Классификация рынков, рыночные механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи моей курсовой работы заключаются в определении понятия «рынок», рыночных отношений функций и условий формирования рынка. Также целью является рассмотрение структуры рынка, принципа реализации «невидимой руки рынка».

Содержание

Введение ……………………………………………………. 3.

Глава 1. Понятие «рынок», сущность, функции
и условия формирования.
Классификация рынков. ………………………………… 4.

1.1 Определение понятия «рынок».
1.2 Сущность рынка, его функции и условия формирования.
1.3 Классификация рынков.


Глава 2. Рыночный механизм.
Конкуренция. ………………………………….. 22.

2.1 Рыночный механизм, его элементы и функции.
2.2 Конкуренция и принцип «невидимой руки рынка».

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

 высокая концентрация  хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм;

 доминирующее, то есть преобладающее, положение  этих фирм на рынке определенных  товаров;

 установление  монопольных цен (завышенных при  продаже и/или заниженных при  покупке товаров) и, благодаря  этому получение для себя сверхприбылей;

 барьеры для  вступления в отрасль для других  фирм практически непреодолимы.

2. Классификация рынков  по пространственному  признаку

По пространственному  признаку рынки подразделяются на:

 Местный рынок (в пределах села, города);

 Региональный рынок (в пределах одного региона);

 Национальный рынок (внутренний);

 Мировой рынок - это совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.).

 Рынок покупателей - на этом рынке предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков;

 Рынок продавцов - этот рынок характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.;

 Рынок государственных учреждений - включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти;

 Рынок промежуточных продавцов - посредников - выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

3. Классификация рынков  по объектам купли-продажи

По объектам купли-продажи рынки подразделяются на:

 Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) - включает в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств производства (товаров, предназначенных для производственного потребления). Целевое назначение потребительских товаров состоит в достижении равновесия между спросом и его товарным покрытием.

Рынок услуг - совокупность купли-продажи услуг образования, здравоохранения, общественного питания  и др.

Инфраструктура  рынка товаров и услуг представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, ярмарками и аукционами, фирмами, занимающимися рекламой, сбором и снабжением информацией участников рыночных отношений;

 Рынок труда - на этом рынке осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи. Важнейшей функцией биржи труда является выполнение посреднических операций между предпринимателями и рабочими.

Кроме этого  биржи труда оказывают материальную поддержку в случае вынужденной  безработицы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам;

 Информационный рынок - поставщиками информации выступают институты и учебные заведения, научно-технические сообщества;

 Рынок капиталов - состоит из рынка денег и рынка ценных бумаг. Функционирование денежного рынка обеспечивается посредством банков и других организаций (страховых компаний, различных фондов), способных аккумулировать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. Кредиты предоставляются за определенную плату в виде процента. Предназначение денежного рынка состоит в обеспечении инвестиционного процесса. Инвестиции (денежные вложения в общественное производство) способствуют экономическому росту.

Непосредственное  отношение к денежному рынку  имеет рынок ценных бумаг. Ценные бумаги - кредитно-долговые обязательства  продавца перед покупателем. Основные виды ценных бумаг - это акции и  облигации. Все остальные (векселя, опционы, варранты, фьючерсные контракты и др.) - производные от основных.

Акции и облигации  покупаются и продаются на рынке  ценных бумаг, функционирующем в  виде фондовой биржи. Реализация функций  фондовой биржи невозможна без брокерских компаний, осуществляющих биржевые операции.

 Рынок инноваций, т.е. рынок нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

 Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией.

В современных  условиях наибольшее распространение  в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие  комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

 Рынок жилья - до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

4. Другие классификации

Помимо перечисленных  признаков рынки делятся:

По степени  развития:

 Неразвитый рынок - характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.

Но уже и  здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров;

 Свободный рынок - характеризуется следующими чертами:

 неограниченное  число участников рыночных отношений  и свободная конкуренция между  ними;

 абсолютно  свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

 абсолютная  мобильность факторов производства;

 неограниченная  свобода передвижения капитала;

 наличие у  каждого участника абсолютно  полной информации о рынке  (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.);

 абсолютная  однородность одноименных товаров  (отсутствие торговых марок и  т.д.);

 ни один  участок свободной конкуренции  не в состоянии оказать непосредственное  влияние на решение другого  неэкономическими методами;

 цены устанавливаются  стихийно в ходе свободной конкуренции;

 отсутствие  монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного  регулирования.;

 Регулируемый рынок - это рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

Рынок может  регулироваться:

 с помощью  своего собственного рыночного  механизма, элементами которого  являются конкуренция, прибыль,  цена, спрос, предложение и др.;

 государством  прямо и косвенно через госзаказы,  налоги и т.д.;

 Деформированный рынок - Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:

 отсутствие  многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

 чрезмерная  централизация в распределении  товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в  коммерческой деятельности;

 монополизм  производителя и торговца;

 несбалансированность  спроса и предложения, которая  с каждым годом возрастает;

 чрезмерный  рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения,  бюджетный дефицит, огромная эмиссия  денег и т.д.;

 расцвет теневой  экономики, «серого» и «черного»  рынков;

 попытка усиления  региональных рынков, разгул центробежных  сил; расцвет бартерных сделок  вместо более развитых торгово-денежных  отношений;

 деформация  экономических интересов субъектов  рыночных отношений (например, у  торговцев возникает интерес  не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

 отсутствие  у потребителя права выбора  товара..

По характеру  ассортимента товаров:

 Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

 Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

 Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

 Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По характеру  продаж:

 Оптовый рынок;

 Розничный рынок.

По уровню насыщения:

 Равновесный рынок;

 Избыточный рынок;

 Дефицитный рынок.

По соответствию законодательным нормам:

 Легальный рынок;

 Нелегальный рынок - включает теневую торговлю и «черный» рынок.

По товарным группам:

 Рынок товаров производственного назначения;

 Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);

 Рынок сырья и материалов и т.д.

По отраслевому  признаку:

 Рынок автомобилей;

 Рынок нефти;

 Рынок компьютерной техники

 Текстильный рынок;

 Рынок сельхозпродукции и т.д.

В зарубежных странах  выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

Таким образом, рынки классифицируются:

 по организационному  признаку: рынок совершенной (свободной)  конкуренции; рынок монополистической  конкуренции; олигополистический  рынок; монополистический рынок;

 по пространственному  признаку: местный; региональный; национальный; мировой; рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов;

 по объектам  купли-продажи: рынок товаров  и услуг; рынок труда; информационный  рынок; рынок капиталов; рынок инноваций; рынок лицензий; рынок жилья;

Информация о работе Классификация рынков, рыночные механизмы