Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 06:14, курсовая работа
Цели и задачи моей курсовой работы заключаются в определении понятия «рынок», рыночных отношений функций и условий формирования рынка. Также целью является рассмотрение структуры рынка, принципа реализации «невидимой руки рынка».
Введение ……………………………………………………. 3.
Глава 1. Понятие «рынок», сущность, функции
и условия формирования.
Классификация рынков. ………………………………… 4.
1.1 Определение понятия «рынок».
1.2 Сущность рынка, его функции и условия формирования.
1.3 Классификация рынков.
Глава 2. Рыночный механизм.
Конкуренция. ………………………………….. 22.
2.1 Рыночный механизм, его элементы и функции.
2.2 Конкуренция и принцип «невидимой руки рынка».
Заключение
Список литературы
Проиллюстрируем сказанное. Мы видели, что увеличение потребительского спроса на какой-нибудь продукт повышает цену этого товара сверх издержек его производства, включающих заработную плату, ренту, процент и нормальную прибыль. Образующаяся в результате экономическая прибыль служит, по существу, сигналом для производителей о том, что общество требует большое количество этого продукта. Именно конкуренция «побуждает» новые фирмы вступать в данную отрасль одновременно вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, точно соответствующего издержкам производства. Однако если в отрасли отсутствует конкуренция и в ней господствует, скажем, одна гигантская фирма (монополист), которая в состоянии воспрепятствовать вступлению в отрасль потенциальных конкурентов, такая фирма может, предотвращая расширение отрасли, продолжать извлекать экономическую прибыль. Между тем конкуренция не ограничивает свою роль гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства, в конечном счете, означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства. Например, как мы уже видели, конкуренция обеспечивает обстановку, способствующую техническому прогрессу.
Весьма примечательным аспектом функционирования и корректировочных операций конкурентной рыночной системы является то, что она создает необычайное и важное тождество - тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной рыночной системы, одновременно как бы направляемые «невидимой рукой» - способствуют обеспечению государственных или общественных интересов. Предприятия, стремящиеся получать более высокую прибыль, с одной стороны, и поставщики ресурсов, добивающиеся большого денежного вознаграждения за них, - с другой, сговариваются между собой об осуществлении тех самых изменений в распределении ресурсов а, следовательно, и в структуре продукции, которые в данное время требует общество. Иными словами, сила конкуренции контролирует или направляет мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества. Концепция «невидимой руки» заключается в том, что, когда фирмы максимизируют свою прибыль, общественный продукт тоже максимизируется.
Рынок как определенный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах (как в жестко централизованной экономической системе), а на добровольном обмене, имеет целый ряд очевидных преимуществ. Рыночный механизм с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Через рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т. е. решается вопрос, что и в каком количестве производить.
Рыночная экономика в принципе (за некоторыми весьма редкими исключениями) не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т. д. В отличие от затратного, расточительного характера командно-административной системы, с большим трудом, медленно и болезненно внедряющей достижения научно-технического прогресса, рыночная система стремится использовать имеющиеся ресурсы наиболее эффективным образом. Производитель в условиях жесткой конкурентной борьбы может укрепить свои позиции, расширить рынки сбыта, увеличить получаемую прибыль главным образом путем снижения издержек, роста производительности труда, совершенствования технического уровня производства. Используя последние достижения науки и техники, производитель получает хотя и временные, но весомые преимущества в конкурентной борьбе за счет снижения индивидуальных издержек и получения квазиренты. Таким образом, сам рыночный механизм создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства.
Командно-административная система, провозглашая на словах принцип распределения по труду, на практике осуществляет жесткий централизованный контроль за уровнем доходов, что неизбежно порождает преимущественно уравнительное распределение, не создающее должных стимулов к труду. С этой точки зрения рыночный механизм обладает несомненным преимуществом, поскольку устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Рынок в должной мере вознаграждает тех, кто интенсивно и эффективно работает, строго дифференцирует доход каждого и тем самым постоянно поддерживает действенные стимулы к труду. Следует особо подчеркнуть, что в рыночной экономике не существует производства ради производства. В центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство. Основная задача любого товаропроизводителя найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. От того, насколько успешно решается эта задача, в конечном итоге зависит благосостояние производителя. Поэтому именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары.
Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу выбора продавцов и покупателей, свободу ценообразования. Это означает, что важным преимуществом рыночной экономики является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Эта система обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Наконец, очевидно, главным преимуществом рыночной системы является то, что это не какая-то умозрительная схема, искусственно сконструированная и насильственно внедряемая. Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, изменяясь, приспосабливаясь к менявшимся условиям и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех известных до сих пор форм организации общественного производства.
