Концепция и анализ предпринимательского риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Понятие риска имеет различные трактовки в литературе, что усложняет изучение данного явления. Риск определяют как действие, событие, ситуацию, неопределенность, вероятность. Попробуем разобраться, что же представляет собой риск и почему его трактовки столь многогранны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ……………………………………………...5
1.1. Предпринимательский риск: понятие, факторы возникновения и
функции…………………………………………………………………………………5
1.2.Виды предпринимательских рисков……………………………………………..10
1.3. Анализ рисков в деятельности предприятия………………………………..….18
1.4. Классификация потерь от риска…………………………………………………21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………………26
2.1. Характеристика деятельности ООО «Ново-тур»……………………….……..26
2.2. Анализ финансового состояния предприятия…………………………………29
2.3. Анализ формирования, распределения и использования прибыли
на предприятии………………………………………………………………………32
2.4. Анализ риска банкротства предприятия………………………………………35
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗРЕШЕНИЮ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….56

Работа содержит 1 файл

Предпр. риски.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

    Таблица 2.4

    Анализ  состава и динамики прибыли,

    руб.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменение
руб.  руб. руб. Абсолютное (+,-) 2009 г. к 2008 г. в %
1.Выручка   от реализации продукции, услуг 5 604250 5 708174 7 050 462 1342288 123,5
2.Себестоимость  продаж товаров 4 906 910 4781850 6223332 1441482 130,1
3.Валовая  прибыль  697340 926324 827130 -99194 89,3
4. Прибыль от продаж 697340 926324 827130 -99194 89,3
5.Сальдо  операционных результатов  -113454 -128109 -123653 4456 96,5
6. Сальдо  внереализационных результатов 12114 14116 1919 -12197 13,5
7. Прибыль  до налогообложения   822908 812331 705396 -106935 86,8
8. Чистая   прибыль  496925 568632 458508 -110124 80,6
 

      Из  данных табл. 2.4  видно, что в 2009 году  прибыль до налогообложения ООО «Ново-тур» составила 705 396 руб., по отношению к 2008 году она уменьшилась. Соответственно чистая  прибыль также уменьшилась и  составила 458 508  руб.

      Следует отметить, что по отношению к 2008 году выручка от продаж продукции выросла на 1 342 288 руб., однако себестоимость продаж продукции растет опережающими темпами, что привело к снижению прибыли от реализации продукции в 2009 году. Однако при этом положительной динамикой является уменьшение операционных расходов на 4456 руб.по сравнению с аналогичным периодом  2008 года. Кроме того, прибыль от внереализационных операций в 2009 году составила всего 1 919 руб. (13,5% от 2007 года). Увеличение внереализационных расходов, таким образом, привело к снижению прибыли 2009 года на 2,4% (89,2% - 86,8%). Также на основе данных  отчета о прибылях и убытках формы №2   построим таблицу 2.5 и проанализируем структуру прибыли.

      В данную таблицу  включаются такие  обобщенные  показатели  как:

      По  – прибыль до налогообложения, руб.;

      Пн  – прибыль от продаж, руб.;

      Пфо –прибыль от финансовых операций ( рассчитывается по форме №2 как стр. 60+ стр. 80 + стр.70 ), руб.;

      П пр  - прибыль от прочей реализации (рассчитывается по форме №2 как  стр.90- стр100), руб.;

      Прибыль пфд – от финансово-хозяйственной  деятельности (рассчитывается как Ппродаж+Пфо+Ппр), руб.

      Пвн -  прибыль  от внереализационных  операций  (рассчитывается по форме №2 как стр.120- стр.130),руб.;

      Пч  – нераспределенная  (чистая) прибыль 

      Удельный  вес  (Уi ) каждого показателя  прибыли (П)  к общей прибыли (По) рассчитывается  по формуле:

                                                     Уi = Пi/По  х 100%                                            (4)

   Таблица 2.5

   Структура прибыли ООО «Ново-тур»

 
 
Показатели 
2007 год 2008 год 2009 год Изменение
руб. уд. вес % руб. уд. вес %  руб. уд. вес %  руб.  уд.вес,%
1. Прибыль (убыток)  822908 100 812331 100 705396 100 -106935  
2. Прибыль  от продаж  697340 84,7 926324 114,0 827130 117,2 -99194 3.2
3. Прибыль  (убыток) от финансовых операций -   - - - -    
4. Прибыль  от прочей реализации -113454 13,8 -128109 15,7 -123653 17,5 4456 1.8
5.Прибыль  от финансово-хозяйственной деятельности 659815 80,2 798215 98,2 703477 99,7 -94738 1,5
6. Прибыль  от внереализационных операций  12114 1,5 14116 1,7 1919 0,3 -12197 -1,4
7. Чистая прибыль 496925   568632   458508   -110124  
 

   Изменения в структуре прибыли ООО «Ново-тур»  характеризуются данными табл.2.5, из которых следует, что в 2009 г. произошли изменения в структуре прибыли данного предприятия.

