Конкуренция: сущность и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:31, реферат

Описание работы

Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев.

Работа содержит 1 файл

Конкуренция 2.docx

— 431.17 Кб (Скачать)

Глава 1

Конкуренция: сущность и виды

 

1.1Сущность и виды конкуренции

 

Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

Рассмотрим положительные  и  отрицательные стороны конкуренции.

Положительные стороны:

  1. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
  2. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  3. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  4. конкуренция стимулирует повышение качества товара;
  5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  7. конкуренция вводит новые формы управления;
  8. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав).

Отрицательные стороны:

  1. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы;
  2. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику.

Товары и услуги в любой степени  конкурентоспособны. На конкурентоспособность  влияют следующие факторы:

  1. при его производстве:
    • размеры прибыли предприятия;
    • величина оплаты труда.
    • уровень налогообложения;
    • производительность труда;
    • внедрение научно-технических разработок;
  1. при его потребление:
    • новизна;
    • послепродажное обслуживание;
    • продажная цена товара;
    • качество;
    • уровень предпродажной подготовки.

Говоря о  конкуренции, необходимо разделить  ее на виды. Существует шесть видов конкуренции.

  1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному (Пример: письмо, факс, электронная почта);
  2. видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению (Пример: легковые автомобили одного класса с разными по мощности двигателями);
  3. предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки (Пример: телевизоры разных видов);
  4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
    • продажа личного товара по цене конкурента
    • снижение цены потребления товара
  1. незаконные методы:
    • антиреклама товаров конкурентов;
    • производство товаров имитаторов (подделка).

Рыночные отношения оказывают  через спрос и предложение  постоянное влияние на развитие производства. Но это влияние не исчерпывается  ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

Будем рассматривать типы рынков прежде всего в соответствии с основными параметрами — численностью и распределением действующих на них продавцов и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры соответствующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта, барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдельных субъектов рынка.

В общем виде ответ на вопрос «Кто действует на рынке?» позволяет  описать структуру рынка в ее статическом виде. Ответ на вопрос «Как действуют присутствующие на рынке субъекты?» позволяет проследить за динамическим состоянием рынка, дать характеристику поведения субъектов рынка, которое проявляется в ценовой политике, продуктовой и рекламной стратегии, инвестиционной и инновационной политике, юридической тактике, согласовании действий конкурентов на рынке.

Таким образом, анализируя состояние  товарного рынка, делая выводы об эффективности его функционирования, необходимо всегда учитывать как  структурную, так и поведенческую  составляющую, а также последствия  отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля).

При классификации типов рынков используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих  принадлежность субъектов к одной  из двух сторон рынка – продавцам  или покупателям (poleo – продаю, psoneo – покупаю) и их численность (mono — один, oligos — несколько, poly — много). Парная их комбинация дает наиболее простую и общую классификацию.

Идеальные модели рынков почти не встречаются на практике. Многообразие реальной .экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой. Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже.

Типы рынков и их основные характеристики

Тип рынка

Количество  субъектов рынка

Однородность  продукции

Заменяемость товаров

Взаимозаменяемость субъектов рынка

Вход-выход  на рынок

Доли  субъектов на рынке

продавцов

покупателей

Совершенная конкуренция

Много

Много

Однородная

Полная

Нет

Свободный

Равные  и небольшие

Монополистическая конкуренция

Ограниченное

Много

Дифференцированная

Высокая степень

Незначительная

Ограниченный

Доминирующее  предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке

Олигополия

Несколько

Много

Однородная  либо дифференцированная

Высокая степень

Значительная

Ограниченный

Крупные, примерно равные

Монополия

Один

Много

Однородная

Нет

Нет

Блокирован

100%

Мтнопсония

Много

Один

Незначительно дифференцированная либо однородная

Незначительная

Нет

Блокирован

100%


 

Необходимо отметить, что  возможности покупателей и продавцов  равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

Рассматривая конкуренцию  необходимо отметить антимонопольную  политику государства направленную на демонополизацию рынка.

