Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 07:26, реферат
Республика Казахстан располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, значительным промышленным потенциалом.
Сегодня Казахстан имеет реально работающую рыночную экономику.
Если десять лет назад ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов, то в конце 2004 года он достиг двух тысяч семисот долларов, в 2005 году ВВП на душу населения по прогнозам составит около трёх тысяч долларов.
ЭКОНОМИКА
Республика Казахстан
располагает богатыми запасами полезных
ископаемых, обширными
Сегодня Казахстан имеет реально работающую рыночную экономику.
Если десять
лет назад ВВП на душу населения
составлял чуть более семисот
долларов, то в конце 2004 года он достиг
двух тысяч семисот долларов, в 2005
году ВВП на душу населения по прогнозам
составит около трёх тысяч долларов.
К 2010 году Казахстан
может достичь ВВП на душу населения более
5800 долларов США, то есть нынешнего уровня
таких стран как Чехия, Венгрия, Польша,
Малайзия, а к 2015 году – порядка 9000 долларов
США.
Сегодня основным
источником экономического роста является
эксплуатация сырьевого потенциала страны.
По сравнению с 1985 годом объем добычи углеводородного
сырья вырос на 225 процентов, тогда как
во всем мире добыча возросла менее чем
в 1,3 раза.
В экономику
республики привлечено порядка 30-ти миллиардов
долларов США прямых иностранных инвестиций.
Инвесторы знают, что сегодня Казахстан
– надежный партнер, гарантирующий стабильность
и обеспечивающий взаимовыгодное сотрудничество.
Финансовая система
Казахстана признана одной из самых
прогрессивных, и это подтверждают
ведущие международные эксперты. Казахстан
первым среди стран СНГ создал Национальный
фонд для обеспечения стабильного социально-экономического
развития, снижения зависимости от неблагоприятных
внешних факторов.
Сегодня в Национальном
фонде аккумулировано 5 миллиардов
300 миллионов долларов. Золотовалютные
резервы страны с учетом Национального
фонда в целом превышают 14 млрд. долларов
США.
Казахстан последовательно
проводит открытую внешнюю торговую
политику. Заметно диверсифицировалась
и география внешней торговли, которая
в первые годы независимости в основном
включала Содружество Независимых Государств.
В 2004 году в структуре
товарооборота Казахстана на первое
место вышли страны- члены ЕС,
Россия, Швейцария и Китай.
В настоящее
время Казахстан, по классификации
Всемирного банка, входит в группу стран
со средним уровнем дохода. Если сравнить
основные показатели качества жизни, за
последние 10 лет, в среднем денежные доходы
казахстанцев выросли в 5 раз; почти в 6
раз увеличилась среднемесячная зарплата;
в 25 раз выросла минимальная заработная
плата; среднемесячный размер пенсии увеличился
в 4,6 раза; депозиты физических лиц в банках
и объем вкладов на одного жителя возросли
в 35 и 37 раз соответственно. Расходы государства
на гарантированный объем бесплатной
медицинской помощи только в этом году
выросли более чем в 1,7 раза по сравнению
с 2003 годом.
Поступательный
экономический рост в Казахстане
позволил значительно расширить
социальную направленность государственных
расходов, что свидетельствует о
достигнутом запасе прочности экономики
страны.
Казахстан состоит
из пяти крупных экономических районов.
На Севере развиты зерновое хозяйство,
добыча железной руды и каменного
угля, машиностроение, производство нефтепродуктов
и ферросплавов, энергетика. В Восточном
Казахстане преобладают цветная металлургия,
энергетика, машиностроение и лесное хозяйство.
Западный Казахстан – крупнейший нефтегазодобывающий
регион не только Казахстана, но и СНГ.
Основные отрасли хозяйства Центрального
Казахстана – черная и цветная металлургия,
машиностроение, животноводство. В Южном
Казахстане производятся хлопок, рис,
шерсть, зерно, фрукты, овощи, виноград;
развиты цветная металлургия, приборостроение,
легкая и пищевая промышленность, рыбное
и лесное хозяйство. Размещение промышленности
привязано к месторождениям полезных
ископаемых, крупным городам и водным
ресурсам. Высокая концентрация горнодобывающей
промышленности обусловила ухудшение
экологической обстановки, что особенно
характерно для городов Восточного, Центрального
и Южного Казахстана.
