Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 22:23, курсовая работа
Понятие риска имеет различные трактовки в литературе, что усложняет изучение данного явления. Риск определяют как действие, событие, ситуацию, неопределенность, вероятность. Попробуем разобраться, что же представляет собой риск и почему его трактовки столь многогранны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ……………………………………………...5
1.1. Предпринимательский риск: понятие, факторы возникновения и
функции…………………………………………………………………………………5
1.2.Виды предпринимательских рисков……………………………………………..10
1.3. Анализ рисков в деятельности предприятия………………………………..….18
1.4. Классификация потерь от риска…………………………………………………21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………………26
2.1. Характеристика деятельности ООО «Ново-тур»……………………….……..26
2.2. Анализ финансового состояния предприятия…………………………………29
2.3. Анализ формирования, распределения и использования прибыли
на предприятии………………………………………………………………………32
2.4. Анализ риска банкротства предприятия………………………………………35
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗРЕШЕНИЮ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….56
Таблица 2.4
Анализ состава и динамики прибыли,
руб.
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Изменение | |
руб. | руб. | руб. | Абсолютное (+,-) | 2009 г. к 2008 г. в % | |
1.Выручка от реализации продукции, услуг | 5 604250 | 5 708174 | 7 050 462 | 1342288 | 123,5 |
2.Себестоимость продаж товаров | 4 906 910 | 4781850 | 6223332 | 1441482 | 130,1 |
3.Валовая прибыль | 697340 | 926324 | 827130 | -99194 | 89,3 |
4. Прибыль от продаж | 697340 | 926324 | 827130 | -99194 | 89,3 |
5.Сальдо операционных результатов | -113454 | -128109 | -123653 | 4456 | 96,5 |
6. Сальдо внереализационных результатов | 12114 | 14116 | 1919 | -12197 | 13,5 |
7. Прибыль до налогообложения | 822908 | 812331 | 705396 | -106935 | 86,8 |
8. Чистая прибыль | 496925 | 568632 | 458508 | -110124 | 80,6 |
Из данных табл. 2.4 видно, что в 2009 году прибыль до налогообложения ООО «Ново-тур» составила 705 396 руб., по отношению к 2008 году она уменьшилась. Соответственно чистая прибыль также уменьшилась и составила 458 508 руб.
Следует отметить, что по отношению к 2008 году выручка от продаж продукции выросла на 1 342 288 руб., однако себестоимость продаж продукции растет опережающими темпами, что привело к снижению прибыли от реализации продукции в 2009 году. Однако при этом положительной динамикой является уменьшение операционных расходов на 4456 руб.по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Кроме того, прибыль от внереализационных операций в 2009 году составила всего 1 919 руб. (13,5% от 2007 года). Увеличение внереализационных расходов, таким образом, привело к снижению прибыли 2009 года на 2,4% (89,2% - 86,8%). Также на основе данных отчета о прибылях и убытках формы №2 построим таблицу 2.5 и проанализируем структуру прибыли.
В данную таблицу включаются такие обобщенные показатели как:
По – прибыль до налогообложения, руб.;
Пн – прибыль от продаж, руб.;
Пфо –прибыль от финансовых операций ( рассчитывается по форме №2 как стр. 60+ стр. 80 + стр.70 ), руб.;
П пр - прибыль от прочей реализации (рассчитывается по форме №2 как стр.90- стр100), руб.;
Прибыль пфд – от финансово-хозяйственной деятельности (рассчитывается как Ппродаж+Пфо+Ппр), руб.
Пвн - прибыль от внереализационных операций (рассчитывается по форме №2 как стр.120- стр.130),руб.;
Пч – нераспределенная (чистая) прибыль
Удельный вес (Уi ) каждого показателя прибыли (П) к общей прибыли (По) рассчитывается по формуле:
Таблица 2.5
Структура прибыли ООО «Ново-тур»
Показатели |
2007 год | 2008 год | 2009 год | Изменение | ||||
руб. | уд. вес % | руб. | уд. вес % | руб. | уд. вес % | руб. | уд.вес,% | |
1. Прибыль (убыток) | 822908 | 100 | 812331 | 100 | 705396 | 100 | -106935 | |
2. Прибыль от продаж | 697340 | 84,7 | 926324 | 114,0 | 827130 | 117,2 | -99194 | 3.2 |
3. Прибыль (убыток) от финансовых операций | - | - | - | - | - | |||
4. Прибыль от прочей реализации | -113454 | 13,8 | -128109 | 15,7 | -123653 | 17,5 | 4456 | 1.8 |
5.Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности | 659815 | 80,2 | 798215 | 98,2 | 703477 | 99,7 | -94738 | 1,5 |
6. Прибыль от внереализационных операций | 12114 | 1,5 | 14116 | 1,7 | 1919 | 0,3 | -12197 | -1,4 |
7. Чистая прибыль | 496925 | 568632 | 458508 | -110124 |
Изменения в структуре прибыли ООО «Ново-тур» характеризуются данными табл.2.5, из которых следует, что в 2009 г. произошли изменения в структуре прибыли данного предприятия.
