Классификация рынков, рыночные механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи моей курсовой работы заключаются в определении понятия «рынок», рыночных отношений функций и условий формирования рынка. Также целью является рассмотрение структуры рынка, принципа реализации «невидимой руки рынка».

Содержание

Введение ……………………………………………………. 3.

Глава 1. Понятие «рынок», сущность, функции
и условия формирования.
Классификация рынков. ………………………………… 4.

1.1 Определение понятия «рынок».
1.2 Сущность рынка, его функции и условия формирования.
1.3 Классификация рынков.


Глава 2. Рыночный механизм.
Конкуренция. ………………………………….. 22.

2.1 Рыночный механизм, его элементы и функции.
2.2 Конкуренция и принцип «невидимой руки рынка».

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

  В двадцатых годах нынешнего века процесс монополизации в 
западных странах начал постепенно затихать из-за того, что во многих 
отраслях крупные предприятия оказывались неконкурентоспособными, а также 
из-за принятых против них законов. В результате в наши дни влияние 
монополий в хозяйстве этих стран в целом не нарушает принцип "невидимой 
руки". Что же касается взаимозависимости предприятий, то после великого 
кризиса 1929-1933 гг. был найден способ управлять всей экономикой через 
государственные финансы, позволяющий уменьшить колебания и избегать 
кризисов. Честь этого открытия принадлежит другому великому экономисту 
Джону Кейнсу, экономическая теория которого, увидевшая свет в 1936 г., 
стала теоретическим фундаментом процветания западных стран после кризиса 
начала 30-х годов. Таким образом, к середине нашего века принцип 
"невидимой руки" занял еще более прочное положение и в экономической 
науке, и в управлении хозяйством. 
  Изучая деятельность фирм, экономическая наука обнаружила, что наиболее 
последовательно фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической 
эффективности лишь в ситуации «совершенной конкуренции». 

  Основоположником основ теории совершенной конкуренции считается А. 
Маршалл: «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается 
в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или 
покупке чего-либо».
1 А.Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», 
как представляется, понимал не только конкурентного потребителя, но и 
любой другой субъект рынка. Этот термин нередко использовался как 
синоним свободной конкуренции. Совершенная конкуренция предполагает 
такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает 
максимум полезности из наличных ресурсов и технологий. Ресурсы 
эффективно распределяются и в сфере производства, и в сфере потребления. 
Фирмы выпускают такой набор продукции, который является наиболее 
предпочтительным, полезным для потребителя, а издержки производства 
становятся минимальными.

 

Заключение

  В заключении можно сказать что в самом общем виде рынок - это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства обращения и распределения товаров, а так же движения денежных средств. Рынок развивается вместе производства, вовлекая в обмен не продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (лес, земля). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет собой сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.  
  Я рассмотрела сущность рынка, его структуру, функции и условия формирования. 
  Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру. 
  Также очень важным понятием в рыночной экономике является понятие «инфраструктура». Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение, улавливает сигналы, идущие от потребителей и обеспечивает восприятие этих импульсов адекватную реакцию на них, связывает потребителей в единый хозяйственный процесс.

  Рассмотрела  признаки по которым классифицируется  рынок: по организационному признаку (степени ограничения конкуренции); по пространственному признаку; по объектам купли-продажи и т. д.Изучила понятие и принцип действия «невидимой руки рынка».  Рассмотрела три подхода к определению конкуренции: 
  Первый подход определяет конкуренцию как состязательность на рынке. 
Такой подход характерен в основном для отечественной литературы, 
изучавшей конкуренцию только теоретически и только по работам зарубежных 
экономистов.

Второй  подход рассматривает конкуренцию как неотъемлемый элемент 
рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение 
на рынке. Этот подход характерен для классической экономической теории. 
  Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому 
определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на 
современной теории морфологии рынка и позволяет выработать критерии и 
подходы, обеспечивающие государственное вмешательство в ход конкуренции 
на рынках. 
  Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству — что, в каком объеме, и структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство. 
   В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе. 
  Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой - порождает социальное расслоение

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

 

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: Книжный дом, 2004.- С. 126. 
2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. – С. 391.

3. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория. (серия «Учебное пособие») - СПб.: Питер, 2004- С.– 480.

4. Гусейнов, Р.М., Семенихина, В.А. Экономическая теория: Учебник. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – С. 440.

5. Курс экономической теории: Учебник, 5-е изд. Испр. И доп. /Под ред. М.Н. Чепурина,  
  Е.А. Киселевой. - Киров, "АСА", 2006.- С. 832.  

6. Куликов, Л.М.  Экономическая теория: Учебник. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – С. 432.

 
8. Маршалл А. Принципы политической экономики. – М.: Прогресс, 1984, т. 2.- С.6. 
 
9. Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. - М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 557.

10. Учебник /Под общ. ред. акд. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. Экономическая теория ( политэкономия) – 4-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2008. – С. 640. – (100 лет РЭА им. Г. В. Плеханова).

 1, 2   Учебник /Под общ. ред. акд.  Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. Экономическая теория ( политэкономия) – 4-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2008. – С.98.

Учебник /Под общ. ред. акд.  Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. Экономическая теория ( политэкономия) – 4-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2008. – С. 99.

Учебник /Под общ. ред. акд.  Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. Экономическая теория ( политэкономия) – 4-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2008. – С.100.

Информация о работе Классификация рынков, рыночные механизмы