Было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Рыночная экономика является динамичной, но недостаточно стабильной системой. Эта макроэкономическая нестабильность рыночной системы имеет целый ряд проявлений:
неустойчивые темпы экономического роста и циклический характер развития;
недоиспользование ресурсов и неполная занятость;
нестабильность общего уровня цен и инфляция.
Как уже отмечалось, одним из обязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой является конкуренция. Однако внутри самой рыночной системы происходят процессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции. Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция более чем желательна, каждый отдельный предприниматель стремится избавиться от тех жестких ограничений, которые она налагает на него. Во-вторых, технический прогресс, постоянно стимулируемый рыночным механизмом, во многих отраслях требует, с чисто технологической точки зрения, крупномасштабного производства, что ведет к увеличению размеров фирм. Таким образом, рынок внутри себя неизбежно рождает монополию, а монополия, господствуя на рынке, концентрирует в своих руках экономическую власть и получает возможность устанавливать монопольные цены и извлекать монопольную сверхприбыль.
Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако рынок это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Поэтому и эффективность распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т. е. получают свое отражение в цене.
Говоря о недостатках
рыночной системы, обычно особо подчеркивают
социальные проблемы. Действительно,
рынок порождает значительную дифференциацию
доходов, имущественное расслоение населения.
Но поскольку товары в рыночной экономике
направляются туда, где имеется больше
денег, рынок может предписать некоторым
людям голодать из-за недостаточности
дохода, а другим получать чрезмерные
доходы и пребывать в роскоши. Кроме того,
рынок предъявляет одинаково жесткие
требования ко всем, но разные люди находятся
в разном положении: в любом обществе существуют
достаточно многочисленные социально
уязвимые слои больные, инвалиды, сироты
и т. д., которые объективно не могут участвовать
в конкурентной борьбе. Рыночная система
сама по себе не заботится об этих людях
и может оставить их без средств к существованию.
Вместе с тем такая постановка вопроса
не вполне корректна. Ведь рынок представляет
собой социально нейтральный механизм,
призванный решать экономические проблемы
распределения ограниченных ресурсов.
Социальные проблемы должно решать государство
и проводить активную социальную политику.
В целом же наличие у рыночного механизма
существенных недостатков приводит к
необходимости его регулирования, главным
образом путем вмешательства государства
в экономическую жизнь. Основные функции
государства состоят в проведении макроэкономической
политики (антициклической, антиинфляционной,
политики полной занятости) и антимонопольной
политики, в предоставлении общественных
благ и регулировании внешних эффектов,
а также в решении социальных проблем.
2. 2 Конкуренция и принцип «невидимой руки рынка».
Слово
«конкуренция» пришло в лексикон экономистов
из обиходной речи, и
на первых порах оно употреблялось весьма
вольно, с не устоявшимся
смыслом. Постепенно смысл этого слова
уточнялся, становился все более и
более определенным. Конкуренция вошла
в круг основных понятий
экономической теории.
И все же конкуренция долгое время
трактовалась нестрого, как нечто
очевидное в своей непосредственной данности.
До 1870-х гг. ее
сколько-нибудь глубокого и систематического
осмысления просто не было.
Лишь последующие десятилетия принесли
теоретический образ (модель)
конкуренции, а к началу 20-х гг. XX столетия
эта модель сложилась в
окончательном виде и нашла свое место
в экономической науке.
О конкуренции написано и опубликовано
достаточно много научных работ, в
каждой из которых даются те или иные определения
этого понятия. Для
литературы советского периода характерно
отрицательное отношение к
конкуренции в целом. Конкуренция определяется
как «антагонистическая
форма экономического соревнования частных
товаропроизводителей». В более
поздней отечественной литературе отношение
к конкуренции изменилось на
диаметрально противоположное – вместо
отрицательных определений
появились определения в превосходных
степенях. «Конкуренция оказывает
наиболее благоприятное влияние на развитие
предпринимательства. При ней
в более полной мере используются рассеянные
в обществе знания и
осуществляется их рыночный отбор для
развития производства – в
конкуренции выживают и реализуются те
из них, которые дают наибольшую
эффективность».
В современной
микроэкономической теории конкуренция
понимается как некое свойство рынка.
Такое понимание возникло в связи с развитием
теории морфологии рынка. В зависимости
от степени совершенства конкуренции
на рынке выделяются различные типы рынков,
для каждого из которых свойственно определенное
поведение экономических субъектов. Под
конкуренцией здесь подразумевается не
соперничество, а скорее, степень
зависимости общих рыночных условий от
поведения отдельных участников
рынка. В этой связи важно различие терминов
«конкуренция» и
«соперничество». В современном понимании
термин «соперничество»
относится к действительному поведению,
тогда как термин «конкуренция»
относится к определяющей строение рынка
модели, используемой для
предсказания поведения на определенном
рынке. Поведение экономических
агентов может иметь характер соперничества
лишь при олигопольном
строении рынка, когда их взаимозависимость
положительна и достаточно
высока. С другой стороны, поведение монополиста
или олигополиполиста
(участника рынка совершенной конкуренции)
не может характеризоваться как
соперничество, поскольку на рынках такого
строения взаимозависимость
экономических субъектов ничтожно мала.