Итоги социально-экономического
развития страны за 2006 год, с нашей
точки зрения, следует оценивать
с позиции реализации Стратегии
вхождения Республики Казахстан
в число 50-ти наиболее конкурентоспособных
стран мира, основные направления
которой определены февральским посланием
Президента РК Нурсултана Назарбаева
и его последующими выступлениями.
В своем послании президент выделил несколько
приоритетов социально-экономического
развития в рамках Стратегии повышения
конкурентоспособности страны. Наиболее
важными из них являются:
Успешная интеграция Казахстана в мировую
экономику – основа качественного прорыва
в экономическом развитии республики.
Дальнейшая модернизация и диверсификация
экономики Казахстана как фундамент устойчивого
роста.
Современная социальная политика, защищающая
наиболее «уязвимые слои населения», поддерживающая
развитие экономики.
Развитие современного образования, непрерывное
повышение квалификации и переквалификации
кадров и дальнейшее процветание культуры
народа Казахстана.
Программа действий правительства на
2006-2008 годы в данной связи была направлена
на реализацию этих приоритетов и преодоление
сложившихся в республике негативных
тенденций, на создание институциональных
и экономических условий повышения международной
конкурентоспособности казахстанской
экономики и качества жизни казахстанского
народа. Насколько реализация правительственной
программы способствовала созданию предпосылок
для закрепления на траектории устойчивого
развития, можно судить по итогам 2006 года.
Немного статистики. Казахстанская экономика
на протяжении нескольких последних лет
развивается достаточно высокими темпами
(Общепризнанно, что высокие темпы экономического
роста за последние годы достигнуты за
счет благоприятной внешней конъюнктуры,
больших цен на нефть, черные и цветные
металлы, которые составляют основу казахстанского
экспорта. Если исключить ценовой фактор,
то среднегодовые темпы экономического
роста составят, в лучшем случае, не более
2-3%, причем значительная часть прироста
продукции получена в добывающей промышленности
посредством увеличения объемов добычи
нефти. Вклад обрабатывающей промышленности,
несмотря на высокие темпы роста, незначителен
из-за ее низкого удельного веса в промышленности
в целом). Не стал исключением и 2006 год,
в котором ожидается прирост ВВП на уровне
10%.
Судя по итогам социально-экономического
развития страны за 11 месяцев текущего
года, объем промышленного производства
составил в действующих ценах 5825 млрд.
тенге и увеличился на 6,8%, в том числе горнодобывающей
промышленности - на 6,8%, обрабатывающей
– на 7,2%, производства и распределения
электроэнергии, газа и воды – на 4,3%.
Объем валовой продукции сельского хозяйства
составил в текущих ценах 777,9 млрд. тенге
и увеличился, по сравнению с аналогичным
периодом 2005 года., на 7,5%. Объем грузоперевозок
возрос на 5%, объем розничного товарооборота
– на 14,3%, объем инвестиций – на 20%. Важно
отметить, что инвестиции в жилищное строительство
осуществлялись более высокими темпами
и возросли более чем на 40%.
Высокий уровень мировых цен на основные
казахстанские товары обусловил значительный
рост экспортных поступлений. Внешнеторговый
оборот увеличился на 38% и составил за
январь-октябрь 2006 года 50,8 млрд. долларов
США, в том числе экспорт – 31,8 млрд. долларов
и импорт – 19,0 млрд. долларов.
Реальная заработная плата наемных работников
за отчетный период увеличилась на 11,1%,
а реальные доходы населения возросли
на 5,3%.
Численность официально зарегистрированных
безработных составила 642 тыс. человек
или снизилась по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года, а официальный
уровень безработицы составил 7,9% от экономически
активного населения, если не учитывать
2,5 млн. человек, отнесенных к самозанятым,
и не имеющих стабильных источников доходов.
