Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 06:14, курсовая работа
Цели и задачи моей курсовой работы заключаются в определении понятия «рынок», рыночных отношений функций и условий формирования рынка. Также целью является рассмотрение структуры рынка, принципа реализации «невидимой руки рынка».
Введение ……………………………………………………. 3.
Глава 1. Понятие «рынок», сущность, функции
и условия формирования.
Классификация рынков. ………………………………… 4.
1.1 Определение понятия «рынок».
1.2 Сущность рынка, его функции и условия формирования.
1.3 Классификация рынков.
Глава 2. Рыночный механизм.
Конкуренция. ………………………………….. 22.
2.1 Рыночный механизм, его элементы и функции.
2.2 Конкуренция и принцип «невидимой руки рынка».
Заключение
Список литературы
высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм;
доминирующее,
то есть преобладающее,
установление
монопольных цен (завышенных
барьеры для
вступления в отрасль для
2. Классификация рынков по пространственному признаку
По пространственному признаку рынки подразделяются на:
Местный рынок (в пределах села, города);
Региональный рынок (в пределах одного региона);
Национальный рынок (внутренний);
Мировой рынок - это совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.).
Рынок покупателей - на этом рынке предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков;
Рынок продавцов - этот рынок характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.;
Рынок государственных учреждений - включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти;
Рынок промежуточных продавцов - посредников - выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
3. Классификация рынков по объектам купли-продажи
По объектам
купли-продажи рынки
Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) - включает в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств производства (товаров, предназначенных для производственного потребления). Целевое назначение потребительских товаров состоит в достижении равновесия между спросом и его товарным покрытием.
Рынок услуг - совокупность
купли-продажи услуг
Инфраструктура рынка товаров и услуг представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, ярмарками и аукционами, фирмами, занимающимися рекламой, сбором и снабжением информацией участников рыночных отношений;
Рынок труда - на этом рынке осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи. Важнейшей функцией биржи труда является выполнение посреднических операций между предпринимателями и рабочими.
Кроме этого
биржи труда оказывают
Информационный рынок - поставщиками информации выступают институты и учебные заведения, научно-технические сообщества;
Рынок капиталов - состоит из рынка денег и рынка ценных бумаг. Функционирование денежного рынка обеспечивается посредством банков и других организаций (страховых компаний, различных фондов), способных аккумулировать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. Кредиты предоставляются за определенную плату в виде процента. Предназначение денежного рынка состоит в обеспечении инвестиционного процесса. Инвестиции (денежные вложения в общественное производство) способствуют экономическому росту.
Непосредственное отношение к денежному рынку имеет рынок ценных бумаг. Ценные бумаги - кредитно-долговые обязательства продавца перед покупателем. Основные виды ценных бумаг - это акции и облигации. Все остальные (векселя, опционы, варранты, фьючерсные контракты и др.) - производные от основных.
Акции и облигации покупаются и продаются на рынке ценных бумаг, функционирующем в виде фондовой биржи. Реализация функций фондовой биржи невозможна без брокерских компаний, осуществляющих биржевые операции.
Рынок инноваций, т.е. рынок нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией.
В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.
Рынок жилья - до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.
4. Другие классификации
Помимо перечисленных признаков рынки делятся:
По степени развития:
Неразвитый рынок - характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.
Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров;
Свободный рынок - характеризуется следующими чертами:
неограниченное
число участников рыночных
абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
абсолютная
мобильность факторов
неограниченная свобода передвижения капитала;
наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.);
абсолютная
однородность одноименных
ни один
участок свободной конкуренции
не в состоянии оказать
цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
отсутствие
монополии (один производитель)
Регулируемый рынок - это рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.
Рынок может регулироваться:
с помощью
своего собственного рыночного
механизма, элементами
государством
прямо и косвенно через
Деформированный рынок - Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:
отсутствие
многочисленных рыночных
чрезмерная
централизация в распределении
товарных ресурсов и их
монополизм производителя и торговца;
несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;
чрезмерный
рост цен, безудержная
расцвет теневой
экономики, «серого» и «
попытка усиления
региональных рынков, разгул центробежных
сил; расцвет бартерных сделок
вместо более развитых торгово-
деформация
экономических интересов
отсутствие у потребителя права выбора товара..
По характеру ассортимента товаров:
Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
По характеру продаж:
Оптовый рынок;
Розничный рынок.
По уровню насыщения:
Равновесный рынок;
Избыточный рынок;
Дефицитный рынок.
По соответствию законодательным нормам:
Легальный рынок;
Нелегальный рынок - включает теневую торговлю и «черный» рынок.
По товарным группам:
Рынок товаров производственного назначения;
Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
Рынок сырья и материалов и т.д.
По отраслевому признаку:
Рынок автомобилей;
Рынок нефти;
Рынок компьютерной техники
Текстильный рынок;
Рынок сельхозпродукции и т.д.
В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
Таким образом, рынки классифицируются:
по организационному
признаку: рынок совершенной (свободной)
конкуренции; рынок
по пространственному признаку: местный; региональный; национальный; мировой; рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов;
по объектам
купли-продажи: рынок товаров
и услуг; рынок труда;
Информация о работе Классификация рынков, рыночные механизмы