективности кредитной политики в АО «БТА банк 31
Глава 3. Перспективы совершенствования формирования кредитной политики 36
3.1 Проблемы кредитной политики коммерческого банка 36
3.2 Пути развития кредитной политики 46
Заключение 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
В отличии о других займов займы на неотложные нужды предоставляются без анализа платежеспособности заемщика, на основании заявления заемщика.
Займы на неотложные нужды предоставляются физическим лицам на срок не более 3-х месяцев.
С учетом повышенных рисков
ставка вознаграждения по займам на неотложные
нужды должна составлять не менее 5-10%
в месяц от суммы предоставленного
займа (или 60-120% годовых), сумма займа
не должна превышать 50% от оценочной
стоимости залога с учетом коэффициента
понижения (кроме депозитных средств).
Обязательным условием предоставления
займа на неотложные нужды является
подписание с заемщиком одновременно
с Договором займа нотариально
заверенного Соглашения о предоставлении
отступного, что позволит банку при
непогашении заемщиком в
Заем выдается при наличии положительного решения филиала (в пределах лимитов самостоятельного кредитования) и надлежащего оформления и регистрации Договоров займа и залога.
Заем на неотложные нужды не предполагает четкого целевого характера, он может быть использован заемщиком на любые нужды, не противоречащие Кредитной политике банка и действующему законодательству Республики Казахстан.
Разработка кредитной политики любого банка зависит от целого ряда факторов, в числе которых можно выделить макрофакторы и микрофакторы.
Макрофакторы представляют собой факторы, влияющие на формирование и успешное развитие кредитной политики банка, на которые он сам непосредственного влияния оказывать не может. К таким факторам относят следующие:
макроэкономическая ситуация в стране в целом и тенденции ее развития;
потенциал и экономические особенности региона, в котором работает банк;
состояние и уровень развития денежного рынка страны;
кредитная политика конкурентов — других коммерческих банков;
ограничения на объем кредитных
операций, устанавливаемые
В отличие от макрофакторов, коммерческий банк может прямо влиять на микрофакторы, воздействующие на кредитную политику банка, и посредством их регулирования самостоятельно формировать и совершенствовать свою кредитную политику по мере надобности.
К микрофакторам относятся прежде всего такие факторы, как:
квалифицированность банковского персонала;
обеспечение банковского персонала необходимыми информационными и рабочими материалами;
готовность персонала банка к работе с различными категориями заемщиков;
процентная политика банка в области выдаваемых кредитов;
потенциальные и уже существующие заемщики банка.
Практика показывает, что кредитная политика банка в большинстве случаев, как минимум, должна включать в себя такие элементы, как:
разработка ряда внутрибанковских нормативных документов по кредитованию;
управление кредитным риском;
управление кредитным портфелем.
Исходя из отечественного и мирового опыта требований оптимизации кредитной политики рекомендуется следующая схема формирования кредитной политики коммерческого банка:
Определение общих положений и целей кредитной политики.
Создание аппарата управления кредитными операциями и наделение полномочиями сотрудников банка.
Организация кредитного процесса на различных этапах реализации кредитного договора.
Осуществление банковского контроля и управление кредитным процессом.
Рассмотрим данные разделы более подробно.
Общие положения и цели кредитной политики
В нашей стране вопрос о
необходимости разработки кредитной
политики до настоящего времени остается
острым и на него до сих пор нет
однозначного ответа. Большинство казахстанских
банков нередко подходит формально
к выработке собственной
Разработка и проведение банком кредитной политики должны быть направлены на достижение следующих целей:
допускать только такой характер риска, который позволяет создавать активы высокого качества и обеспечивать постоянный целевой уровень доходности;
создать высокопрофессиональный
коллектив кредитных
предоставлять ссуды на финансирование экономически перспективных, рентабельных проектов, соответствующих стратегическим целям банка;
способствовать развитию долгосрочных отношений с клиентами, приносящими доход:
избегать использования высококонкурентных, но неоправданных методов кредитования.
Основой кредитной политики должны стать два главных принципа: надежность и доходность размещения средств. Проводимая банком консервативная кредитная политика и опыт работы на рынке кредитных услуг позволят банку совместить увеличение кредитного портфеля с высоким уровнем его надежности.