Негативные тенденции. Если исходить из
статистических данных, то можно было
бы утверждать, что казахстанская экономика
прочно закрепилась на траектории устойчивого
роста и способна войти в число эффективно
и динамично развивающихся стран мира,
обеспечить высокие стандарты жизни населения.
Однако в текущем году сохранились негативные
тенденции, которые ставят под сомнение
такое предположение.
Во многом это связано с тем, что закрепилась
зависимость казахстанской экономики
от внешнеэкономической конъюнктуры.
Так, по нашей оценке, более 80% прироста
ВВП обеспечиваются за счет роста экспортных
цен на казахстанское сырье и продукты
неглубокой переработки, в первую очередь,
экспортных цен на нефть. Естественно,
что снижение мировых цен на продукцию,
составляющую основу казахстанского экспорта,
может сильно сказаться на благосостоянии
основной массы населения страны, которое,
безусловно, ухудшится.
Анализ развития социально-экономической
ситуации в стране позволяет выделить
несколько проблем, которые затушевываются
среднестатистическими успехами. За высокими
среднереспубликанскими показателями
скрываются детали, что не позволяет правильно
оценить приоритеты социальной политики,
эффективность действий правительства
и местных органов власти в решении социальных
проблем. С нашей точки зрения, можно выделить
несколько проблем, недостаточное внимание
к которым может отбросить Казахстан на
периферию мирового развития.
Главная из них – уровень и качество жизни
казахстанского народа в целом не корреспондирует
с темпами экономического роста, что создает
социальную напряженность в обществе.
Это проявляется в низком платежеспособном
спросе населения из-за невысокой оплаты
труда наемных работников в целом. Сохраняются
резкие, ничем не оправданные различия
в оплате труда работников одинаковой
квалификации, занятых в разных отраслях
производства, существенные отличия в
уровне денежных доходов горожан и сельских
жителей, между жителями различных областей,
крупных и малых городов. Это уже привело
к резкому социальному расслоению общества,
причем как в региональном, так и отраслевом
разрезах.
Действительно, статистика показывает,
что при среднемесячной номинальной заработной
плате, равной 39312 тенге (рост к соответствующему
периоду 2005 года на 20,7%, в реальном исчислении
– на 11,1%), в ряде отраслей народного хозяйства
– образование, здравоохранение, сельское
хозяйство, она практически в 2 раза ниже
среднереспубликанской.
Так, в октябре среднемесячная заработная
плата работников образования составила
24,8 тыс. тенге, медицинских работников
– 21,1 тыс. тенге. Зарплата наемных работников
в сельском хозяйстве – 21,7 тыс. тенге.
Учитывая то, что в сельском хозяйстве
занято около 2,5 млн. человек в сферах образования
и здравоохранения, соответственно, –
около 600 и 300 тыс. человек, можно констатировать,
что около 50% наемных работников имеют
номинальную заработную плату, которая
ниже среднереспубликанской. Доля жителей,
которых можно отнести к низкооплачиваемой
категории работников, может существенно
возрасти, если учесть, что 2,7 млн. человек
отнесены к категории самозанятых.
Важно отметить, что разрыв в заработной
плате наемных работников, занятых в различных
сферах, растет. Так, в 2002 году разрыв в
оплате труда между работниками горнодобывающей
отрасли и сельского хозяйства составлял
31,9 тыс. тенге, в сферах образования и здравоохранения
– 27,2 и 29,2 тыс. тенге, соответственно. К
настоящему времени разрыв в уровне оплаты
между работниками горнодобывающей промышленности
и занятыми в сельском хозяйстве увеличился
до 56,1 тыс. тенге или в 1,8 раза, в сфере образования
и здравоохранения такой разрыв увеличился,
соответственно, до 52,3 и 56,1тыс. тенге или
в 1,9 раза. Во многом это обусловлено более
низкими, по сравнению с ростом средней
заработной платы, темпами роста заработной
платы работников бюджетной сферы. Так,
если зарплата учителей в 2002 году составляла
свыше 63% средней заработной платы, то
в настоящее время – только 58%. Соответственно,
в сфере здравоохранения номинальная
заработная плата с 53% снизилась до 51% средней
зарплаты в целом по республике.
