Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 06:14, курсовая работа
Цели и задачи моей курсовой работы заключаются в определении понятия «рынок», рыночных отношений функций и условий формирования рынка. Также целью является рассмотрение структуры рынка, принципа реализации «невидимой руки рынка».
Введение ……………………………………………………. 3.
Глава 1. Понятие «рынок», сущность, функции
и условия формирования.
Классификация рынков. ………………………………… 4.
1.1 Определение понятия «рынок».
1.2 Сущность рынка, его функции и условия формирования.
1.3 Классификация рынков.
Глава 2. Рыночный механизм.
Конкуренция. ………………………………….. 22.
2.1 Рыночный механизм, его элементы и функции.
2.2 Конкуренция и принцип «невидимой руки рынка».
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО
ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ
БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА
ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ОМСКИЙ
ФИЛИАЛ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Студента(ки) Искоренко Натальи
Группа№1Ф3
Тема: Классификация рынков, рыночные механизмы. Реализация принципа «невидимой руки рынка».
Факультет: Финансово-учётный
Специальность: Финансы и кредит
Отделение: Очное
Научный руководитель Т. Л Эджибия
___________________
____________________ ___________________ Дата поступления
работы в деканат
Содержание.
Введение ……………………………………………………. 3.
Глава 1. Понятие «рынок», сущность, функции
и условия формирования.
Классификация рынков. ………………………………… 4.
Глава 2. Рыночный механизм.
Конкуренция. ………………………………….. 22.
2.1 Рыночный механизм, его элементы и функции.
2.2 Конкуренция и принцип «невидимой руки рынка».
Заключение
Список литературы
Введение
В процессе
исторического развития рыночного (товарного)
хозяйства изменялось понимание рынка,
его сущности, изменялся и сам рынок, его
роль в экономике возрастала.
Современная экономика развитых стран
носит рыночный характер. Рыночная система
оказалась наиболее эффективной и гибкой
для решения основных экономических проблем.
Она формировалась не одно столетие, приобрела
цивилизованные формы, и, по всей видимости,
будет определять экономический облик
будущего во всех странах мира.
Актуальность выбранной мною темы
обусловлена переходом от административно
модели к рыночной экономике в России.
Длительное время в стране отвергались
товарно-денежные отношения соответствующие
им форм собственности, а практика развития
национальной экономики почти полностью
была изолирована от мирового рынка. Разрушалось
натуральное и полунатуральное хозяйство,
которое служит своеобразным буфером,
смягчающим многие острые проблемы процесса
становления рынка (безработица, нехватка
товарного продовольствия). В результате
этих и многих других проблем стали постепенно
развиваться рыночные отношения и сам
рынок.
Известно, что без вмешательства правительства
(т. е. без введения контроля за ценами
или других законодательных мер) предложение
и спрос придут в равновесие, на базе которого
будут установлены рыночная цена товара
и его общий объем производства. Но каким
образом цена и количество товара зависят
от отдельных характеристик спроса и предложения?
Как они варьируют во времени и зависят
от реакции предложения и спроса на такие
переменные экономические показатели,
как общая экономическая активность, издержки
на заработную плату и т.п., которые постоянно
меняются?
Цели и задачи моей курсовой работы заключаются в определении понятия «рынок», рыночных отношений функций и условий формирования рынка. Также целью является рассмотрение структуры рынка, принципа реализации «невидимой руки рынка».
В первой
главе наиболее полно
Вторая глава связана с рыночным механизмом, его элементами и функциями. Подробно описывается механизм взаимосвязи и взаимодействия спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Анализируются «закон спроса», и «закон предложения», основы этих законов. Рассматриваются факторы, влияющие на спрос и предложение.
Также во второй
главе рассматривается конкуренция, три
существующих подхода к определению конкуренции.
Объясняется как конкуренция координирует
деятельность участников рынка.
Рынок — одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок» применяется как всеми известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности имеется самое различное толкование рынка у нас и за рубежом.
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.
Еще А.Маршалл отмечал необходимость того, чтобы применяемые экономической наукой понятия были четко определены. Для этого нам нужно проследить, как изменялось представление о том или другом понятии в процессе исторического развития, и определить, что же мы сегодня подразумеваем под ними. Важно и другое (по словам А.Маршалла) употребление терминов не должно быть слишком категоричным, чтобы не впасть в бессмысленный спор или, что еще хуже, допустить ошибку.1
По словам Н. Бухарина, рынок – это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.2
Объективная необходимость рынка обусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства.
Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие.
Первое условие – общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственным ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. Это положение объясняется принципами сравнительного преимущества, т.е. производством продукции при относительно меньших издержках упущенных возможностей. Так, два производителя могут произвести обувь и одежду. Первый за неделю производит две пары обуви и четыре блузки. Второй – три пары обуви и девять блузок. Альтернативная стоимость пары обуви у первого производителя равна двум блузкам, а у второго – трем блузкам. Относительно меньшая альтернативная стоимость (издержки упущенных возможностей) производства обуви – у первого производителя. Следовательно, ему нужно специализироваться на производстве обуви, а второму – на производстве блузок.
Второе условие - экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. Д. Хайман писал,
что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться. Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое выражается в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой – всеобщего обособления (ограничения) производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений.
Третье условие – разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по измерению свойств товаров, и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан. Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую теорию Р. Коузом. Он доказал, что удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности определены (специфицированы) слабо. Это характерно для стран с переходной экономикой. Снижение этих издержек возможно на пути совершенствования юридических норм, укрепления этического фундамента, честности, ответственности, создания инфраструктуры рынка.
Для эффективного
функционирования рынка необходимо и
четвертое условие -
самостоятельность производителя,
свобода предпринимательства, свободный
обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель,
тем больше развит рынок. Свободный
обмен позволяет сформироваться свободным
ценам, которые укажут производителям
ориентиры наиболее эффективных направлений
их деятельности.
Понятие
"рынок" многогранно,
поэтому достаточно
трудно охарактеризовать его
однозначно. По мере
развития общественного производства
и обращения это понятие неоднократно
менялось. Первоначально рынок
рассматривался как базар,
место розничной торговли, рыночная
площадь. Это самое упрощенное,
узкое понимание рынка. Объясняется
оно тем, что рынок появился
еще в период разложения
первобытного общества, когда обмен между
общинами только становился
более или менее регулярным,
приобретал форму товарного
обмена, который осуществлялся
в определенном месте и определенное
время.
Первоначально рынок имел примитивные формы. Так, по наблюдениям этнографов, на острове Калимантан и в районах нынешней Малайзии рыночные отношения осуществлялись следующим образом: продавцы, положив свои продукты для обмена, уходили, чтобы дать возможность покупателям свободно осмотреть товары; если покупатель решался приобрести предложенные ему товары, он оставлял свои продукты и уходил; затем возвращались продавцы и в случае согласия забирали оставленные покупателем предметы, взамен оставив свои. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
Информация о работе Классификация рынков, рыночные механизмы