Концепция и анализ предпринимательского риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Понятие риска имеет различные трактовки в литературе, что усложняет изучение данного явления. Риск определяют как действие, событие, ситуацию, неопределенность, вероятность. Попробуем разобраться, что же представляет собой риск и почему его трактовки столь многогранны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ……………………………………………...5
1.1. Предпринимательский риск: понятие, факторы возникновения и
функции…………………………………………………………………………………5
1.2.Виды предпринимательских рисков……………………………………………..10
1.3. Анализ рисков в деятельности предприятия………………………………..….18
1.4. Классификация потерь от риска…………………………………………………21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………………26
2.1. Характеристика деятельности ООО «Ново-тур»……………………….……..26
2.2. Анализ финансового состояния предприятия…………………………………29
2.3. Анализ формирования, распределения и использования прибыли
на предприятии………………………………………………………………………32
2.4. Анализ риска банкротства предприятия………………………………………35
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗРЕШЕНИЮ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….56

Работа содержит 1 файл

Предпр. риски.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

  За период 2009 г-2007 г. на  ООО «Ново-тур» рентабельность услуг уменьшилась на 0,9%.  Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции. Рентабельность продаж за рассматриваемый период на ООО «Ново-тур» также уменьшилась на 0,7%. Данный коэффициент показывает, сколько прибыли приходиться на единицу реализуемой продукции. Рост показателя  является  свидетельством  роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции.

 Так же  в результате  расчета,  Z-счет риск банкротства предприятия меньше 1,8 значения,  следовательно, вероятность банкротства предприятия очень высока.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Мероприятия  по разрешению  рисков предприятия 
 

      В зависимости от сочетания рыночных факторов складываются разные ситуации (см. табл. 3.1), определяющие состояние  спроса на продукцию предприятия. Рассмотрим на примере нашего предприятия, какие  изменения в выручке от реализации и ее составляющих вызывают эти ситуации. Выручка от реализации в 2009 году составила 7 050 462 руб., в т. ч. постоянные затраты 956 243 руб., переменные затраты 5 267 089 руб.

Таблица 3.1

Схема возможных изменений спроса на продукцию  предприятия и их последствий

Изменение спроса Изменение выручки  от реализации Изменение составляющих выручки от реализации
1. Увеличение спроса 1.1. Увеличение  натурального объема реализации 1.1. Увеличение  переменных затрат и прибыли  от реализации
 
 
1.2. Повышение  цен на реализуемую продукцию 1.2. Увеличение  прибыли от реализации
2. Снижение спроса 2.1. Уменьшение  натурального объема реализации 2.1. Уменьшение  переменных затрат и прибыли  от реализации
 
 
2.2. Снижение  цен на реализуемую продукцию 2.2. Уменьшение  прибыли от реализации
 

      Все эти факторы приведены в таблице 3.1, но на практике они могут действовать  не раздельно, а совместно, т. е. предприятие  может одновременно изменить и натуральный  объем реализации, и цены на реализованную продукцию. При снижающемся спросе предприятие может снизить цены, частично перекрыв потери ростом натуральных объемов, если снижение цен ведет к увеличению спроса; наконец, при снижающемся спросе может иметь место одновременное снижение цен и натуральных объемов.

      При всех возможных ситуациях предприятие должно  четко понимать финансовые последствия изменений в ценах и натуральных объемах как при росте, так и при сокращении спроса на продукцию предприятия.

      При реализации продукции, себестоимость  товара  снижается  в среднем на 10%. В результате снижения  себестоимости, снижается цена на реализованную продукцию, что приводит к увеличению спроса, и, следовательно, к росту прибыли. Если  рост выручки от реализации продукции произошел в результате увеличения на 10% ассортимента услуг. То увеличиваются переменные затраты пропорционально росту объема реализации.

Таблица 3.2

Планирование  прибыли  в результате увеличения  ассортимента услуг 

Показатели 2009 год

руб.

базисный

Плановый  период
в процентах к базисному  руб. (гр. 2 х  гр. 3 : 100)
1. Выручка от реализации 7 050 462 110,0 7 755 508
2. Постоянные затраты 956 243 110,0 1051867
3. Переменные затраты 5 267 089 110,0 5 793 797
4. Прибыль от реализации 827130   909844
 

      Прибыль определяется прямым счетом как разница  между выручкой от реализации и затратами, а процент роста прибыли — величина, производная от суммы прибыли. Такой существенный рост прибыли обеспечивается увеличением выручки от реализации и переменных затрат без существенного роста постоянных затрат, удельный вес которых в выручке от реализации составляет 13,5%, а удельный вес переменных затрат  74,7%.

      Чем больше доля постоянных затрат в базисной выручке от реализации, тем больший  прирост прибыли обеспечивается за счет увеличения натурального объема реализации.

      Если  выручка от реализации увеличивается за счет повышения цен при сохранении базисного натурального объема, финансовые последствия получаются иными (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Планирование   изменения  прибыли  за  счет увеличения цен

Показатели 2009.,

руб.