В этой связи можно констатировать, что
более половины численности наемных работников
имеют номинальную заработную плату, которая
существенно ниже среднереспубликанской.
Отсюда следует, что медиана доходов (медиана
доходов (срединный доход) – величина
личных доходов, которая делит шкалу доходов
на две одинаковые в количественном отношении
группы, одна из которых имеет доходы ниже
медианы, а другая – выше) в Казахстане
существенно ниже среднедушевых доходов,
что характерно для стран с высокой степенью
неравенства в распределении доходов.
Необходимо подчеркнуть, что высокая в
среднем заработная плата работников
добывающей промышленности скрывает дискриминационную
систему оплаты труда в этих отраслях.
Так, по данным средств массовой информации,
местные работники получают заработную
плату на порядок ниже, чем иностранцы,
выполняющие аналогичную работу. Учитывая,
что в добывающем секторе иностранная
рабочая сила занимает значительный удельный
вес, то на деле номинальная зарплата казахстанцев,
занятых в этом секторе, намного ниже официальных
статистических данных.
Правительством Республики Казахстан
предпринимаются меры по привязке роста
заработной платы к росту производительности
труда, чтобы избежать инфляции. Привязка
роста оплаты к росту производительности
труда необходима при условии нормальной
оплаты труда, которая обеспечивает расширенное
производство рабочей силы. К сожалению,
существующая в Казахстане система оплаты
труда не соответствует этому требованию,
а ее сохранение приведет к воспроизводству
бедности в возрастающих масштабах, снижению
качества человеческого капитала из-за
нарастающего снижения уровня притязаний
населения.
Поэтому для предотвращения дальнейшего
социального расслоения требуется кардинально
изменить политику доходов, которую проводит
правительство республики. С нашей точки
зрения, первоочередными мерами должны
стать резкое повышение заработной платы
работников бюджетной сферы, законодательное
установление минимальной заработной
платы на уровне, обеспечивающем не простое,
а расширенное производство рабочей силы,
то есть минимальная заработная плата
должна быть не меньше 2,2 размеров минимального
прожиточного минимума.
Стратегия выхода на траекторию устойчивого
развития. Нужно отметить, что правительством
принимаются меры по преодолению закрепившихся
негативных тенденций в рамках повышения
конкурентоспособности страны и выхода
республики на траекторию устойчивого
развития. В этом направлении созданы
институциональные предпосылки для более
активного участия государства в модернизации
казахстанской экономики, в частности
образован фонд «Казына», целью которого
является координация всех институтов
развития для концентрации усилий на реализации
«прорывных» проектов международного
значения. Это будет достигнуто как путем
создания новых научных центров, соответствующих
международным стандартам, так и активизацией
на международном рынке наукоемких технологий
для повышения научно-технологического
уровня производства.
Определенные надежды с диверсификацией
казахстанской экономики связываются
с реализацией кластерной инициативы,
что должно повысить конкурентоспособность
отечественной продукции на внешнем и
внутреннем рынках.
Вот почему нужно подчеркнуть, что в текущем
году были приняты ряд стратегических
документов, успешная реализация которых
может способствовать закреплению страны
на траектории устойчивого развития. К
ним можно отнести: Стратегию развития
транспортного комплекса Казахстана до
2015 года, Стратегию территориального развития,
Концепцию создания регионального финансового
центра в Алматы, Концепцию устойчивого
развития Казахстана, Концепцию формирования
социально-предпринимательских корпораций
(СПК) и другие. Разработка таких документов,
безусловно, является позитивным моментом,
свидетельствует об уверенности в завтрашнем
дне. Первые шаги в этом направлении уже
сделаны, насколько они будут успешными,
покажет время.
Но мода на разработку стратегических
документов, без восстановления системы
стратегического планирования, ее научно-методического
и организационного обеспечения привела
к принятию ряда программ, цели которых
не будут и не могут быть достигнуты из-за
отсутствия реальных экономических предпосылок
и конструктивных предложений по решению
поставленных задач.
