Классификация рынков, рыночные механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи моей курсовой работы заключаются в определении понятия «рынок», рыночных отношений функций и условий формирования рынка. Также целью является рассмотрение структуры рынка, принципа реализации «невидимой руки рынка».

Содержание

Введение ……………………………………………………. 3.

Глава 1. Понятие «рынок», сущность, функции
и условия формирования.
Классификация рынков. ………………………………… 4.

1.1 Определение понятия «рынок».
1.2 Сущность рынка, его функции и условия формирования.
1.3 Классификация рынков.


Глава 2. Рыночный механизм.
Конкуренция. ………………………………….. 22.

2.1 Рыночный механизм, его элементы и функции.
2.2 Конкуренция и принцип «невидимой руки рынка».

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

Помимо перечисленных  признаков, рынки можно классифицировать:

 по степени  развития: неразвитый; свободный; регулируемый; деформируемый;

 по характеру  ассортимента товаров: замкнутый;  насыщенный; рынок широкого ассортимента; смешанный;

 по характеру  продаж: оптовый и розничный;

 по уровню  насыщения: равновесный; избыточный; дефицитный;

 по соответствию  законодательным нормам: легальный  и нелегальный;

 по товарным  группам: рынок товаров производственного  назначения; рынок потребительских товаров; рынок сырья и материалов и др.;

 по отраслевому  признаку: рынок автомобилей; рынок  нефти; рынок компьютерной техники;  текстильный рынок; рынок сельхозпродукции  и т.д.

 
 

 
 
 

 

2. 1 Рыночный механизм,  его элементы и функции.

  Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

  Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

   Рыночный  механизм действует на основе  экономических законов: изменения  спроса, изменения предложения, равновесной  цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д.

  На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

  Важно отметить что рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей.

  Действие этого механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому для реализации рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики.

  На рынке продавцы и покупатели на свой страх и риск совершают обменные сделки. Все боятся прогадать, быть обманутыми, понести убытки. Все хотят продать подороже, а купить подешевле. Риск выражается в том, что товаропроизводитель стремится предугадать спрос, сформировать его и выпустить продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен. В это время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных товаров, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать товар за бесценок. Таким образом, на рынке стихийно возникают различного рода конфликты, которые разрешаются с помощью рыночного механизма. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

  Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

  Рыночный механизм содержит в себе элементы: 1) саморазвития 2) государственного регулирования путем воздействия государства на спрос, предложение, цены и конкуренцию.

  Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.  
  Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену .Такие основополагающий понятия как спрос и предложения нельзя рассматривать отдельно друг от друга, ибо они находятся во взаимосвязи и взаимообусловлены.

  Термин спрос имеет для экономиста специфическое значение. Спрос изображается в виде графика:

 

Рис. Кривая спроса

 

  График показывает количество продуктов, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени.      

  Коренное качество спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. В общем существует отрицательная или обратная связь, которую экономисты назвали «законом спроса». Что лежит в основе этого закона ? Чтобы ответить на этот вопрос проанализируем этот закон: Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий совершить им покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.  
  На спрос влияют кроме ценовых также и неценовые факторы. Вот некоторые из них:

  1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, спрос возрастет по каждой цене. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов.

  2. Число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.

  3. Доход. Воздействие на спрос изменений дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше дорогих вещей. И, наоборот, при снижении дохода спрос на такие вещи падает. Товары, на которые спрос изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении дохода, называются товарами низшей категории.

  4. Цены на сопряженные товары. Повышение цены на сливочное масло влечет за собой повышение спроса на более дешевый маргарин.

  5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможного повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь, чтобы упредить угрожающее повышение цен. И наоборот ожидание понижения цен на товары ведет к сокращению спроса.

 

  Предложение. Предложение можно изобразить в виде кривой предложения характеризующей отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать.

 

Рис. Кривая предложения.

 

   Между ценой и предложением существует прямая или положительная связь. С повышением цены возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он просто показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, чем они хотели бы это сделать по низкой цене.

  Существует тесная связь между предложением и издержками производства. Если покупателя при приобретении товара на рынке интересует, прежде всего, его полезность, то для продавца (производителя) центральное место занимают издержки производства. Поскольку в условиях совершенной конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена покинуть его.

   Определим основные виды издержек фирмы. Издержки подразделяются на две большие категории: 1.Постоянные 2.Переменные.

  1.Постоянные издержки - это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата управленческого и административного персонала и т. п.   

  2.Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Динамика переменных издержек неравномерна: начиная с нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; затем, по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает складываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем, однако, когда вступает в действие закон убывающей производительности, переменные издержки снова начинают обгонять рост производства. Таким образом, совокупное предложение как сумма рыночного предложения отдельных фирм зависит в конечном итоге от уровня издержек производства Необходимо заметить, что и на предложение также влияют неценовые факторы:

  1. Цена на ресурсы. Снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение. Например, если цены на семена и удобрения кукурузы снизятся, можно ожидать увеличения предложения кукурузы и наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение.

  2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволит более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данной ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение.

  3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства, то есть включают их в себестоимость. Поэтому повышение налогов, увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив когда государство дотирует или по-другому субсидирует производство, оно фактически снижает издержки и увеличивает предложение.

  4. Цены на другие товары. Например, снижение цены на пшеницу может побудить производителей выращивать кукурузу и т.д.

  5. Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время.

  6. Число продавцов. Чем больше на рынке поставщиков товара, тем больше его предложение. Итак, осуществив анализ спроса и предложения попытаемся определить, что же получено в результате действия механизма спроса и предложения. Ограниченное количество имеющихся в обществе товаров распределено между возможными их потребителями. Это было, как утверждает П. Самюэльсон, «распределение по кошельку». Если мы наложим друг на друга кривую спроса и кривую предложения мы увидим, что в какой то точке они пересекутся.

Рис. Равновесная цена.

 

  Здесь в точке Е будет равновесная цена, или как еще называют ее экономисты цена рыночного клиринга. Причем равновесие здесь означает «покой» или «гармония». Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены. Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. Конечно, равенство спроса и предложения это теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания.

Информация о работе Классификация рынков, рыночные механизмы