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Законодательство о  пресечении недобросовестной конкуренции - нормативно-правовые акты, регламентирующие конкуренцию в международной торговле и охватывающие антитрестовское законодательство и законодательство, направленное на охрану против недобросовестной конкуренции. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции регулирует отношения, возникающие и по поводу объектов промышленной собственности, договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др.

1.2 Совершенная конкуренция

На совершенно конкурентных рынках действует достаточно много  покупателей и продавцов товара для того, чтобы ни один из них  не имел возможности самостоятельно устанавливать цену  на рынке. Покупатели и продавцы принимают цены как  заданные, и каждый выбирает наилучший  способ действия с учетом своих индивидуальных обстоятельств и целей. Спрос  покупателя на отдельный товар, как  мы уже видели, является результатом  задачи максимизации полезности по всем товарам при выполнении бюджетного ограничения. Точно так же предложение  продавцов какого-либо товара –  результат задачи максимизации прибыли  при данной отпускной цене товара, технологических возможностях и  ценах на факторы производства. Равновесие конкурентного рынка, таким образом, требует согласие часто противоречивых намерений большого числа различных  агентов.

Спрос на рынке формируется  всеми потенциальными покупателями товара, каждый из которых имеет  свои собственные предпочтения, потребительское  множество и доход. Пусть  – набор индексов, обозначающий множество индивидуальных покупателей, а qi(p, p, yi) – неотрицательный спрос i-го покупателя на товар q как функция собственной цены товара p, дохода покупателя yi и цен на другие товары р. Рыночный спрос на товар q есть просто сумма индивидуальных спросов всех покупателей

 

 

Есть несколько моментов при определении рыночного спроса, которые стоит оговорить особо. Во-первых, qd(p) характеризует совокупное количество товара q , которое требуется всем покупателям на рынке. Во-вторых, так как спрос каждого покупателя на товар q , зависит не только от цены товара q ведет себя так же, однако в большинстве случаев мы не будем акцентировать на этом внимание. В-третьих, в то время как спрос отдельного покупателя зависит от уровня его собственного дохода, рыночный спрос зависит как от совокупного уровня дохода на рынке, так и от распределения этого дохода между покупателями. И наконец, так как индивидуальный спрос является однородным (нулевой степени) по всем ценам  и вектору доходов покупателей; несмотря на то что в результате решения задачи миксимизации полезности мы получаем несколько ограничений на систему индивидуального спроса, однородность является единственным ограничением на рыночный спрос для отдельного товара.

Предложение на рынке формируется  всеми потенциальными продавцами товара q . Однако мы иногда будем проводить различие между фирмами, которые являются потенциальными продавцами в краткосрочном периоде, и фирмами, которые являются потенциальными продавцами в долгосрочном периоде. Ранее мы определили краткосрочный период как период времени, в течение которого по крайней мере один фактор производства (например, размер завода) для фирмы фиксирован. Согласно этому определению в краткосрочном периоде количество потенциальных продавцов на рынке фиксировано, конечно и ограничено теми фирмами, которые «уже существуют» и которые до некоторой степени способный и увеличивать производство, и функционировать обозначены такие фирмы; тогда функция краткосрочного рыночного предложения есть сумма функций краткосрочных предложения отдельных фирм :

 

Рыночный спрос и рыночные предложение совместно определяют цену и совокупное количество товара, продаваемого на рынке. Будем говорить, что конкурентный рынок находится  в краткосрочном равновесии при цене p* , если . Геометрически это соответствует уже знакомому нам пересечению кривых рыночного спроса и рыночного предложения, изображенных на плоскости (p, q). Отметим, что рыночное равновесие имеет некоторые интересные и важные особенности: каждый покупатель, принимая цену как заданную, приобретает оптимальное для него количество товара по этой цене, и каждая фирма, принимая цену как заданную, продает готовую продукцию, миксимизируя свою прибыль, по той же цене. Таким образом, мы имеем равновесие в том смысле, что ни у одного агента на рынке нет стимулов менять свое поведение – каждый получил наилучший возможный исход в тех обстоятельствах, с которыми он столкнулся.

Информация о работе Конкуренция: сущность и виды