Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:12, курсовая работа
Актуальность исследования вопросов формирования кадровой политики продиктована необходимостью совершенствования ее реализации в условиях инновационной экономики и процессов глобализации. Выяснение содержания категорий «кадровая политика», «кадровая политика региона», «кадровая политика предприятия» обусловило поиск стратегических решений и механизма ее реализации на различных уровнях власти. Необходимо выявить особенности современной кадровой политики на уровне государства, региона и предприятия, провести классификацию комплекса макро-, мезо- и микроэкономических факторов, определяющих кадровую политику, разработать инновационные технологии прогнозирования развития регионального рынка труда и рыночной модели формирования кадровой политики.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Сущность, основы и функции кадровой политики…………….........6
Отбор персонала предприятия……………………………………………..10
1.2 Оценка трудовой деятельности персонала………………………………...14
1.3 Проблемы формирования кадровой политики……………………………18
Глава 2. Общая характеристика предприятия ООО «Ремстрой» ……………22
2.1 Количественная и качественная характеристика кадрового состава ООО «Ремстрой»………………………………………………………………………24
2.2. Проблемы и условия, осложняющие развития кадрового потенциала предприятия……………………………………………………………………...29
2.3 Основные итоги реализации кадровой политики на предприятии ООО «Ремстрой» ……………………………………………………………………....31
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности кадровой политики...34
3.1 Направления совершенствования кадровой политики на предприятии ...38
3.2 Направления реализации кадровой политики……………………………..40
Заключение……………………………………………………………………….49
Список использованной литературы…………………………
Процесс
кадрового планирования включает в
себя три основных этапа :
1) оценку наличных ресурсов (персонала,
руководящих кадров);
2) оценка будущих потребностей в персонале
определенной квалификации);
3) разработку программы удовлетворения
будущих потребностей в персонале и руководящих
кадрах.
Планирование
трудовых ресурсов в действующей организации
логично начать с оценки их наличия. Руководство
должно определить, сколько человек занято
выполнением каждой технологической операции,
требующейся для реализации конкретной
цели. Помимо этого, руководство должно
оценить и соответствие качественных,
функциональных и иных характеристик
имеющегося персонала оперативным и стратегическим
задачам организации.[14, с.26]
Следующим
этапом планирования является прогнозирование
численности персонала, необходимого
для реализации краткосрочных (оперативных)
и перспективных стратегических целей.
При кардинальных организационных изменениях,
например, при создании нового предприятия,
полной реконструкции действующих, оценка
перспективной потребности в рабочей
силе представляет собой сложную комплексную
(системную) задачу. В этих условиях необходимы
адекватная оценка внешнего рынка труда
и качественный анализ имеющейся на нем
рабочей силы [7. С. 19].
Существует
несколько методов анализа качественных
характеристик (параметров) работника.
Один из них заключается в непосредственном
наблюдении за работником, формальном
определении и регистрации всех выполняемых
им действий. Второй метод основан на сборе
информации посредством проведения собеседования
с работником или его непосредственным
руководителем. Этот метод может оказаться
менее точным из-за возможных искажений,
вносимых восприятием опрашиваемого (или
опрашивающего). Возможно также применение
метода анкетирования. При этом работник
отвечает на вопросы, касающиеся выполняемой
или будущей работы. Информация, полученная
при анализе содержания работы, является
очень важной для большинства последующих
мероприятий по планированию, набору,
отбору и распределению персонала. На
основе этой информации создаются должностные
инструкции, которые представляют собой
перечень основных обязанностей, требующихся
знаний и навыков, а также прав работников [12.
С. 143].
Цель набора
персонала заключается в создании необходимого
резерва кандидатов на все специальности
и должности. Из них организация отбирает
наиболее подходящих по функциональным
и иным характеристикам для нее работников.
Объем работы по набору в значительной
степени определяется разницей между
наличным персоналом и будущей потребностью
в нем. При этом учитываются такие факторы,
как выход на пенсию, текучесть, увольнения
в связи с истечением срока договора найма,
расширение сферы деятельности организации.
Отбор персонала. Этот этап
связан с непосредственным отбором наиболее
подходящих кандидатов из потенциальных
лиц, выявленных в ходе набора. В подавляющем
количестве случаев выбирать следует
человека, имеющего наилучшую квалификацию
(наилучшие функциональные знания и навыки)
для выполнения конкретной работы на занимаемой
должности, а не кандидата, который обладает
преимущественно положительными человеческими
качествами.
В зависимости
от обстоятельств, объективное решение
о выборе, может основываться на профессиональном
образовании кандидата, уровне его трудовых
умений и навыков, опыте предшествующей
работы, личных человеческих качествах.
Для руководящих должностей, особенно
более высокого уровня, главное значение
имеют навыки налаживания межличностных,
межфирменных и межрегиональных отношений,
а также психологическая совместимость
кандидата с вышестоящими начальниками
и с его подчиненными. Отбор кадров можно
рассматривать как одну из форм предварительного
контроля качества человеческих ресурсов
[15. С. 149].
Отбор персонала
можно рассматривать как механизм реального
привлечения персонала, сущность которого
состоит в выборе из общего числа кандидатов
наиболее подходящих работников с учетом
их пригодности и индивидуальных характеристик.
В основе отбора персонала лежит сравнение
профиля требований конкретного рабочего
места (должности) и характеристик (профессиональных
и личностных свойств) кандидата, отражающих
его пригодность к занятию данного рабочего
места.
