Классификация рынков, рыночные механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи моей курсовой работы заключаются в определении понятия «рынок», рыночных отношений функций и условий формирования рынка. Также целью является рассмотрение структуры рынка, принципа реализации «невидимой руки рынка».

Содержание

Введение ……………………………………………………. 3.

Глава 1. Понятие «рынок», сущность, функции
и условия формирования.
Классификация рынков. ………………………………… 4.

1.1 Определение понятия «рынок».
1.2 Сущность рынка, его функции и условия формирования.
1.3 Классификация рынков.


Глава 2. Рыночный механизм.
Конкуренция. ………………………………….. 22.

2.1 Рыночный механизм, его элементы и функции.
2.2 Конкуренция и принцип «невидимой руки рынка».

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

  По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие  "рынок"  приобретает  все  более  сложное  толкование, которое  находит  отражение  в  мировой   экономической   литературе. Так, французский экономист-  математик О. Курно считает, что под  термином  "рынок" следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом  всякий  район, где  отношения  покупателей  и  продавцов  свободны,  цены  легко  и  быстро выравниваются.3 В таком определении рынка сохраняется его пространственная характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты.

  С дальнейшим развитием товарного обмена,  появлением  денег,  товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени  и пространстве, и характеристика  рынка только  как места торговли  уже не отражает  реальность,  ибо   формируется   новая   структура   общественного производства  – сфера  обращения, которая   характеризуется   обособлением материальных  и  трудовых  ресурсов,  затрат  труда   с   целью   выполнения определенных специфических для обращения  функций.  В  результате  возникает новое  понимание  рынка  как  формы  товарного  и  товарно-денежного  обмена, которое   получило   наибольшее   распространение   в   нашей экономической литературе. В толковых  словарях  Даля  и Ожегова приводятся значения рынка как места розничной торговли и как  сферы  товарного  обмена. Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок –  это  сфера  не  только  товарного обмена, но и обращения, куда включается  и  обращение  денег,  в  том  числе современный рынок ценных бумаг.

  Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных  отношений,  то появляются новые определения рынка как совокупность  покупателей  (Ф. Котлер) или  всякой  группы  людей,  вступающих  в  тесные   деловые   отношения   и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А.Маршалл)

  Но это всего лишь одна сторона рынка. Эти определения  рынка  неполны, так  как  не  охватывают  всю  совокупность  субъектов  рыночных   отношений (производителей,  потребителей  и посредников),   не   включают   отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

  С появлением товара рабочая сила рынок приобретает всеобщий  характер, он все более проникает  в  само  производство:  покупка  не  только  средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.

  Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен.  Понятие "рынок"  расширяется до  понимания   его   как   элемента   воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения  основных составных частей этого продукта. В результате появляются  определения  рынка как совокупности "экономических отношений, с помощью которых  осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной  форме"  или  как  сферы реализации части совокупного  общественного  продукта,  в  процессе  которой проявляются присущие данному способу  производства  экономические  отношения по  поводу  производства  и  потребления  материальных   благ".

  Между определением  рынка  как  сферы  обращения  и  как  совокупности конкретных экономических отношений есть  принципиальная  разница: 

  в первом случае акцент делается на  объект  рыночных отношений – наличие товарно- материальных ценностей  и  денежных  средств; 

  во  втором  – на  отношения, выражающие сущность категории "рынок".

  Рынок рассматривают также как систему  или тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:

1. Натурально-вещественные - безвозмездные,  соответствующие объему  и структуре потребностей.

2. Товарные  связи - осуществляемые  посредством  рынка.

  Характерными чертами   последнего   типа   отношений   являются   взаимные    соглашения обменивающихся   сторон, эквивалентная   возмездность, свободный   выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные)  связи  возможны  только на  основе  свободной  купли-продажи  товаров  и   услуг.   Прямое   жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в  виде  выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о  деформации  рыночных  связей.  По  форме жесткое фондирование или распределение по карточкам скорее  приближаются  к первому  типу  хозяйственных  связей,  хотя  и  сопровождаются,  формальными актами, купли-продажи.

  Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень-важную роль играют не  только  прямые  (производство  –  рынок–потребитель),  но  и обратные (потребитель – рынок – производство) хозяйственные связи. Академик В.С.Немчинов писал, что "если не принимать во внимание  обратные  связи,  то можно создать такую  окостенелую  механическую  систему,  в  которой...  вся система залимитирована сверху донизу на каждый  данный  момент  и  в  каждом данном пункте... такая... система будет тормозить социальный, и  технический прогресс, под  напором  реального  процесса  хозяйственной  жизни  рано  или поздно   она   будет   сломана".Эти   слова    оказались    пророческими. Административно-командная система хозяйствования,  по  существу  отвергавшая рынок и роль обратных связей в прогрессивном развитии общества, оказалась  в середине 80-х годов в глубоком  кризисе  и реформируется в новую систему хозяйствования.

  Теоретически доказано и мировым историческим опытом подтверждено,  что механизм  обратных  связей   есть   непременное   условие   устойчивости   и эффективности любой экономической системы. Попытки заменить  обратные  связи административным командованием  неизбежно  оборачиваются   деформацией   не только рынка, но  и  всей  экономической  системы,  возникновением  глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой  экономическими  интересами их роли движущей силы экономического развития.

