Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:49, курсовая работа
Эргономическая экспертиза рабочих мест связана с установлением соответствия между параметрами рабочего места и возможностями человеческого организма для последующей оптимизации работы любой конкретной изучаемой системы: «человек-техника-производственная среда» (СЧТС).
Введение
Эргономическая экспертиза рабочего места
1.1.Идентификация антропометрического и биомеханического групповых показателей СЧТС
1.2. Разработка психофизиологического группового показателя СЧТС
1.3. Психологический групповой показатель и его определение
1.4. Гигиенический групповой показатель и его определение
1.5. Определение категории комфортности на рабочем месте
1.6. Выводы по эргономической экспертизе рабочего места
2. Исследование и проектирование организации труда
2.1. Основные направления работы по организации труда
2.2.1. Организация труда на рабочем месте
2.2.2. Расчет основных технико-экономических показателей
2.2.3. Режим труда и отдыха работников
2.2.4. Определение уровня организации труда на рабочем месте укладчика-упаковщика
2.2.5. Организационно-технические мероприятия по результатам исследования рабочего места
2.2.6. Определение экономической эффективности от внедрения предложенных мероприятий
2.3. Выводы по исследованию и проектированию организации труда
3. Нормирование труда
3.1. Организация нормирования на предприятии
3.2. Состояние нормирования труда работников
3.3. Фотография рабочего времени
3.4. Разработка предложений по нормированию труда
3.5. Выводы по исследованию нормирования труда
4. Экономика и социология труда
4.1. Анализ динамики основных трудовых показателей
4.2. Пофакторный анализ производительности труда 7
4.3. Расчет планового роста производительности труда по выявленным резервам
4.4. Анализ тарификации труда
4.5. Анализ применяемых форм и систем оплаты труда
4.6. Анализ состояния премирования труда
4.7. Анализ фонда оплаты труда
4.8. Социологическое обследование коллектива
4.9. Выводы по экономике и социологии труда
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
По данным таблицы 3 находим значение обобщенного психофизиологического группового показателя СЧТС:
Xmin=1, Хср=20/8=2,5, Xmax=3
М2 = 1+0,9((2,5-1)/(3-1)= 1,675
Таким
образом, рабочее место укладчика-
Для построения кривой работоспособности воспользуемся методом А. Крепелина. Суть данного теста заключалась в следующем. Задачей укладчика-упаковщика было сложение двух однозначных чисел. Ему предлагались два числа, которые он записывал одно под другим. Сумму этих чисел он записывал рядом с верхним числом – это первое слагаемое для следующего сложения. Второе слагаемое он получал, взяв из предыдущей пары верхнее слагаемое. Тестирование проводилось каждые полчаса час рабочей смены, результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты тестирования по методу А. Крепелина
Время
наблюдения |
Количество
воспроизведенных
пар, N |
Число
ошибок, n |
Коэффициент
эффективности, Кэф |
Выровненный
коэффициент эффективности, Кэф |
9.00 | 11 | 0 | 0,36 | 0,325 |
10.00 | 15 | 1 | 0,4 | 0,5363 |
11.00 | 22 | 0 | 0,73 | 0,6218 |
12.00 | 23 | 1 | 0,61 | 0,5815 |
13.00 | 19 | 2 | 0,38 | 0,4154 |
ОБЕД (13.00 – 14.00) | ||||
14.00 | 21 | 1 | 0,56 | 0,5784 |
15.00 | 21 | 0 | 0,7 | 0,655 |
16.00 | 17 | 0 | 0,57 | 0,6418 |
17.00 | 23 | 1 | 0,61 | 0,5388 |
18.00 | 16 | 2 | 0,32 | 0,346 |
Используя результаты тестирования, были рассчитаны коэффициенты эффективности по следующей формуле:
Кэф=N/30(1-n/5),
где N - количество воспроизведенных пар,
n-число ошибок в пробе.
По результатам проведенных тестов построен график фактической работоспособности укладчика-упаковщика (рис.1), где по оси абсцисс отложено время проведения тестов в течение рабочего дня, а по оси ординат - рассчитанные значения коэффициента эффективности.
Рис. 1
График
фактической и
выровненной работоспособности
укладчика-упаковщика
Далее производим выравнивание полученной кривой, а для этого рассчитываем уравнения регрессии. Рассчитаем уравнения регрессии для полученной зависимости. Зависимость между временем и значением коэффициента эффективности может быть выражена уравнением параболы второго порядка. Формула выровненного коэффициента эффективности будет иметь следующий вид:
Кэф=a+bt+ct2
Для нахождения параметров уравнения регрессии a, b, c необходимо решить следующую систему уравнений:
a*n+b*∑t+c*∑t2=∑Kэф
a*∑t+b*∑t2+c*∑t3=∑Kэф*t
a*∑t2+b*∑t3+c*∑ t4=∑Kэф*t2
Первичные расчеты представлены в таблице 5.