На 99 194 руб. снизилась прибыль от продаж продукции, на 4456 руб. возросла прибыль от прочей реализации. Так же в 2009 г. уменьшилась прибыль от внереализационных операций и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой) - на 110 124 руб.по сравнению с 2008 г.. Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях.
Распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц самой главной.
Распределение
прибыли на ООО «Ново-тур»
представляет собой
процесс формирования
направлений ее предстоящего
использования в соответствии
с целями и задачами
развития предприятия.
Характер распределения
прибыли определяет
многие существенные
аспекты деятельности
предприятия, оказывая
влияние на ее результативность.
Это влияние проявляется
в различных формах
обратной связи распределения
прибыли с ее формированием
в предстоящем периоде.
2.4.
Анализ риска
банкротства предприятия
Сравнение массы прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприятия. Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый по схеме: издержки—объем продаж—прибыль. Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства и сбыта продукции. В отличие от внешнего финансового анализа (по данным публичной бухгалтерской отчетности) результаты операционного (внутреннего) анализа составляют коммерческую тайну предприятия.
С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач:
- оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;
- прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя «Запас
финансовой прочности»;
- оценить предпринимательский риск;
- выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;
- оценить результаты начального периода функционирования новой
фирмы или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения
основного капитала;
- разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную
политику в сфере производства и реализации товаров. Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. На практике они тесно связаны с понятием «маржинальный доход» иди «валовая маржа», означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных расходов (ПР).
В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием производственного (операционного) рычага, расчет которого базируется на определении силы воздействия операционного рычага (СОР).
СОР = Маржинальный доход / прибыль
СОР показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль. Чем выше СОР, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием. Эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации товаров приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата (прибыли или убытка).
Действие данного эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных издержек на конечный финансовый результат при изменении объема производства (продаж или делового оборота). Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и СВПР падает. Наоборот, повышение удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага. Порог рентабельности предприятия определяется по формуле:
Постоянные издержки (СР)
рентабельности Коэффициент маржинального дохода
Коэффициент маржинального дохода (Кмд) показывает его удельный вес в выручке от реализации (в деловом обороте предприятия).
Маржинальный доход
Кмд = ------------------------------
Выручка от реализации товаров
Сила воздействия производственного рычага — объективный фактор, выражающий уровень предпринимательского риска. Анализируя данную таблицу 2.6, можно отметить, то, что валовая маржа в 2009 году (1783 373 тыс. руб.) ниже, чем в 2008 году (1 823 480 тыс. руб.) на 40107 тыс. руб., а сила операционного рычага в 2009 году выше, чем в 2008 году на 0,156 раз, это означает, что предпринимательский риск на данном предприятии вырос. Однако, валовая маржа как в 2008 году так и в 2009 году больше постоянных издержек (1783373 руб. > 956243 руб.), следовательно, деятельность предприятия прибыльна, из выручки от продаж покрываются не только все издержки, но и образуется прибыль (прибыль больше нуля).
Таблица 2.6
Оценка влияния финансовой прочности,
руб.
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Изменения 2009 к 2008 гг. | |
1 | Выручка | 5 604250 | 5 708174 | 7 050 462 | 1342288 |
2 | Переменные издержки | 4 147 754 | 3 884 694 | 5 267 089 | 1 382395 |
3 | Валовая маржа (п.1-п.2) | 1 456 496 | 1 823 480 | 1 783 373 | - 40107 |
4 | Постоянные издержки | 759156 | 897156 | 956243 | 59087 |
5 | Прибыль (п.3-п.4) | 697340 | 926324 | 827130 | - 99194 |
6 | Сила операционного рычага (п.3: п.5) | 2,08 | 2,0 | 2,156 | 0,156 |
8 | Коэффициент валовой маржи (п.3: п.1) | 0,259 | 0,319 | 0,252 | -0,067 |
9 | Порог рентабельности(п.4: п.8) | 2 931 104 | 2 812 401 | 3 794 615 | 982 214 |
10 | Запас финансовой прочности (п.1-п.9) | 2 673 146 | 2 895 773 | 3 255 847 | 360 074 |
Информация о работе Концепция и анализ предпринимательского риска