Понятие виды и сущность конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Россия уже достаточно продолжительное время находится на пути
реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм. Который состоит из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур. Взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок». Здесь встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Содержание

Введение3
Понятие и виды конкуренции5
Сущность конкуренции5
Виды конкуренции7
Функции конкуренции18
Методы ведения конкурентной борьбы21
Защита конкурентной среды24
Заключение26
Список используемой литературы28

Работа содержит 1 файл

Курсач по ЭТ.docx

— 72.54 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение3

  1. Понятие и виды конкуренции5
    1. Сущность конкуренции5
    2. Виды конкуренции7
  2. Функции конкуренции18
  3. Методы ведения конкурентной борьбы21
  4. Защита конкурентной среды24

Заключение26

Список  используемой литературы28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Россия  уже  достаточно  продолжительное  время  находится  на   пути

реформирования  своей  экономики,  на  стадии  становления   и   утверждения  рыночных отношений. Эти  отношения,  как  и  рыночная  экономика  в  целом, представляет собой сложнейший организм. Который состоит  из  огромного количества разнообразных производственных, коммерческих,  финансовых  и информационных структур. Взаимодействующих на основе разветвленной  системы,  объединенной единым понятием «рынок».  Здесь  встречаются  производители  и  потребители, продавцы  и   покупатели,   здесь   в   результате   взаимодействия   спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров,  и объемы продаж.

       Ключевым понятием, выражающим сущность  рыночных  отношений,  является  понятие конкуренции. Существует  множество ее  определений   и,  как  правило, они не  противоречат, а скорее дополняют  друг друга. В переводе с   латинского конкурировать означает  «сталкиваться». Фактически, конкуренция-  это  борьба, причем это борьба  и  между  производителями,  и  между  потребителями,  это взаимоотношения  по  поводу  установления  и  формирования  цен  и  объемов, спросов  и  предложения товаров на  рынке.

     Именно  конкуренция  способствует  прогрессу  рыночного  общества   и поступательному  движению  цивилизации.   Каждый   действительно   грамотный экономист знает, что рынок тем  эффективнее,  чем  он  больше  удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Реальная рыночная экономика немыслима  без конкуренции,  и  надо  стремиться  делать  ее  совершенной.  В  этой   связи возникает настоятельная необходимость в ее изучении, знании сил  и  рыночных наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

    Целью курсовой работы является рыночная конкуренция её структура и виды.

    Задачами  курсовой работы являются:

    1. Рассмотрение сущности конкуренции, её виды.
    2. Рассмотрение функций конкуренции.
    3. Методы конкурентной борьбы и  её последствия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятия и виды конкуренции.

2.1 Сущность конкуренции.

     Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за “кошелек” потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является “невидимой рукой”, которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

     Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих  субъектов, при которой их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товаром рынке.

     Рассматривая  конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так  и отрицательные.

     Положительные стороны конкуренции:

    1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
    2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
    3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;
    4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
    5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
    6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
    7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
    8. конкуренция вводит новые формы управления.

     Отрицательные стороны конкуренции:

    1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к конкуренту;
    2. многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы фирм.

     Любой товар или услуга в большей  или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

  1. при его производстве:
    • производительность труда;
    • уровень налогообложения;
    • внедрение научно-технических разработок;
    • размеры прибыли предприятия;
    • величина оплаты труда.

      б) при его потреблении:

    • цена товара;
    • качество;
    • новизна;
    • гарантийный срок;
    • уровень предпродажной подготовки.
 
 
 
 
 

    2.2 Виды конкуренции.

    В рыночной экономики имеют место  четыре модели рынка: совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая  конкуренция. Они отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того является продукция стандартизированной  или дифференцированной и на сколько  легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

    Совершенная конкуренция:

    Совершенно конкурентные рынки будут иметь место если:

    1. Каждая из фирм мала относительно рынка
    2. Продукция производится однородная
    3. Покупатели хорошо информированы о ценах продавца
    4. Продавцы действуют независимо друг от друга
    5. Существует полная свобода входа и выхода из отрасли

    Т.о. рынок совершенно конкурентен, если все продавцы и отрасли являются совершенными конкурентами.

    Совершенно-конкурентные фирм являются очень малой по сравнению с рынком и принимают цену на свою продукцию как данную независимо от такого объема продукции, которой она предложит.