В качестве примера можно привести опыт
реализации Государственной программы
жилищного строительства, о недостатках
которой неоднократно говорилось на всех
уровнях. Это же относится и к закону «Об
амнистии в связи с легализацией имущества»,
который был принят вне рамок программы
сокращения масштабов теневой экономики.
Нужно изменить приоритеты макроэкономической
политики. Принципиальным недостатком
стратегических документов по будущему
развитию страны является сохранение
планирования «от достигнутого». Здесь
действует логика принятия решений исходя
из принципа: сложившаяся ситуация и имеющиеся
предпосылки обусловливают цели развития.
В этой связи ожидать прорыва Казахстана
в число развитых стран мира в обозримой
перспективе не приходится.
Действительно, в рамках принятой модели
экономической политики, доминантой которой
является сохранение макроэкономической
стабилизации любой ценой, невозможно
мобилизовать все внутренние источники
инвестирования для развития других секторов
экономики. Доходы страны от добывающего
сектора экономики не инвестируются в
перерабатывающий сектор и в развитие
человеческого капитала, а стерилизуются
в Национальном фонде, работают на экономику
зарубежных стран.
С нашей точки зрения, главным препятствием
на пути устойчивого развития является
проводимая макроэкономическая политика,
которая стремится удержать инфляцию
в коридоре 5-7% любой ценой, в том числе
«замораживанием» заработной платы и
стерилизацией нефтяных доходов. В этой
связи «все меры в области антиинфляционного
регулирования фактически взяты из пакета
рекомендаций Международного валютного
фонда. Других каких-либо системных и концептуальных
мер, разработанных в рамках антиинфляционного
регулирования, предложено не было». (Из
выступления Даниала Ахметова на совещании
правительства 7 февраля 2006 года).
Статистика показывает, что реализация
рекомендаций зарубежных консультантов
по повышению ставки рефинансирования,
проведению более жесткой денежно-кредитной
и налогово-бюджетной политики не привела
к повышению качества экономического
роста. Поэтому прав французский экономист
Жак Сапир, который пишет, что консультанты
международных финансовых институтов
являются адептами монетарной теории
и «подчиняют экономику достижению политических
целей – вопреки логике и здравому смыслу».
Вот почему приоритетной задачей должна
стать не борьба с инфляцией как таковой,
а определение оптимального уровня инфляции,
стимулирующего экономический рост и
структурные изменения в экономике.
Использование средств Национального
фонда. Наиболее трудно объяснимым с позиции
коренной модернизации казахстанской
экономики является новая концепция Национального
фонда. Основная причина стерилизации
нефтяных доходов – это попытка избежать
инфляционного воздействия средств фонда
на казахстанскую экономику. Здесь нужно
отметить ряд моментов, некоторые из них
были более подробно рассмотрены в предыдущих
публикациях на данную тему в нашей газете.
Во-первых, преувеличенным является мнение,
что нам грозит перенакопление основного
капитала. Действительно, норма накопления
основного капитала в Казахстане приближается
к 30%. При этом на долю промышленности приходится
свыше 51% всех инвестиций, в том числе в
нефтедобывающей промышленности – 39,1%
или около 78% инвестиций в промышленности
в целом. Доля добывающего сектора в ВВП
не превышает 20%, а на нее приходится 39,1%
инвестиций в основной капитал. На такие
прогрессивные отрасли как химическая
промышленность, в 2005 году приходилось
всего 0,5% всех инвестиций, машиностроение
– еще меньше. В этих условиях серьезно
говорить о модернизации производственного
аппарата, выпуске конкурентоспособной
продукции не приходится.
С нашей точки зрения, Казахстан испытывает
огромный дефицит инвестиций в реальный
сектор экономики, основным источником
покрытия которого могут стать средства
Национального фонда.
Особенность модели казахстанской экономики.
В экономической теории известны различные
типы моделей развития. Казахстану, с нашей
точки зрения, нужно разработать свою
модель развития, которую можно назвать
моделью развития «с двумя профицитами»
- профицитом торгового баланса и бюджетным
профицитом, по аналогии с моделью «с двумя
дефицитами». Отсутствие такой модели,
использование рекомендаций, полученных
на основе неадаптированных к нашей экономике
моделей, приводит к тому, что ожидаемые
и реальные результаты проводимой экономической
политики сильно разнятся.