1.2 Оценка трудовой деятельности персонала
После того, как работник адаптировался в коллективе и получил необходимую подготовку для эффективного выполнения своей работы, необходимо определить степень эффективности его труда. Оценка результатов деятельности новых работников должна осуществляться в результате проведения соответствующих контрольных мероприятий. Такой контроль должен осуществляться на основе сопоставления реальных результатов с действующими нормами (стандартами). Целью данного контроля является установление наличия отклонения реальных параметров от нормативных (стандартных) требований. При наличии таковых руководством предпринимаются соответствующие корректирующие требования.
Оценка
результатов деятельности необходима
не только для оценки соответствия
нового работника должностным
Административные функции контроля заключаются в повышении или понижении по службе, переводе на другую должность в рамках одного иерархического уровня, прекращении трудового договора. Оценка труда персонала, в том числе новичков - имманентная функция организации, без выполнения которой невозможна эффективная кадровая политика.
Продвижение по службе является обоснованным для организации, поскольку позволяет ей заполнить вакансии служащими, которые уже проявили свои способности. Оно является желательным и для персонала, поскольку удовлетворяет его стремление к успеху, достижениям и самоуважению. Продвижение по службе является отличным способом признания эффективной работы персонала. Однако при принятии решений о продвижении по службе руководство должно повышать только тех, кто реально внес вклад в повышение эффективности деятельности организации. Руководству не следует повышать по службе тех работников, которые хорошо исполняют свои нынешние обязанности, но не располагают потенциалом для эффективной работы в новой должности. Поэтому оценку персонала следует разделять на оценку соответствия предъявляемым требованиям и оценку способностей к выполнению перспективных требований, обусловленных стратегией организации.
Оценку трудовой деятельности чаще всего проводят руководители организации, линейные и функциональные менеджеры, преподаватели (комиссии) профессиональных учебных заведений, консалтинговые фирмы.
Наиболее
объективными являются мнения линейных
и функциональных руководителей, а
также руководителей
Оценка
результатов деятельности нужна
и для того, чтобы можно было
информировать людей о
Для руководителя любой организации очень важно знать мотивацию работников и уметь эффективно управлять ею с целью повышения производительности труда и качества выполняемой работы. Персонал организации существенно различается по степени выраженности разных мотивов (потребностей). Следует иметь в виду, что потребности постоянно меняются в зависимости от большого количества факторов.
Исходя из этого, актуальным является создание системы оценки и формирования мотивации трудовой деятельности работников организации, в центре которой должна находиться привлекательная система оплаты труда. Она должна быть главным средством побуждения персонала к работе. Эта система особенно важна в условиях кризиса и дефицита финансовых средств, так как позволяет максимально эффективно использовать человеческие ресурсы [8. С. 265].
Система оценки и формирования мотивации кадров должна быть комплексной и включать в себя следующие компоненты:
-
мониторинг реальной мотивации
трудовой деятельности
- оценку внутренних и внешних факторов мотивации труда;
- определение влияния трудовой мотивации на промежуточные и конечные показатели трудовой деятельности;
-
разработку и внедрение
-
определение принципов и
- контроль и оценку эффективности управления мотивацией персонала.
Оценка
результатов трудовой деятельности
представляет собой важное средство
мотивации поведения людей. Определив
сильных работников, администрация
может должным образом
Мотивирование персонала можно определить как процесс регулирования системы взаимоотношений работника с материально-социальной средой (предприятие, рабочее место, коллектив, предмет деятельности, система управленческих стратегий) [11. С. 407].
Спектр форм поощрения широк, так как зависит только от фантазии управляющих. Чаще всего это страхование, ссуды, обучение, путевки, оплата проезда в общественном транспорте, медицинское обслуживание и др.
Таким образом, в первой главе были исследованы теоретические и методические основы формирования кадровой политики на предприятии.
1.3
Проблемы формирования
Современная система управления кадрами в условиях рыночной экономики представляет возможности разработки новой, более гибкой стратегии развития кадрового потенциала предприятий, приводящей к радикальным изменениям в системе управления кадрами.
Большинство отечественных и зарубежных авторов рассматривают в неразрывной связи такие понятия, как "кадровый потенциал" и "управление кадрами", поскольку только при умелом управлении возможно рациональное использование кадров и, как следствие, эффективная деятельность предприятия в условиях острой рыночной конкуренции. Управление кадрами - это многогранный и исключительно сложный процесс, имеющий свои специфические особенности и закономерности. В самом общем виде под управлением кадрами понимается целенаправленная деятельность руководящего состава предприятия, руководителей и специалистов подразделений системы управления кадрами, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления кадрами. [9, с. 16]
планирование, формирование, распределение
и рациональное использование
кадров составляет основное
• с точки зрения его формирования;
• с точки зрения его использования.
Формирование кадрового потенциала общества в целом означает подготовку незанятого населения к трудовой деятельности, вовлечение в материальное и духовное производство всего трудоспособного населения страны. Иными словами, формирование представляет собой создание реального потенциала живого труда, знаний и навыков, охватывающего все общество и каждого индивида. [14, с. 80]
При
этом, формируя кадровый потенциал, необходимо
учитывать, по нашему мнению, следующие
признаки: демографические, медико-биологические,
профессионально-
Мерой
качества сформированного кадрового
потенциала выступает степень
Использование
кадрового потенциала рассматривается
отечественными авторами как в количественном
отношении, так и в качественном. С количественной
точки зрения наличие (достаточность)
кадров по каждому структурному подразделению
и предприятию в целом определяется исходя
из объемов производственных зданий и
потенциальных возможностей, которыми
располагают кадры, а с качественной -
степенью соответствия профессионально-