Экономическое обоснование предпринимательского проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

В ходе подготовки курсовой работы необходимо:
1) проанализировать спрос на продукцию своей фирмы и факторы, которые могут влиять на его величину;
2) дать характеристику типа рынка и положения своей фирмы на нем; показать, какие факторы или особенности производства обеспечивают возможность осуществления выпуска именно в условиях данной рыночной модели;
3) сделать выводы, с точки зрения микроэкономической теории по всем этапам экономических расчетов;
4) проанализировать возможные пути снижения издержек и максимизации прибыли;

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика и анализ модели рынка и положения
своей фирмы 4
2. Экспертная оценка спроса на продукт/ услугу фирмы 6
3. Определение всех дополнительных условий деятельности фирмы 11
4. Определение ежемесячных объемов производства 11
5. Определение постоянных и переменных издержек производства 12
6. Определение средних и предельных издержек производства 15
7. Определение валового дохода и прибыли, выбор оптимального
объема производства 17
8. Определение инвестиций в производство 19
9. Прогноз доходов и расходов 20
10. Определение точки безубыточности, периода окупаемости и
рентабельности капитала 20
Вывод 22
Список литературы 23
Приложение (Вариант задания)

Работа содержит 1 файл

курс микроэконом.doc

— 421.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ ТЕХНИЧНИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Кафедра «Экономической теории»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РОБОТА

 

По дисциплине «Микроэкономика»

 

на тему:«Экономическое обоснование предпринимательского проекта»

 

 

 

 

 

 

 

Проверила:

Оленцевич Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОНЕЦК 2011

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                              3

1. Общая характеристика и анализ модели рынка и положения

своей фирмы                                                                                                            4

2. Экспертная оценка спроса на продукт/ услугу фирмы                                    6

3. Определение всех дополнительных условий деятельности фирмы             11

4. Определение ежемесячных объемов производства                                       11

5. Определение постоянных и переменных издержек производства               12

6. Определение средних и предельных издержек производства                      15

7. Определение валового дохода и прибыли, выбор оптимального

объема производства                                                                                             17

8. Определение инвестиций в производство                                                      19

9. Прогноз доходов и расходов                                                                            20

10. Определение точки безубыточности, периода окупаемости и

рентабельности капитала                                                                                      20

Вывод                                                                                                                  22

Список литературы                                                                                     23

Приложение (Вариант задания)                                                          24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По своему содержанию данная курсовая работа представляет собой экономическое обоснование предпринимательского проекта, сделанное на основе микроэкономической теории.

Суть его заключается в следующем. Было создано частное предприятие в цведоводческой сфере деятельности. Чтобы определить, стоит ли вкладывать в него деньги, необходимо проанализировать рынок, рассчитать возможные объемы выпуска и издержки, определить величину необходимых инвестиций, возможную прибыль и сделать вывод об эффективности данного проекта.

В ходе подготовки курсовой работы необходимо:

              1) проанализировать спрос на продукцию своей фирмы и факторы, которые могут влиять на его величину;

              2) дать характеристику типа рынка и положения своей фирмы на нем; показать, какие факторы или особенности производства обеспечивают возможность осуществления выпуска именно в условиях данной рыночной модели;

              3) сделать выводы, с точки зрения микроэкономической теории по всем этапам экономических расчетов;

              4) проанализировать возможные пути снижения издержек и максимизации прибыли;

              5) проанализировать вероятные риски, с которыми может столкнуться Ваша фирма;

6) в заключении сделать вывод о целесообразности инвестиций в данный проект на основе дисконтированного дохода и экономической прибыли.

 

             

 

1. Общая характеристика и анализ модели рынка и положения своей фирмы на нем

 

Создаваемая фирма будет функционировать в условиях монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция представляет собой смешение монополии и конкуренции.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда конкурируют много продавцов, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для монополистической конкуренции как рыночной структуры характерно относительно большое число небольших производителей, которые предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам.

Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. Дифференциация продукта может осуществляться в различных формах: к примеру, в зависимости от качества продукта; от территориального размещения фирмы (маленький магазин, расположенный вблизи от покупателей, может успешно конкурировать в с крупным, но расположенным вдалеке от оживленного места); в зависимости от методов стимулирования сбыта (реклама путем использования имени кинозвезды, которая потребляет товар, или путем убеждения в исключительности потребительских свойств товара).

Так же дифференциация продукта вытекает из следующих условий [9, c.121]:

1) особенности конструкции товара;

2) его формы, окраски и упаковки;

3) оригинальной рекламы;

4) особой торговой марки и товарного знака;

5) особого набора услуг, сопровождающего реализацию данного товара;

6) конкретного местоположения, торгового предприятия;

7) персональных свойств продавца (репутации, любезности, деловой сноровки).

