Конкуренция: сущность и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:31, реферат

Описание работы

Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев.

Работа содержит 1 файл

Конкуренция 2.docx

— 431.17 Кб (Скачать)

 

Краткосрочное равновесие на одном рынке

 

В долгосрочном периоде никакие  факторы производства для фирмы  не фиксированы. Уже существующие фирмы  – те, которые уже производят, - свободны в выборе объемов использования  всех факторов производства, включая, например, размер завода. Они так  же могут покинуть отрасль. Более  того, в долгосрочном периоде новые  фирмы могут решить начать производство рассматриваемого товара. Таким образом, в долгосрочном периоде у фирм есть возможность входа в отрасль  и выхода з отрасли. Фирмы входят в отрасль, реагируя на отрицательную  прибыль (потери) в долгосрочном периоде.

В долгосрочном равновесии ни у одной из фирм нет стимулов для входа в отрасль или  выхода из нее. Ясно, что в этом случае долгосрочная прибыль должна быть неотрицательной; иначе фирмы будут стремиться выйти из отрасли. В то же время, так  как все фирмы имеют свободный  доступ к технологиям друг друга (в частности, у фирм, в настоящее  время не занимающихся производством, есть возможность воспользоваться  технологией любой производящей фирмы), никакая фирма не может  претендовать на получение положительной  прибыли в долгосрочном периоде. Иначе фирмы, находящиеся вне  данной отрасли, усвоили бы технологию фирмы, имеющей положительную прибыль, и вошли в отрасль.

Итак, два условия характеризуют  долгосрочное равновесие на конкурентном рынке:

 

 

 

Первое условие просто говорит о том, что рынок должен прийти в равновесие. Второе говорит  о том, что долгосрочная прибыль  для всех фирм отрасли должна равняться  нулю, чтобы ни у одной из фирм не возникало желания входить  в отрасль или выходить из нее. В краткосрочном периоде число  фирм задано, и балансовое условие  определяет равновесную цену в краткосрочном  периоде. Заметим, однако, что в долгосрочном периоде условия рыночного равновесия и нулевой прибыли совместно  определяют u равновесную цену, u равновесное число фирм в отрасли.

 

Ограничения, связанные  с издержками. В ситуации совершенной конкуренции вводятся три  специфических допущения, касающихся издержек:

  1. Все фирмы, участвующие в рыночных отношениях, имеют доступ к одной и той же технологии и знают, где им следует покупать необходимые виды ресурсов (затрат) по одинаковым ценам. Эти условия связаны с однородностью выпускаемой продукции и равным доступом к информации, которым пользуются все фирмы. В результате кривые долгосрочных и краткосрочных издержек идентичны у всех фирм.
  2. Резервы экономии, обусловленной увеличением масштабов производства, истощаются при достаточно малых объемах выпуска продукции по сравнению с тем же объемом спроса, который предъявляется рынком при преобладающем уровне цены. Поэтому рынок создает достаточное пространство для множества фирм, осуществляющих производство с минимальными долгосрочными издержками. Без такого допущения невозможно рыночное сосуществование большого количества мелких фирм, каждая из которых невелика по сравнению с размерами целого рынка (последнее обязательство для рассматриваемой рыночной структуры).
  3. Безвозвратных издержек не существует вообще. Фирмы, покидающие рынок, могут беспрепятственно покрыть все свои имплицитные постоянные издержки путем продажи собственных предприятий и оборудования другим фирмам. Это допущение – часть требования, обеспечивающего свободу входа на и выхода рынка.

Ограничения связанные со спросом: фирма, руководствующаяся  рыночной ценой («прайс – тейкер»). Еще одним серьезным ограничением, влияющим на выбор фирмы в процессе максимизации прибыли, является спрос на продукцию, производимой этой фирмой. Рыночная структура, для которой характерна ситуация совершенной конкуренции, накладывает на фирму весьма специфическое ограничение: поскольку все фирмы в отрасли имеют небольшие размеры и выпускают однородную продукцию, каждая из них должна руководствоваться рыночной ценой (быть «прайс – трейкером»).

Это значит, что цена, по которой  каждая фирма продает свою продукцию, определяется силами, которые неподвластны фирме. Речь идет об условиях спроса и  предложения на рынке в целом. Условия спроса при совершенной  конкуренции как для отдельной  фирмы, так и для всего рынка  демонстрирует рис.