Одними из приоритетных направлений в работе банка становятся кредитование и лизинг. Сегодня растет интерес кредитования, направленный на развитие производства. Большинство кредитов выдается на приобретение нового оборудования, строительство объектов промышленности и инфраструктуры.
Банки должны способствовать
подъему отечественной
предоставление кредитов в оборотные средства крупных промышленных предприятий;
кредитование предприятий и организаций для реализации конкретных коммерческих проектов;
кредитование организаций-
кредитование населения;
кредитование банков.
Следует отметить, что любой банк придерживается строго систематизированного подхода к анализу кредитных рисков и принятию решений по кредитным проектам. Обязательным требованием к заемщику является наличие счетов в банке.
Аппарат управления кредитными операциями и полномочия сотрудников «БТА-банка»
Наряду с разработкой основных направлений кредитного процесса важным элементом кредитной политики является организация кредитного процесса. Реализация кредитной политики происходит на основе разрабатываемой банком системы предоставления полномочий на выдачу ссуд.
Система утверждения кредита обычно многоступенчата. Уровень, на котором каждая услуга по кредиту утверждается, зависит от кредитоспособности клиента и степени кредитного риска.
Следует отметить, что использование
системы кредитных полномочий позволяет
повысить эффективность работы кредитных
подразделений банков, определить уровень
компетенции работников, предоставив
им определенные права и контролируя
ответственность каждого
Организация кредитного процесса на различных этапах реализации кредитного договора
Организацию кредитного процесса проводит кредитный отдел банка. При этом кредитные работники должны быть ознакомлены с банковской кредитной политикой, особенно с требованиями по заполнению и ведению документации и с методами кредитования.
Основная работа по организации кредитного процесса в банке может быть представлена в виде следующих этапов:
формирование портфеля кредитных заявок;
проведение переговоров с потенциальным клиентом;
принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления;
оформление кредитного дела;
работа с клиентом после получения им ссуды;
возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела.
Первый этап включает в
себя сбор информации о спросе на кредит,
ее анализ и предварительный отбор
заявок. На данном этапе перед кредитным
работником стоит задача подготовиться
к проведению переговоров и получить
наиболее полную информацию о потенциальном
заемщике. Перед проведением переговоров
кредитный работник заранее знакомится
с предоставленными ему финансовыми
и справочными документами
На втором этапе основная
цель банка — окончательное
С целью снижения риска
невозврата кредита рекомендуется
после получения заявления на
выдачу ссуды с резолюцией руководства
банка ответственному исполнителю
кредитного отдела банка проводить
с потенциальным заемщиком
На третьем этапе банком
принимается решение о
оценку заявки клиента, что включает сбор информации о заемщике, анализ цели получения средств и соответствие ее заявке, а также определение структуры ссуды;
анализ источников погашения ссуды;
оценку рисков, которые могут затруднить погашение ссуды.
На этом же этапе ответственный исполнитель кредитного отдела банка должен осуществлять комплексный анализ предоставленных документов, определить обеспечение, и в случае необходимости предоставленные банком кредиты должны обеспечиваться либо залогом (в том числе залогом ценных бумаг), либо поручительствами, либо гарантиями, либо страховыми свидетельствами.
На четвертом этапе
в случае положительного решения
вопроса о целесообразности предоставления
кредита ответственный
На пятом этапе банк
проводит работу с клиентом уже после
получения им ссуды. Эта работа предполагает
проведение контроля за исполнением
кредитного договора и поиск новых
форм сотрудничества с клиентом. В
процессе контроля сотрудники кредитного
отдела используют различные источники
информации: информацию самого банка,
других финансовых институтов заемщика.
Банк принимает меры по реализации
возвратности ссуды, контролирует регулярное
поступление процентов за пользование
ею, проводит плановые и внеплановые
проверки на местах. В ходе этих проверок
контролируется соответствие фактического
расходования ссуды ее целевому назначению,
предусмотренному в кредитном договоре,
проверяются накладные, договоры на
куплю-продажу товарно-
Для контроля за использованием
кредита, а также за финансовым положением
заемщика банк должен использовать права,
оговоренные в кредитном