     На 99 194   руб. снизилась прибыль  от продаж продукции, на 4456 руб. возросла прибыль от прочей реализации. Так же   в  2009 г. уменьшилась  прибыль от внереализационных операций и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой) - на 110 124  руб.по сравнению с 2008 г.. Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях.

     Распределение прибыли является составной и  неразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц самой главной.

      Распределение прибыли на ООО «Ново-тур» представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.  

    2.4. Анализ  риска   банкротства предприятия 

     Сравнение массы прибыли с затратами  характеризует эффективность работы предприятия. Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый по схеме: издержки—объем продаж—прибыль. Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства и сбыта продукции. В отличие от внешнего финансового анализа (по данным публичной бухгалтерской отчетности) результаты операционного (внутреннего) анализа составляют коммерческую тайну предприятия.

     С помощью операционного анализа  можно решить широкий спектр управленческих задач:

     - оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;

     - прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя «Запас

       финансовой прочности»;

     - оценить предпринимательский риск;

     - выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

     - оценить результаты начального периода функционирования новой

        фирмы или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения

         основного капитала;

     - разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную

        политику в сфере производства и реализации товаров. Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. На практике они тесно связаны с понятием «маржинальный доход» иди «валовая маржа», означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных расходов (ПР).

     В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием производственного (операционного) рычага, расчет которого базируется на определении силы воздействия операционного рычага (СОР).

                        СОР = Маржинальный доход / прибыль                                           (1)     

      СОР показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль. Чем выше СОР, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием.  Эффект операционного  рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации товаров приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата (прибыли или убытка).

      Действие  данного эффекта связано с  неодинаковым влиянием переменных и постоянных издержек на конечный финансовый результат при изменении объема производства (продаж или делового оборота). Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и СВПР падает. Наоборот, повышение удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага. Порог рентабельности предприятия определяется по формуле:

                       Постоянные издержки (СР)

                                Порог   =            ----------------------------------                                    (2)

                       рентабельности      Коэффициент маржинального дохода

Коэффициент маржинального дохода (Кмд) показывает его удельный вес в выручке от реализации (в деловом обороте предприятия).

Маржинальный  доход

                                Кмд     =    ---------------------------------------                                           (3)               

Выручка от реализации товаров

      Сила  воздействия производственного  рычага — объективный фактор, выражающий уровень предпринимательского риска. Анализируя  данную таблицу 2.6,  можно отметить, то, что валовая маржа в 2009 году (1783 373 тыс. руб.)  ниже,   чем в 2008 году  (1 823 480  тыс. руб.) на   40107 тыс. руб.,   а сила операционного рычага в 2009 году выше, чем в 2008 году на 0,156 раз, это означает,  что  предпринимательский риск  на данном предприятии вырос.  Однако, валовая маржа как в 2008 году  так и в 2009 году больше постоянных издержек (1783373 руб. > 956243 руб.), следовательно, деятельность предприятия прибыльна,  из выручки от продаж покрываются не только все издержки, но и образуется прибыль (прибыль больше нуля).

     Таблица 2.6

Оценка  влияния финансовой прочности,

руб.

  Показатели 2007 год 2008 год 2009 год Изменения 2009 к 2008 гг.
1 Выручка 5 604250 5 708174 7 050 462 1342288
2 Переменные  издержки 4 147 754 3 884 694 5 267 089 1 382395
3 Валовая маржа (п.1-п.2) 1 456 496 1 823 480 1 783 373 - 40107
4 Постоянные  издержки 759156 897156 956243 59087
5 Прибыль (п.3-п.4) 697340 926324 827130 - 99194
6 Сила операционного рычага (п.3: п.5) 2,08 2,0 2,156 0,156
8 Коэффициент валовой  маржи (п.3: п.1) 0,259 0,319 0,252 -0,067
9 Порог рентабельности(п.4: п.8) 2 931 104 2 812 401 3 794 615 982 214
10 Запас финансовой прочности (п.1-п.9) 2 673 146 2 895 773 3 255 847 360 074

Информация о работе Концепция и анализ предпринимательского риска