Таблица 5
Первичные расчеты
Время | t | t2 | t3 | t4 | Кэф | Кэф*t | Кэф*t2 |
9.00 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,36 | 0,36 | 0,36 |
10.00 | 2 | 4 | 8 | 16 | 0,4 | 0,8 | 1,6 |
11.00 | 3 | 9 | 27 | 81 | 0,73 | 2,19 | 6,57 |
12.00 | 4 | 16 | 64 | 256 | 0,61 | 2,44 | 9,76 |
13.00 | 5 | 25 | 125 | 625 | 0,38 | 1,9 | 9,5 |
Итого | 15 | 55 | 225 | 979 | 2,48 | 7,69 | 27,79 |
Обед 13.00-14.00 | |||||||
14.00 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,56 | 0,56 | 0,56 |
15.00 | 2 | 4 | 8 | 16 | 0,7 | 1,4 | 2,8 |
16.00 | 3 | 9 | 27 | 81 | 0,57 | 1,71 | 5,13 |
17.00 | 4 | 16 | 64 | 256 | 0,61 | 2,44 | 9,76 |
18.00 | 5 | 25 | 125 | 625 | 0,32 | 1,6 | 8,0 |
Итого | 15 | 55 | 225 | 979 | 2,76 | 7,71 | 26,25 |
Полученные
системы уравнений имеют
до обеда: после обеда:
5a+15b+55c
= 2,48
15a+55b+225c
= 7,69
55a+225b+979c
= 27,79
Решим данные системы уравнений. Найдем параметры уравнений a, b, c:
до обеда: после обеда:
a = - 0,0121 a = 0,412
b = 0,4 b = 0,2113
c = - 0,0629 c = -0,0449
Подставляя найденные параметры, получаем два уравнения регрессии:
до обеда: Y = -0,0121+0,4t - 0,0629t2
после обеда: Y = 0,412+0,2113t - 0,0449t2
Далее подставляем значения t и находим выровненные коэффициенты эффективности (см. табл. 4). По рассчитанным значениям строим выровненные кривые работоспособности (см. рис. 1).
Анализируя полученные графики, можно сделать следующие выводы.
По графику видно, что имеет место длинный период врабатывания в начале рабочего дня с 9.00 до 10.00. Относительно устойчивая работоспособность наблюдается с 10.00 до 12.00 и с 15.00 до 17.00. Однако в первую половину дня работоспособность достигает более высокого значения, чем во вторую.
Выраженными фазами утомления в течение рабочей смены является предобеденное время (с 12.00 до 13.00) и период времени с 17.00 до 18.00, то есть конец рабочего дня. Во второй половине дня наблюдается тенденция спада работоспособности, что можно связать с монотонностью деятельности (упаковывает одну и ту же продукцию), а также усталостью рабочего.
Анализ графиков показал, что для поддержания высокого уровня работоспособности необходимо разработать научно обоснованный режим труда и отдыха. Он должен предусматривать правильное чередование времени работы с регулярными непродолжительными перерывами на отдых.
Перерывы должны быть более короткими в период оптимальной работоспособности и более длительными в период, когда наблюдается усталость работника. Физиологические исследования на производстве показали, что наиболее рационально применять короткие перерывы (5 – 10 мин) в моменты, предшествующие наступлению утомления. В данном случае для укладчика-упаковщика можно установить перерывы (10 - 15 мин.) до 12.00 и до 17.00.
Психологический групповой
Для успешной деятельности на рабочем месте работник должен отвечать требованиям, которые предъявляет к нему работа, обладать определенными психическими свойствами. В соответствии или несоответствии этих свойств личности условиям работы человек может испытывать различные психические состояния, состояния душевного комфорта, усталость или стресс. Таким образом, задачей данного исследования является сопоставление свойств и качеств личности исследуемого на рабочем месте работника с теми требованиями, которые предъявляет данная должность к человеку.
Для оценки психологических параметров были использованы следующие методические подходы:
Для оценки внимания рабочему был представлен тест на определение пространственного расположения простых объектов. Его суть заключалась в том, что ему были показаны шесть карточек с белыми и черными кружками. За минуту он должен был запомнить расположение кружков на карточках и по памяти его восстановить. За каждый правильно помещённый кружок рабочий получал одно очко. Результаты тестирования представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты тестирования («внимание»)
Время наблюдения | Количество набранных очков | Баллы |
9.00
10.00 11.00 12.00 13.00 14.00 15.00 16.00 17.00 18.00 |
28
31 32 26 23 19 27 25 16 12 |
3
4 4 3 2 2 3 3 2 2 |
Баллы выставлялись следующим образом:
35 очков – «отлично»
30-34 очка – «хорошо»
25-29 очков – «удовлетворительно»
менее 25 очков – «неудовлетворительно».
Далее был проведен тест на
оперативную память. Данная методика
применяется для изучения
Таблица 7
Результаты тестирования («оперативная память»)
№ ряда | Правильно найденные суммы |
1 | 3 |
2 | 4 |
3 | 3 |
4 | 2 |
5 | 3 |
6 | 4 |
7 | 3 |
8 | 3 |
9 | 2 |
10 | 2 |
ИТОГО | 29 |
Таким образом, оценены следующие единичные эргономические требования, формирующие данные показатели СЧТС, приведенные в таблице 8.
Таблица 8
Единичные
эргономические требования
Системные требования | Единичные требования | Наименование | Единица измерения | Норматив | Измеренное значение | Баллы |
1.Требования к психологическим свойствам личности | 1.1.Требования
к вниманию 1.2.Требования к оперативной памяти |
|
очки правильно
найденные суммы |
25 - 35 30 - 40 |
24 29 |
2 2 |
Информация о работе Эргономическая экспертиза рабочего места