Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:01, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей развития и функционирования коммерческих банков как важнейшего элемента банковской системы Республики Беларусь.
Задачами исследования являются:
- характеристика сущности коммерческих банков, их функций и операций;
- изучение понятий ликвидности и платежеспособности банка, а также факторов, влияющих на их уровень, и путей обеспечения;
- анализ современного состояния коммерческих банков Республики Беларусь, проблем и перспектив их функционирования.
Введение ……………………………………………………………………. 3
1 Коммерческие банки, их функции и основные виды операций,
совершаемые ими ………………………………………………………… 5
1.1 Понятие коммерческих банков, их классификация, функции и
операции ………………………………………………………………. 5
1.2 Виды процентных ставок и виды прибыли коммерческих банков и
источники их роста …………………………………………………....15
1.3 Платежеспособность банка ………………………………………….. 21
2 Современное состояние коммерческих банков РБ и рейтинг их
надежности ……………………………………………………………….. 26
Заключение …………………………………………………………………. 47
Список использованных источников ……………………………………... 50
Приложение А. Сведения о банках, действующих на территории Республики
Беларусь, по состоянию на 01.11.2010 г. ………………... 52
Приложение Б. Динамика ставок кредитно-депозитного рынка в 2007-
2010 гг. ……………………………………………………. 54
Приложение В. Индивидуальные международные рейтинги банков
Республики Беларусь …………………………………….. 55
Для поддержания ликвидности банк должен стремиться к максимальному снижению издержек в ходе реализации активов и привлечения пассивов, что является неотъемлемым условием поддержания устойчивости его финансового состояния. Показателем, характеризующим вероятность наступления нежелательных для банка потерь, является риск ликвидности. Риск ликвидности для банка связан с невозможностью быстрой конверсии финансовых активов в платежные средства по приемлемым ценам без потерь или привлечения дополнительных обязательств.
Одним
из направлений банковского
В зарубежной практике общий резерв ликвидности подразделяется на первичный и вторичный.
Первичный резерв ликвидности рассматривается как главный источник ликвидности банка. При этом в балансовых отчетах в роли первичных резервов фигурируют активы, включаемые в статью «наличность и задолженность других банков», куда входят средства на счетах обязательных резервов, средства на корреспондентских счетах (вкладах) в других коммерческих банках, наличные деньги в сейфе и чеки, а также иные платежные документы в процессе инкассирования. Доля первичных резервов оценивается отношением наличных активов к сумме вкладов или к сумме всех активов.
Вторичные резервы ликвидности - высоколиквидные доходные активы, которые с минимальной задержкой и незначительным риском потерь можно превратить в наличные средства. К ним относятся активы, которые обычно составляют портфель правительственных ценных бумаг и в некоторых случаях - средства на ссудных счетах. Основное назначение вторичных резервов - служить источником пополнения первичных резервов [17, с. 341].
Каждый коммерческий банк стремится создать минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал, исходя из своей ликвидности, надежности, прибыльности. Наиболее рациональная политика коммерческого банка в области управления ликвидностью состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности, поддержание оптимальных соотношений ликвидности и платежеспособности банка в процессе управления его активами и пассивами.
Таким образом, на основании проведенного анализа теоретических аспектов функционирования коммерческих банков, можно сделать ряд следующих выводов:
- банк - это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов;
- коммерческие банки выполняют следующие функции: аккумуляцию денежных средств, регулирование денежного оборота, посредническую функцию;
- операции банков подразделяются на активные, пассивные и посреднические. Активные банковские операции направлены на предоставление денежных средств; пассивные операции – на привлечение денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней; посреднические операции содействуют осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
- ссудный процент представляет собой цену ссужаемой во временное пользование стоимости. Субъектами экономических отношений на базе кредита являются кредитор и заемщик, выступающие как получатель и плательщик процента. Объектом отношений по поводу процента являются доходы, полученные от использования кредита;
- выделяют следующие виды процентов за банковский кредит: депозитный, учетный и ссудный;
- процентная ставка представляет собой относительную величину процентных платежей на заемный капитал за определенный период времени. По степени реагирования на изменения рыночного уровня процента существуют фиксированные процентные ставки и плавающие;
- базисная ставка является начальной отправной величиной для установления ссудного процента;
- ссудный процент формируется на основе цены кредитных ресурсов и маржи, необходимой для данного коммерческого банка. Отклонение реальной цены ресурсов от рыночной происходит под влиянием нормы обязательных резервов, порядка отнесения процентного расхода банка на себестоимость и действующей системы налогообложения. Достаточная для банка процентная маржа должна покрывать общебанковские издержки и создавать прибыль.
- ликвидность является одной из важнейших характеристик деятельности банка, которая свидетельствует о его надежности и стабильности. Ликвидность банка предполагает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные средства в центральном банке и эмитировать акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, другие долговые инструменты;
-
ликвидность выступает как необходимое
и обязательное условие платежеспособности.
Платежеспособность трактуется как способность
банка в должные сроки и в полной сумме
отвечать по своим обязательствам (перед
вкладчиками - по выплате депозитов, акционерами
- по выплате дивидендов, государством
- по уплате налогов, персоналом - по выплате
заработной платы).
