Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 06:14, курсовая работа
Цели и задачи моей курсовой работы заключаются в определении понятия «рынок», рыночных отношений функций и условий формирования рынка. Также целью является рассмотрение структуры рынка, принципа реализации «невидимой руки рынка».
Введение ……………………………………………………. 3.
Глава 1. Понятие «рынок», сущность, функции
и условия формирования.
Классификация рынков. ………………………………… 4.
1.1 Определение понятия «рынок».
1.2 Сущность рынка, его функции и условия формирования.
1.3 Классификация рынков.
Глава 2. Рыночный механизм.
Конкуренция. ………………………………….. 22.
2.1 Рыночный механизм, его элементы и функции.
2.2 Конкуренция и принцип «невидимой руки рынка».
Заключение
Список литературы
Итак, рынок обеспечивает связь между производством и потреблением, пропорциональность процесса воспроизводства, его целостность, общественное признание созданного продукта, общественного характера труда, что воплощается в нем. Любая стоимость удовлетворяет потребности людей лишь после ее реализации, а труд, потраченный на производство товара, становится общественно необходимым. Происходит это благодаря достижению равновесия между спросом и предложением. На рынке количество товаров, которые хотят приобрести покупатели, должно равняться количеству товаров, которые предлагают продавцы. При таких условиях цены устанавливаются на уровне спроса и предложения, что и обусловливает равновесие. Цена равновесия - это цена, по которой предложение соответствует спросу. Равновесие рыночных цен обеспечивает сбалансированность между различными отраслями производства, производственной и непроизводственной сферами, между суммами стоимостей и цен товаров, между платежеспособным спросом и предложением. Если равновесия между спросом и предложением нет, то рынок через цену влияет на производство. Недостаточное количество определенных потребительских стоимостей на рынке приводит к повышению цен на них и наоборот. Это, в свою очередь, влияет на производство, предопределяет его развитие или сокращения. Если запасы товаров реализуются по ценам, близкими к цене равновесия, то такой рынок является эффективным. Наиболее эффективно рынки функционируют в условиях чистой конкуренции, к которой относятся: неограниченное количество участников рынка, свободный доступ к рынку и свободный выход из него.
Свободный
рынок существует при любых формах собственности,
(кроме государственной) Каждый участник
рынка вкладывает деньги в акции, облигации
и другие ценные бумаги для получения
дохода. Это возможно лишь в случае привлечения
дополнительных ресурсов и расширения
производства. Изделия на рынке однородные;
наличие у каждого участника рынка полного
объема информации относительно спроса,
предложения, цены, нормы прибыли и т.п.;
в системе свободного рынка нет места
любым типам монополии, исключены инфляция,
безработица, перепроизводство. Однако
все перечисленные признаки относятся
к «идеальному свободному
рынку», который не существует в действительности.
Любой реально функционирующий рынок
(его еще называют конкурентным или операционным)
имеет элементы свободного. Понятие
«свободный рынок» - это не стихия и
анархия, как иногда думают. Он имеет совершенно
иное толкование: предоставление
права свободного выбора
потребителю того или
иного блага в пределах
его доходов и уровня
цен, которые сложились. Это должно обеспечить:
Во-первых: независимость экономического субъекта от властных структур;
Во-вторых: свободный выбор товара;
В-третьих: диктат на рынке потребителя, а не производителя.
Рынок является одним из величайших достижений цивилизации, общеэкономических явлением, характерным для любого способа производства, где действуют законы товарного хозяйства. Рыночные отношения динамичны, они отображают особенности исторических, экономических, природных, социально-политических, национальных, культурных и иных условий развития различных стран. В связи с этим между различными странами существуют значительные различия в характере рынка и рыночных механизмах (мотивация труда, критерии эффективности, степень развития кредитно-банковской системы, организация и методы регулирования).
Современный рынок как высокоразвитый продукт цивилизации коренным образом отличается от рынка эпохи свободной конкуренции. Для него характерны гарантированный сбыт значительного количества товаров, социальная защита нетрудоспособного и малообеспеченного населения, государственное регулирование финансовой, денежной, кредитной и ценовой политики, высокая организованность и исполнительная дисциплина. Рынок со сложным образованием, которое, с одной стороны, является сферой обмена, совокупностью процессов купли-продажи, баланс между которыми достигается за счет цен, а с другой - обеспечивает связь между производством и потреблением, непрерывность процесса воспроизводства, его целостность.
Более глубоко сущность рынке можно раскрыть через функции, которые он выполняет:
Ценообразующая функция.
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
Информационная функция.
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
Регулирующая функция.
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая "невидимая рука", о которой еще писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» ( Смит А. «Исследование о природе и причинах богатства народов». М., 1962 )
В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице.
Посредническая функция.
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.
Санирующая функция.
Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.
В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса; многие не выдерживают конкуренции.
Функции
рынка делают его в принципе
весьма эффективной системой. Однако
это не означает, что рыночные
отношения являются полностью
совершенными и обеспечивают
прогрессивное развитие
1.3. Классификация рынков.
Рынок имеет определенную структуру. Структура
рынка - это внутреннее строение его отдельных
элементов.
Рынки классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются:
1. по организационному признаку (степени ограничения конкуренции);
2. по пространственному признаку;
3. по объектам купли-продажи.
4. Кроме этого, рынки классифицируют:
по степени развития;
по характеру ассортимента товаров;
по характеру продаж;
по уровню насыщения;
по соответствию законодательным нормам;
по товарным группам;
по отраслевому признаку.
и т.д.
1. Классификация рынков по организационному признаку
По организационному
признаку (степени ограничения
Рынок совершенной (свободной) конкуренции - основные черты рынка совершенной конкуренции:
значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;
объемы производства
и предложения отдельного
всеми продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;
все участники
рынка (продавцы и покупатели)
обладают одинаковой
мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
При соблюдении
этих условий возникает
Рынок монополистической конкуренции - это такая рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей.
Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик;
Олигополистический рынок - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм.
Характерной особенностью
олигополистического рынка
Монополистический рынок - это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Таким образом, основными признаками такого рынка являются:
Информация о работе Классификация рынков, рыночные механизмы