 

 

 

В части (а) рисунка приведены кривые спроса и предложения для рынка бройлеров. Равновесная цена равна 0,4 доллара за фунт, равновесное количество составляет 2 млрд. Фунтов ежегодно. В части (б) рисунка показано, как выглядит рынок с точки зрения индивидуального производителя. Диапазон возможных вариантов объема выпуска с точки зрения фирмы имеет размерность, выраженную не в миллиардах фунтов, а в тысячах. Этот диапазон настолько невелик, что вне зависимости от того, произведет ли фирма 10000, 20000 или 40000 фунтов куриного мяса в год, это практически не повлияет на величину совокупного спроса. Изменение на 10000 фунтов настолько мало, что его невозможно заметить на графиках рыночного спроса и предложения, имеющих куда более крупный масштаб. Что касается отдельно взятой фирмы, то очевидно, что кривая спроса на ее продукцию является при рыночной цене совершенно эластичной (горизонтальной), хотя, с точки зрения рынка в целом, кривая спроса имеет вполне обычный отрицательный наклон.

У фирмы, продукция которой обладает совершенной эластичностью, предельный доход просто равен цене. Например, если цена мяса цыпленка равна 0,4 доллара за фунт, то фирма получит доход 40 долларов от продажи 100 фунтов мяса и доход в 40,4 доллара от продажи 101 фунта. Таким образом, прирост дохода равен цене продукции. Следовательно, в условиях совершенной конкуренции предельный доход и цена продукции одной фирмы равна между собой.

1.3 Механизм функционирования совершенной конкуренции

Конкуренция является необходимым  элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может  быть различным, что существенно  влияет на способ достижения рыночного  равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенном конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  не существовала. Ее можно рассматривать  как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньший уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной! спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате - движение цены Р, то получится следующий результат.

 

Кривую D в называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены.

Полученная кривая иллюстрирует закон  постепенного убывания спроса, который  можно сформулировать следующим  образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос  будет предъявляться на меньшее  количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов или со стороны  предложения, то заметим обратную картину. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и  чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее  количество товара, т. е. увеличить предложение.

Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке  данного товара. Графически данная зависимость изображена ниже (абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обозначает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения.

Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется  тем, что, с одной стороны, повышение  цены привлекает в данную отрасль  новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель  получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.

Вместе с тем следует иметь  в виду, что речь идет .лишь о тенденции  к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения.

Однако, если рост цен продолжается, то производитель может снизить  объем производства. Это объясняется, с одной стороны тем, что высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы. С другой стороны, производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться.

Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить, их как раз и навсегда данные. Под  воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В этой связи важно различать величину спроса и сам спрос. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. В этом случае будем двигаться не по кривой D1 а произойдет сдвиг кривой в новое положение D2.

Кроме того, следует отметить, что  на величину спроса кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и предпочтения, мода и т. п. Если, например, средний доход покупателей возрастает, то, при прочих равных условиях, кривая спроса Dl сместится вправо вверх и тому же уровню цены Р1 будет соответствовать возросший уровень спроса Q2. Главный фактор, воздействующий на предложение, — издержки производства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S1 смещается вправо вниз. Величина предложения при неизменной цене P1 возрастает c Q1 до Q2.

Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происходит с  покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и  сопоставить кривые спроса и предложения.

Если наложить друг на друга два  графика, обозначающие совокупный спрос  и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.

В точке встречи Е спрос количественно  равен предложению (Q1) и цена P1 выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.

При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е, достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство  не покупок и продаж — такое  равенство существует при любой  цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

Таким образом, конкуренция и колебания  спроса и предложения привели  к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в  обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.

В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия — уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.

В условиях совершенной конкуренции  при любом сложившимся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители  или вступают в данную отрасль  или же выталкиваются из нее. Повышение  цены обуславливает появление новых  фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что фирмы  с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны покинуть данную отрасль.

То в какой мере объем спроса на рынке повышается при данном снижении цены или сокращается при данном ее увеличении, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности показывает на сколько на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1%. Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Эластичность предложения зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затрат, степени загрузки производственных мощностей, наличие свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.

Информация о работе Конкуренция: сущность и виды