Плановый  период
в процентах 2010 г руб. (гр. 2 х гр. 3 : 100)
1. Выручка от реализации 7 050 462 110,0 7 755 508
2. Постоянные затраты 956 243 100,0 956 243
3. Переменные затраты 5 267 089 100,0 5 267 089
4. Прибыль 827130   1 532 176
 

Весь  прирост выручки от реализации станет приростом прибыли, в результате последняя увеличивается почти в 2 раза. В данном случае соотношение постоянных и переменных затрат не имеет значения, т. к. и те и другие сохраняются в размерах базисного периода.

Таким образом, если повышение спроса на продукцию/услуги предприятия таково, что позволяет увеличивать и цены, и ассортимент услуг, предприятию будет,  с финансовой точки зрения,  выгоднее наращивать цены, чем увеличивать натуральный объем реализации.

      В случае, если предприятие может повышать цены на свою продукцию, только улучшая ее потребительские характеристики, рост цен сопровождается увеличением затрат на обеспечение лучшего качества обслуживания. Улучшение потребительских свойств продукции может вызвать рост не только переменных, но и постоянных затрат (условия производства, конструктивные решения и т. д.). Поэтому важно определить рациональные пределы роста затрат, обеспечивающие одновременное увеличение прибыли от реализации.

                      Таблица 3.4

Планирование  прибыли  за счет  улучшения качества обслуживания 

Показатели 2009  г. Плановый  период
в процентах к 2010 г руб. (гр. 2 х гр. 3 = 100)
1. Выручка от реализации 7 050 462 110,0 7 755 508
2. Затраты на реализованную продукцию 6223332 111,1 6 914 122
3. Прибыль 827130   841 386
 

      В таблице рассчитано максимально  возможное увеличение затрат в связи с улучшением качества обслуживания. Это предельное увеличение затрат позволяет сохранить базисную сумму прибыли от реализации. Практически 111,1% — это уровень, ниже которого должен быть рост затрат, чтобы обеспечивалось хотя бы минимальное увеличение прибыли. Иначе повышение качества продукции в данной ситуации может оказаться экономически нецелесообразным.

      Таким образом, предельно целесообразное увеличение затрат на обеспечение повышения качества обслуживания при одинаковом росте цен за повышенное качество тем больше, чем выше базисная рентабельность реализации.

      Повышение потребительских свойств продукции  так же  может вызвать увеличение спроса на продукцию ООО «Ново-тур», т.е. дать возможность предприятию реализовать больший натуральный объем продукции повышенного качества, чем оно могло бы реализовать при прежних потребительских характеристиках. Тогда на изменение выручки и прибыли от реализации воздействуют одновременно оба фактора — рост цен и рост натурального объема реализации. Однако под влиянием последнего фактора происходит дополнительное увеличение переменных затрат (табл. 3.5).

      Таблица 3.5

Планирование  прибыли  за счет роста цен и  ассортимента услуг

Показатели 2009 год руб. Плановый  период
в процентах к 2010 г. руб. (гр. 2 х гр. 3 : 100)
1. Выручка от реализации 7 050 462 115,5 8 143 283
2. Затраты на реализованную продукцию 6 223 332 110,0 6845652
из  них:  
 
 
 
 
 
2.1. постоянные 956 243 16,9 1051867
2.2. переменные 5 267 089 93,1 5793798
3. Прибыль 827130   1297631
 

      Расчет  показывает, что названные условия  позволили существенно повысить прибыль от реализации. Общая величина затрат определена как сумма постоянных и переменных, рассчитанных с учетом воздействия на каждый вид затрат своих факторов. Прибыль получена вычитанием затрат из выручки. Процент роста переменных затрат получен как 111,1 х 1,04 = 115,5%. Это означает, что увеличение натурального объема реализации произошло уже в условиях повышенного качества продукции, вызвавшего предварительное увеличение затрат.

      Следовательно, повышение качества обслуживания дает наибольший прирост прибыли,

      На  современном предприятии от руководителя требуется, прежде всего, умение эффективно вести дело, то есть увеличивать  прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая - наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая - уменьшение издержек. В наших условиях, когда практически на каждом предприятии имеются малорентабельные, убыточные производства, первый путь кажется нереальным. Однако тщательный экономико-организационный анализ может подсказать выход даже из такого тупикового положения.

      Таблица 3.6

      Оценка  влияния рисков при формировании прибыли,

      руб.

  Показатели 2009 год 2010год 2011 год 2012 год
1 Выручка 7 050 462 7 755 508 8 53 1059 9 384 164
2 Переменные  издержки 5 267 089 5793797 6373177 7010495
3 Валовая маржа  (п.1-п.2) 1 783 373 1961711 2157882 2373669
4 Постоянные  издержки 956243 956243 956243 956243
5 Прибыль (п.3-п.4) 827130 1005468 1201639 1417426
6 Сила операционного  рычага (п.3: п.5) 2,156 1,95 1,79 1,67
8 Коэффициент валовой  маржи (п.3: п.1) 0,252 0,252 0,252 0,252
9 Порог рентабельности (п.4: п.8) 3 794 615 3 794 615 3 794 615 3 794 615
10 Запас финансовой прочности (п.1-п.9) 3 255 847 3 960 893 4 736 444 5 589 549

Информация о работе Концепция и анализ предпринимательского риска