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ РБ И РЕЙТИНГ ИХ НАДЕЖНОСТИ
В нашей стране развитие банковской системы имеет ряд существенных особенностей, обусловленных спецификой образования независимых государств после распада СССР. Распад СССР и прекращение в декабре 1991 г. деятельности Госбанка СССР привели к возникновению принципиально новой ситуации в банковском деле всех государств бывшего СССР, в том числе и в Беларуси.
К концу 1993 г. денежная система Советского Союза прекратила свое существование. Все государства бывшего СССР, включая и Беларусь, стали создавать собственные денежные системы во главе с центральными (национальными) банками, образованными на базе учреждений Госбанка СССР. Национальный банк Республики Беларусь (НБ РБ) был образован в 1991 г. С этого момента началась работа по созданию двухуровневой банковской системы. С июля 1992 г. вводится белорусский рубль – национальная валюта, которая стала законным платежным средством.
Появление стремительно развивающейся сети коммерческих банков, прекращение функционирования системы учета межфилиальных оборотов Госбанка СССР, который гарантировал осуществление межбанковских расчетов, потребовали принятие неотложных мер по созданию эффективной банковской системы республики. Последовательное снижение темпов инфляции и девальвации привело к существенному росту доверия к белорусскому рублю и сформировало необходимые условия для укрепления банковской системы республики, наращиванию ее финансового потенциала.
Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой.
В соответствии со ст. 132 Конституции Республики Беларусь, банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.
Национальный банк Республики Беларусь определяет основные направления совершенствования платежной системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты при проведении наличных и безналичных расчетов и ответственность за их нарушение; ведет ведомственный архив данных для статистической обработки и подтверждения информации о деятельности и операциях, осуществляемых при проведении межбанковских расчетов [2, с. 34].
В Республике Беларусь могут создаваться в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.
Большинство банков Республики Беларусь являются универсальными кредитными учреждениями, осуществляющими широкий круг банковских операций в интересах отечественных и зарубежных клиентов. Коммерческие банки проводят активные и пассивные операции за счет собственных и заемных средств, хранят свободные денежные средства на счетах в Национальном банке, самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств. Операции по продаже и покупке ресурсов могут производиться как в Беларуси, так и за ее пределами. Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь по состоянию на 1 ноября 2010 г., представлены в Приложении А.
Как
видно из Приложения А, в Республике
Беларусь в настоящее время
Стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь являются повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения. Развитие банковской системы предполагает расширение состава и объема, улучшение качества банковских услуг, повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные, мировую банковскую и финансовую системы [14, с. 3].
Формирование и развитие денежно-кредитного обращения в Беларуси осуществлялось в контексте «нешоковой терапии» и направлялось на повышение финансово-экономической стабильности, достижение нормальных темпов инфляции и девальвации. Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования, Национальный банк привлекает следующие инструменты: ставки учетного процента; нормы обязательных резервов кредитных учреждений; операции на открытом рынке; регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений.
В 1992 г. проводилась относительно жесткая денежная политика, что проявлялось в замедлении роста денежной массы и снижении темпов инфляции. Негативным следствием такой политики явился рост взаимной задолженности предприятий. Предприятия оказались не в состоянии ни покрыть свои расходы, ни получить правительственные кредиты. Кризис неплатежей стал причиной отказа от жесткой кредитной политики. Кредитная политика смягчилась, кредиты стали более доступными для предприятий, а накопленные долги предприятий были погашены в основном за счет денежной эмиссии и выделения новых кредитов.
В 1994 г. ужесточение денежной и кредитной политики снова обострило проблему платежей. Ситуация усложнялась тем, что образовавшиеся в 1994 г. неплатежи включали в себя задолженности по зарплате и налогам и были характерны в основном для убыточных отраслей. Вскоре произошло ускорение роста денежной массы и увеличение кредитования промышленности. Темпы инфляции выросли.
Неудачи с попытками стабилизации экономики привели к появлению более «мягкой» линии среди белорусских экономистов. Они предложили уже не полную остановку инфляции в качестве задачи программы стабилизации, а доведение инфляции до некоторого предсказуемого и контролируемого уровня. При сохранении некоторого, не очень большого уровня инфляции, не следует ожидать чрезмерного политического давления, и становятся возможными инвестиции в белорусскую экономику.
Сколько-нибудь успешные попытки использовать рычаги управления экономическими процессами впервые были предприняты в конце 1994 г. Начиная с октября 1994 г. Национальный банк РБ стал активно изменять процентную учетную ставку. Ежемесячно, к 20-му числу принимается решение о ее уровне. Причем, начиная с декабря 1994 г., данная ставка достигла уровня инфляции (40% в месяц), а затем, хотя и постепенно, снижалась в абсолютной величине, но оказалась выше, чем текущий темп инфляции, т.е. стала положительной. Наличие положительной учетной ставки – важнейшее условие нормального функционирования экономики. Оно означает, что денежные ресурсы вливаются в народное хозяйство не бесплатно (т.е. не происходит инфляционная эмиссия денег), а за реальную плату [9, с. 14].