  Рис1.1. Совершенно конкурентные фирмы     Рис1.2.  Совершенно конкурентная отрасль 

    Т. о. при совершенной конкуренции  фирма производитель является ценополучателем.

        Рис.2. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде в условиях чистой конкуренции при сравнении предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC).

AC – совокупные издержки

AVC – переменные издержки

AFC – постоянные издержки

Из рис. 2 видно что если предельный доход  MR постоянен, то точка Е – точка пересечения МR и MC показывает, что объем производства при котором P равно MC позволяет производителю максимизировать прибыли и минимизировать убытки.

    Т.о. линией предложения совершенно конкурентной фирмы является часть линии предельных издержек ограниченная с одной стороны точкой пересечения предельных издержек с минимальными  переменными средними издержками с другой стороны точкой пересечения линии предельного дохода и предельных издержек.

    Выбор наилучшего положения объема выпуска  обеспечивается предложением максимальной прибыли, если фирма собирается что-либо продавать. Сравнение прибылей получаемой в результате производства данного  объема продукции с прибылью в  результате прекращения производства, т.е. нулевого выпуска осуществляется в случаи отрицательного значения последних.

    Оптимальный выпуск будет в том случаи, если фирма обнаруживает, что прибыль не может быть увеличена путем изменения объема выпуска продукции. Такой объем называется максимальным.

    В краткосрочном периоде у фирмы  есть все возможности для получения  максимальной прибыли. Условием максимизации прибыли и оптимизацией выпуска  является равенство предельного  дохода и предельных издержек (MR=MC).

      В долгосрочном периоде фирма  принимающая решение о функционировании  будет производить свой оптимальный  объем выпуска, такой при котором  цена равна долгосрочным предельным  издержкам (P=LMC). Фирмам следует осуществлять свою деятельность только в тех случаях, когда цена равна или выше долгосрочных средних издержек.

    В долгосрочном периоде в отрасль  без ограничений могут проникнуть другие фирмы и поэтому при  сохранении спроса на прежнем уровне предложение совершенно конкурентных фирм будет расти в связи с  чем будет расти равновесная  цена. Снижение цены независящее от результатов деятельности других фирм приведет к тому, что фирмы начнут самоликвидироваться или переходить в другие отрасли. Т.о. в долгосрочном периоде фирмы как правило  не получают экономической прибыли  и следовательно жизненный цикл совершенно неконкурентных фирм является самым непродолжительным.

    Чистая  монополия:

    Монополия противоположна совершенной конкуренции  модель рыночной структуры, при которой  на рынке существует единственный производитель  данной продукции, причем продукция  уникальная не имеющая заменителей, т.о. понятия отрасль и фирма  совпадает.

    В условиях чистой монополии существуют серьёзные непреодолимые барьеры  для входа в отрасль. Существует жесткий контроль при установлении цен. 

    Причины монополии:

    1. Контроль над редкими и очень важными ресурсами
    2. Экономия на масштабе производства
    3. Государственное ограничение притока новых производителей

Монополия бывает естественной (фирма владеет редкими уникальными ресурсами и при этом наличие второго производителя в отрасли экономически нецелесообразно) и искусственной.

    Можно сказать: естественная монополия вне  конкуренции. Причиной тому являются высокие  барьеры для вступления в отрасль. И такие барьеры возникают  в связи с темя, что естественная монополия – это регулируемая или государственная монополия. Она предназначена для того чтобы достичь низких издержек и обеспечить потребителям выгоду от экономии на издержках. Поэтому государство не редко создает легальные барьеры для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии. В связи с этим полностью блокирована вся потенциальная конкуренция.

    Если  фирма монопольная то она должна обладать монополистической властью, однако, не каждая фирма, обладающая монополистической властью, является монополией. Степень монопольной власти зависит от наличия близких заменителей продукта от доли этого продукта в общих продажах фирмы.

    Чтобы иметь монопольную власть необязательно  быть монополией для этого необходимо контролировать цену и объем выпуска  продукции.

    Виды  барьеров для входа в отрасль  фирм:

    1. Исключительное право, полученное от правительства.
    2. Патенты и авторские права.
    3. Собственность на все предложения кого-либо ресурса, чаще всего производственного.
    4. Преимущество низких издержек крупного производства обусловленной монополизацией рынка.

    Рис.3.1.Линия спроса совершенно конкурентной фирмы.

Информация о работе Понятие виды и сущность конкуренции