Соперничество проявляется в предложении
новых продуктов, улучшении
качества уже выпускаемых, рекламировании
своих продуктов, специальных
мерах по продвижению их на рынок и т.п.
Ярко выраженное соперничество
может наблюдаться в поведении субъектов,
которые в то же время не могут
быть названы совершенными конкурентами.
Но и наоборот, совершенная
конкуренция наблюдается на тех рынках,
где явное соперничество
отсутствует. Таким образом, различие
конкуренции и соперничества
возникло лишь с развитием теории строения
рынка. Экономисты-классики не
различали этих понятий, говоря просто
о конкуренции. Но,
говоря о
свободной конкуренции,
они, прежде всего, имели
ввиду соперничество.
Рынок - продажи однородного товара и его
ближайших субститутов.
Существует три подхода к определению
конкуренции:
Первый подход определяет конкуренцию
как состязательность на рынке.
Такой подход характерен в основном для
отечественной литературы,
изучавшей конкуренцию только теоретически
и только по работам зарубежных
экономистов.
Второй
подход рассматривает конкуренцию как
неотъемлемый элемент
рыночного механизма, который позволяет
уравновесить спрос и предложение
на рынке. Этот подход характерен для классической
экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию
как критерий, по которому
определяется тип отраслевого рынка. Этот
подход основывается на
современной теории морфологии рынка
и позволяет выработать критерии и
подходы, обеспечивающие государственное
вмешательство в ход конкуренции
на рынках.
Первый подход основывался на понимании
конкуренции как соперничества за
достижение лучших результатов на каком
либо поприще и был характерен для
начальной стадии научных исследований.
Именно подобная формулировка
конкуренции была выдвинута основоположником
экономической науки А.
Смитом. В рамках классической экономической
теории конкуренция
рассматривалась как неотъемлемый элемент
рыночного механизма.
Конкуренция - это та самая «невидимая
рука» рынка, которая координирует
деятельность его участников. «Каждый
индивидуум по необходимости
работает для того, чтобы отдать обществу
такой ежегодный доход, на
который он способен. В целом он, однако,
не пытается реализовать свой
общественный интерес и не знает, насколько
он его реализует… Он
стремится только к своей собственной
выгоде, и в этом, как и во многих
других случаях, им движет невидимая рука,
обеспечивающая, в конце
концов, результат, о котором он и не думал».
«Дергая» за ниточки
марионеток-предпринимателей, «рука»
заставляет их действовать в
соответствии с неким «идеальным» планом
развития экономики, безжалостно
вытесняет фирмы, занятые производством
ненужной рынку продукции.
«Невидимая рука» - желание фирм и
поставщиков ресурсов получить
наибольшую выгоду на конкурентных рынках
с целью наилучшего обеспечения
интересов общества в целом (максимального
удовлетворения потребностей).
Это выражение принадлежит Адаму Смиту.
Оно отражает тождество частных и
общественных интересов. Фирмы и поставщики
ресурсов, преследующие
собственные выгоды и действующие в условиях
острой конкурентной борьбы,
одновременно способствуют достижению
общественных интересов. Концепция
«невидимой руки» состоит в том, что когда
фирмы и предприниматели
максимизируют свою прибыль, общественный
продукт также максимизируется.
К реальной хозяйственной жизни страны
принцип Адама Смита, как и всякий
принцип вообще, применим с оговорками,
которые зависят от ее конкретных
условий. В истории каждой развитой страны
бывали периоды, когда эти
условия настолько деформировали экономику,
что возникали сомнения в
правильности самого принципа "невидимой
руки". Например, во второй
половине прошлого века в хозяйстве западноевропейских
стран произошли
изменения, которые Адам Смит не предвидел,
да и не мог предвидеть.
Во-первых, появилось много крупных предприятий,
которые часто
превращались в монополии. Во-вторых, что
еще более важно, в результате
изменения технологии производства предприятия
стали более
взаимозависимыми и испытывали мощные
одновременные подъемы и спады. Оба
эти явления усиливались, и Карл Маркс,
уловив их зарождение и быстрое
развитие, сделал свои знаменитые предсказания
об увеличении размаха
подъемов и кризисов, обнищании трудящихся
и грядущем крахе рыночной
системы.
Информация о работе Классификация рынков, рыночные механизмы