  Таким  образом,  можно  выделить  еще  одно  понимание  рынка  –   как общественной формы организации и  функционирования  экономики,  при  которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без  посреднических институтов,  регулирующих  деятельность производителей   и   потребителей, прямое   и   обратное   воздействие   на   производство    и    потребление.                                                                     

  Обмен  товаров  через  рынок  становится  формой системы экономических отношений рыночной  экономики  и  организация  системы обмена товаров, ее институты,  процесс  этого  обмена,  его  субъекты,  сами товары, которые функционируют в рамках этой системы –  все  это  приобретает имя рынка. Иногда рынок определяют как сферу купли-продажи товаров и  услуг. Но сфера рынка не ограничивается только этими отношениями.

  Рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и  социально-экономические   отношения   (собственности,   производства,   распределения, потребления  и  т.д.),  а   также   организационно-экономические   отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.).  Это дает  основания рассматривать   рынок   в   функционирующей   экономической   системе    как самостоятельную подсистему. Вся  экономическая  система  представляет  собой совокупность    различных    подсистем    в    теснейшей    взаимосвязи    и взаимозависимости. 

  В  экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельные подсистемы, и,  в  зависимости  от  того,  какая  подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая  система:

Если преобладает рынок,  то  система – рыночная,  так возникает рыночная экономика;

Если  преобладает  государство,  то  система – административно-командная;

Если преобладает натуральное хозяйство, то  такова  и  система  в целом.

  Все рассмотренные нами определения рынка свидетельствуют  о  различных ступенях в историческом процессе познания рынка как  экономического  явления и раскрывают разные грани этого  явления. 

  Иногда  под  рынком  ошибочно  понимают  условия  реализации  товаров. Действительно, на рынке складываются условия  реализации  товаров  и  услуг, определяемые соотношением спроса и предложения (теория спроса и  предложения рассмотрена в последующих главах), которые относятся не  столько  к  аспекту рынка, сколько к аспекту производства, распределения и потребления.  Условия рынка характеризуют его состояние, а не сущность.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.2 Сущность рынка, его функции и условия формирования

  Современная экономика является прежде всего рыночной. Поэтому важное значение имеет выяснение сущности рынка, его структуры, функций и условий формирования. Рынок не может существовать без системы предприятий и организаций, которые обеспечивают движение товаров и услуг, ценных бумаг и рабочей силы, т.е. рыночной инфраструктуры. В течение продолжительного времени рынок определяли как место, где осуществляется покупка или продажа товаров. Вот почему у многих людей слово «рынок» ассоциируется прежде всего с базаром - местом обмена производимых благ. Однако «рынок» - понятие более широкое. Это и магазины, универмаги, универсамы и т.п., где продаются продукты питания, одежда, обувь, товары ежедневного потребления. На фондовых биржах продаются и покупаются ценные бумаги (акции, облигации), на товарных - предлагаются товары за стандартными качественными показателями. Отношения между продавцами и покупателями по поводу существующих и потенциальных товаров также входят в понятие «рынок».

  Как явление хозяйственной жизни рынок появился в древности, будучи следствием исторического развития производства и обмена: развития общественного разделения труда, появления экономически самостоятельных, юридически независимых хозяйствующих субъектов и перехода от натурального производства до непосредственного продуктообмену, а затем и товарного обмена. В современных условиях, когда, с одной стороны, неуклонно растет количество товаров, покупателей и продавцов, а с другой - происходит развитие средств связи, покупка-продажа может осуществляться с помощью телефонной и почтовой связи, через Интернет - магазины. Для этого не нужен непосредственный контакт субъектов рыночных отношений, а значит, место для их встречи. Рынок - это сфера обмена, который осуществляется по законам товарного производства и обращения

  Однако когда речь идет о рынке как сферу обмена, следует иметь в виду, что обмен может происходить и в нерыночный форме (например, бартер), поэтому понятие рынка предполагает, что обмен товаров осуществляется общественной оценкой, которая отражается в цене. Иначе говоря, рынок выполняет роль механизма, с помощью которого достигается равновесие спроса и предложения, происходит координация разнообразной деятельности людей через систему цен.

  Рынок решает три основные экономические задачи: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ. Какие товары и услуги производить определяют не парламент или правительство, а покупатели и продавцы. Покупатели приобретают только те товары, которые отвечают определенным требованиям. Если нет спроса на некий товар, а на его производство израсходованные материалы, сырье, орудия труда, рабочая сила, то фирма или производитель терпят убытки. Главную роль в решении вопроса, что производить, в рыночных условиях играет цена. Покупатель заплатит за определенный товар цену, которая его устраивает, а продавец отдаст свой товар за сумму, которая принесет ему доход.

  Как производить товары определяет конкуренция между производителями. При применении примитивной техники, технологии, организации производства индивидуальные издержки производства будут выше общественно необходимы, а следовательно, хозяйствующие субъекты будут продавать свои товары по ценам ниже, чем расходы на эти товары. В результате они станут банкротами. Следовательно, конкуренция побуждает всех товаропроизводителей уменьшать издержки производства через внедрение новой техники, технологии, организации производства и т.д.

  Для кого производить товары определяет спрос. Если население получает высокие доходы, то оно может приобретать различные товары. В случае если большинство населения страны имеет ограниченные доходы, она будет покупать лишь предметы первой необходимости. В первом случае спрос будет стимулировать производство, а во втором - его отсутствие стимулирование свертывания производства.

  Важным потребителем, а следовательно, стимулятором производства являются предприятия и фирмы. Если они получают значительные доходы, то покупают факторы производства (материалы, сырье, технику, информацию, рабочую силу), что способствует развитию производственного потребления. И наоборот, при значительной убыточности предприятий спрос на факторы производства уменьшаться.

  Заказчиками различных товаров могут быть правительство и иностранные фирмы, что также определяет направление производства.

Информация о работе Классификация рынков, рыночные механизмы