Поэтому, как мы считаем, макроэкономическая
политика направлена на предотвращение
мнимых угроз, которые стоят перед республикой
– превышение уровня инфляции над предусмотренным
в рамках индикативного плана уровнем
и возможного «перегрева» экономики, а
не создание условий для устойчивого экономического
роста.
Решение проблемы модернизации казахстанской
экономики в этой связи требует пересмотра
теоретических основ проводимой экономической
политики. Для модернизации производственного
аппарата необходимо мобилизовать все
внутренние источники инвестирования,
которые пока не используются. В частности,
нужно пересмотреть концепцию использования
средств Национального фонда, который
пока играет нейтральную роль в экономике
страны. В противном случае вероятным
становится сценарий инерционного развития,
а Казахстан не сможет закрепиться на
траектории устойчивого развития.
Вот почему объективной необходимостью
становится разработка общенациональной
программы социально-экономической модернизации
Казахстана, что требует создания системы
стратегического планирования и прогнозирования
для исследования долгосрочных тенденций
социально-экономического развития страны,
ее отдельных областей и отраслей экономики.
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 августа
2007 года № 753
Среднесрочный план
социально-экономического развития
Республики
Казахстан на 2008-2010
годы
Раздел 1. Основные направления
социально-экономического развития
Республики
Казахстан на 2008-2010 годы
Введение
Среднесрочный
план социально-экономического развития
Республики Казахстан на 2008-2010 годы
(далее - План) разработан в соответствии
с Бюджетным кодексом Республики
Казахстан и Правилами
План обосновывает темпы развития экономики на 2008-2010 годы в зависимости от внешних и внутренних факторов и определяет действия центральных и местных органов государственного управления и иных государственных органов в области создания благоприятных условий для развития государственного и частного секторов экономики.
План определяет
задачи на 2008-2010 годы в области развития
отраслей экономики и пути их решения
для достижения целей и реализации приоритетов,
определенных в стратегических планах,
посланиях Президента Республики Казахстан
к народу Казахстана и Программе Правительства
Республики Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденной
Указом Президента Республики Казахстан
от 6 апреля 2007 года № 310 (далее - Программа
Правительства).
1.
Анализ состояния
и тенденций социально-
развития
Республики Казахстан
за 2005-2006 годы
В 2005, 2006 годах динамика ускоренного роста экономики сохранялась.
Высокие темпы роста экономики Казахстана были во многом обусловлены благоприятной ценовой конъюнктурой на мировых товарных рынках на основные составляющие экспорта Казахстана, а также продолжающимся расширением внутреннего совокупного спроса и предложения.
В 2005, 2006 годах реальный рост валового внутреннего продукта (далее - ВВП) составил 9,7 % и 10,7 %, соответственно.
Положительная динамика наблюдалась во всех секторах экономики, в реальном, в секторе услуг, а также в финансовом секторе.
В 2006 году произошло увеличение темпов прироста объема промышленного производства. Объем производства промышленной продукции в 2006 году относительно предыдущего года вырос на 7,3 % по сравнению с 4,8 % в 2005 году.
Среди отраслей промышленности наиболее ускоренными темпами развивался несырьевой сектор. В течение 2005, 2006 годов ежегодный прирост промышленного производства в среднем составил 6 %, в том числе, в горнодобывающей промышленности - 5 %, обрабатывающей - 8 %, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 4 %.
В сельском хозяйстве объем производства в 2005, 2006 годах увеличивался в среднем на 7 %, в том числе, в растениеводстве - на 9,5 %, в животноводстве - на 4,5 %.
Высокими темпами роста характеризовалось развитие строительной отрасли. В 2005, 2006 годах среднегодовой прирост в строительстве составил 33,8 %.
Одним из факторов экономического роста в 2005, 2006 годах был рост объема инвестиций в основной капитал с ежегодным приростом в среднем 22,4 %.
