Сущность и виды конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Работа содержит 1 файл

КОНКУРЕНЦИЯ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Введение.

 

    Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

    По  определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом  называется  количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

    Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere –  сталкиваться, состязаться).

    Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке.

    Сущность  конкуренции состоит в том, что  она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи.

    Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция  между потребителями как  взаимоотношения  по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

    В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций  на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и  платежей, информацию через рекламу.

    В механизме конкурентной борьбы следует  различать два аспекта: объективный  и субъективный. В объективном  аспекте конкуренция выступает  как закон, в котором выражаются существенные, повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи между участниками рынка в процессе их соперничества и борьбы за выживание и экономическое процветание. В субъективном аспекте механизм конкуренции представляет собой экономическую войну всех против всех - войну, в которой действуют и отстаивают свои интересы все участники рыночных отношений. Можно выделить три основных фронта этой борьбы:

  1. Конкуренция среди продавцов - все хотят продать свои товары дороже, побеждает тот, кто уступает в цене, но увеличивает объем продаж;
  2. Конкуренция среди покупателей - все хотят купить товары по низкой цене, побеждает тот, кто согласится с более высокой рыночной ценой;
  3. Конкуренция между продавцами и покупателями. Это главный фронт борьбы, ибо противоборствующие стороны стоят на диаметрально противоположных позициях;

Глава 1. Конкуренция и  ее виды.

1.1 Конкуренция и условия ее существования.

 

    Конкуренция – соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие условия  производства, купли и продажи  товаров. Такое столкновение неизбежно  и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность -  монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

  1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
  2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
  3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
  4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Рыночное  соперничество классифицируется так:

 
 
 
 
 

    Рыночная  конкуренция является одной  из  важнейших  категорий современной экономической теории. Без этого  понятия  не  обходится  ни одна  модель  механизма  функционирования  рынка.  Более  того,  теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, в течение, по  меньшей мере,  трех последних веков, самое широкое практическое  приложение.  Начиная от меркантилистов и кончая  современными законодательными  положениями в  области антимонопольной политики, государства с  традиционной  рыночной экономикой   пытаются   регулировать    рынок,   обеспечивая   за   ним определенную конкурентную среду.

    Основные  условия возникновения конкуренции: 

  1. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
  2. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
  3. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

    Конкуренция, как научное понятие, связывается  с именем А. Смита. Рыночный  механизм  регулирования,  названный  им  “невидимой   рукой”, формирует  цены товаров под влиянием спроса, предложения и  конкуренции. Заметим, что основной его  труд  “Исследование  о  природе и причинах богатства народов“,  принесший  А.  Смиту  мировую  известность,  был направлен, прежде  всего,  против  политики  меркантилизма,  таможенных ограничений  и  фискальной  политики  государства,  которое,   по   его понятиям, вообще должно отказаться  от  вмешательства  в  экономическую жизнь.

    Идеальный  рынок,  согласно  теории  А.  Смита   не   состоялся. Оказалось, что  освободить  государство  от  вмешательства  в  рыночные процессы  невозможно.  Противоречия  между   наемными   работниками   и собственниками  капитала  заставили,  в  конечном  счете,   государство принимать  определенные  регулирующие   законодательства.   Аналогичные явления произошли и в сфере таможенной политики и в области поддержания устойчивого конкурентного рынка.

    В   повседневной   жизни   мы   все   чаще   встречаем      слова: "конкуренция",     "конкурентная   борьба",    "конкурентоспособность", "конкурентный  рынок".  Этим  строкам  иногда  предоставляются   разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный  рынок".  Первое  касается  способов  поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур  и  охватывает  все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы  товаров, которые продаются и т.д.).

    Конкурентность  рынка определяется теми  границами,  в  рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть  на  условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше  отдельные фирмы влияют на рынок, где  они  реализуют  свою  продукцию  тот  более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень  конкурентности  рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем.  Это возможно лишь, в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара,  и воспринимает  ее  как  такую,  что  определяется  рыночным  спросом   и предложением. Такой рынок называется  целиком  конкурентным.  А  фирмы, которые действуют в условиях  целиком  конкурентного  рынка,  не  ведут между  собою  конкурентной  борьбы.  Если  же  отдельные  фирмы   имеют возможность влиять на условия  реализации  своей  продукции  (в  первую очередь на цены), то они ведут  между  собою  конкурентную  борьбу,  но рынок, где эта возможность реализуется,  целиком  конкурентной  уже  не считается.

    По  масштабам развития конкуренция  может быть:

  1. индивидуальной (один участник рынка стремится занять  "свое  место  под солнцем" - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
  2. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
  3. отраслевой  (в  одной  из  отраслей  рынка  идет  борьба  за  получение

    наибольшего дохода);

  1. межотраслевой (соперничество представителей разных  отраслей  рынка  за  привлечение на свою сторону покупателей  в  целях  извлечения  большего дохода);
  2. национальной (состязание отечественных товаровладельцев  внутри  данной  страны);
  3. глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и  государств разных стран на  мировом  рынке).

      По  характеру  развития  конкуренция  подразделяется на: свободную и регулируемую.

    Суть  конкуренции проявляется  и  в  том,  что  она,  с  одной стороны, создает такие условия, за которые  покупатель  на  рынке  имеет  великое множество возможностей для приобретения товаров, а  продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене  принимают  участие  две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при  заключении  соглашения  должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе  соглашение  не состоится, а каждый из них понесет убытки.

1.2 Функции конкуренции.

 

    Конкуренция имеет ряд функций:

  1. Функция размещения (аллокационная) - направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.
  2. Инновационная функция - стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.
  3. Распределительная функция - создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.
  4. Контрольная функция - инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке.

    Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

    Конкуренция способствует установлению равновесной  цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов.

    Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько  капитала они должны вложить в  производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

    Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  служит уравнительницей цен, то можно  сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать  тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

Информация о работе Сущность и виды конкуренции