Рост в сфере услуг был обеспечен в основном ростом объема оказываемых услуг в области розничной торговли, услуг связи и услуг грузового транспорта, где ежегодные темпы роста в 2005, 2006 годах в среднем составили 15 %, 24 % и 4,9 %.
Расширению внутреннего совокупного спроса, как одного из фактора роста экономики, в 2005, 2006 годы способствовало увеличение расходов на потребление домашних хозяйств и валового накопления. В течение 2005, 2006 годов валовое потребление, в том числе расходы домашних хозяйств, в среднем росли более чем на 11 % в год.
Рост совокупного спроса со стороны населения был в основном обусловлен увеличением реальных денежных доходов населения, которые в 2005, 2006 годах ежегодно росли на 11,4 %.
Прирост валового накопления в 2005 году составил 17,7 %, в 2006 году - 28,8 %.
Рост экономики сопровождался ростом показателей внешней торговли. В 2005, 2006 годах ежегодный рост внешнеторгового оборота в среднем составлял 37,3 %, в том числе экспорта - 38 %, импорта - 36,1 %.
Увеличению экспорта главным образом способствовали сохраняющаяся благоприятная внешняя конъюнктура на рынке энергоресурсов и металлов, а также рост добычи в стране топливно-энергетических ресурсов и рост производства продукции металлургической промышленности.
В составе экспорта в 2005, 2006 годах основную долю, около 90 % общего объема экспорта, занимали минеральные продукты, недрагоценные металлы и изделия из них.
В импорте основная доля, порядка 83-84 % общего объема импорта, приходилась на машины, оборудование и транспортные средства, недрагоценные металлы и изделия из них, химическую продукцию, минеральные продукты.
Значительный приток иностранной валюты на внутренний рынок способствовал увеличению международных резервов страны и активов Национального фонда Республики Казахстан (далее - Национальный фонд). Международные резервы страны в целом, включая средства Национального фонда, на конец 2006 года составили 33,2 млрд. долларов США, увеличившись за 2005 год на 4,7 %, а за 2006 год в 2,2 раза. Активы Национального фонда на конец 2006 года составили 1853,4 млрд. тенге, увеличившись на 71,6 % по сравнению с 2005 годом.
Финансовый рынок в 2005, 2006 годах оставался одним из самых динамично развивающихся секторов экономики. Объем выданных банками второго уровня кредитов экономике на конец 2006 года составил 4691,0 млрд. тенге, увеличившись за 2005, 2006 годы в 3,2 раза. Общий объем депозитов резидентов в депозитных организациях на конец 2006 года составил 3076,7 млрд. тенге, увеличившись с 2005 года в 2,4 раза.
На внутреннем валютном рынке в 2005 году тенге девальвировал к доллару США на 2,9 %, а в 2006 году произошло его укрепление на 5,06 %. Средневзвешенный биржевой обменный курс тенге к доллару США в среднем за 2005 год составлял 132,94 тенге, за 2006 год - 125,96 тенге за 1 доллар США.
В 2005, 2006 годах наблюдалось дальнейшее увеличение численности занятого населения, что привело к снижению уровня безработицы в 2006 году до 7,8 % по сравнению с 8,1 % в 2005 году.
Ежегодный рост реальной заработной платы в 2005, 2006 годах в среднем составил около 11 %.
Уровень инфляции в 2005 году в среднем составил 7,6 %, в 2006 году - 8,6 %.
В целях сдерживания инфляционных процессов Национальный Банк Республики Казахстан в 2005-2006 годах проводил «жесткую денежно-кредитную политику», включавшую меры, направленные на снижение инфляционного давления, в частности, усиление регулирующих свойств официальной ставки рефинансирования, унификацию по срокам и ставкам отдельных операций денежно-кредитной политики, а также введены дифференцированные нормативы минимальных резервных требований.
Созданный в 2006 году региональный финансовый центр в городе Алматы будет способствовать развитию ликвидного внутреннего фондового рынка, интеграции с международными рынками капитала, увеличению инвестиций в казахстанскую экономику, привлечению лучших зарубежных технологий и, самое главное, обеспечит реализацию структурных реформ реального сектора экономики.