На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирмы в общем превосходят 1%, т. е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1 до 10% продаж на рынке в течение года.

Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары, или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж. Эта особенность является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией.

На рынке есть условия для достаточно свободного входа и выхода. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок [1, c.89]. Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был бы при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

Хотя на рынке с монополистической конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными видами продуктов есть достаточно сходства, чтобы сгруппировать продавцов в широкие категории, похожие на отрасль. Товарная группа представляет собой несколько близко связанных, но не идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность.

 

2. Экспертная оценка спроса на продукт/ услугу фирмы

             

Основным этапом анализа конкуренции на рынке является оценка степени подверженности рынка процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции.

Поскольку конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции на рынке в соответствии с моделью М. Портера учитываются следующие группы факторов:

 соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов («центральный ринг») – ситуация в отрасли;

 конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями – влияние товаров-заменителей;

 угроза появления новых конкурентов – влияние потенциальных конкурентов;

 позиции поставщиков, их экономические возможности – влияние поставщиков;

 позиции потребителей, их экономические возможности – влияние покупателей[8, c.12].

Каждая из рассматриваемых сил конкуренции может оказывать различное как по направлению, так и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке и ее успешность.

Таким образом, появляется возможность оценить значимость факторов по степени проявления их признаков на рынке исследуемого продукта и сделать заключение об общем уровне конкуренции на данном рынке.

Каждый из факторов, характеризующих конкуренцию на рынке, оценивается экспертами в балльной шкале. В качестве экспертов привлекаются менеджеры и ведущие специалисты в отрасли цветоводства. Например, если фактор, по мнению эксперта, не проявляется на рынке или отсутствуют признаки его проявления, то сила проявления данного фактора оценивается в 1 балл; если фактор слабо проявляется – 2 балла; если фактор четко проявляется – 3 балла.

Состояние и прогноз изменения факторов конкуренции на рынке цветоводства, полученные в результате обработки экспертной информации, приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. – Факторы конкуренции на рынке стандартизированных конструкций из стали.

№ п/п

Факторы конкуренции

Экспертная оценка

Прогноз изменения фактора

1

2

3

4

1. Ситуация в отрасли

1.1

Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке

слабо проявляется

останется стабильным

1.2

Изменение платежеспособного спроса

не проявляется

останется стабильным

1.3

Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке

слабо проявляется

останется стабильным

1.4

Издержки переключения клиента с одного производителя на другого

четко проявляется

останется стабильным

1.5

Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли

слабо проявляется

останется стабильным

1.6

Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование)

четко проявляется

останется стабильным

1.7

Барьеры проникновения на рынок

слабо проявляется

останется стабильным

1.8

Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения)

четко проявляется

определенно усилится

1.9

Стратегии конкурирующих фирм (поведение)

слабо проявляется

останется стабильным

1.10

Привлекательность рынка данного продукта

четко проявляется

определенно усилится

2. Влияние потенциальных конкурентов

2.1

Трудности входа на отраслевой рынок

слабо проявляется

останется стабильным

2.2

Доступ к каналам распределения

слабо проявляется

останется стабильным

2.3

Отраслевые преимущества

слабо проявляется

останется стабильным

3. Влияние поставщиков

3.1

Уникальность канала поставок

слабо проявляется

останется стабильным

3.2

Значимость покупателя

слабо проявляется

останется стабильным

3.3

Доля отдельного поставщика

слабо проявляется

 

останется стабильным

4. Влияние покупателей

4.1

Статус покупателей

слабо проявляется

останется стабильным

4.2

Значимость товара у покупателя

слабо проявляется

останется стабильным

4.3

Стандартизация товара

четко проявляется

останется стабильным

5. Влияние товаров-заменителей

5.1

Цена

четко проявляется

останется стабильным

5.2

Стоимость "переключения"

четко проявляется

останется стабильным

5.3

Качество основного товара

четко проявляется

останется стабильным

             

Ситуация в отрасли

В целом рынок весьма привлекательный, с растущим спросом и большими потенциальными возможностями.

Несмотря на то, что различные фирмы предлагают на рынке товар различного качества и различные сервисные услуги, издержки «переключения» клиента невысоки, поэтому товар можно считать стандартизированным по клиенту.

Спрос на рынке явно ненасыщен, поэтому фирмы не склонны к проведению агрессивных стратегий. Появление крупного лидера в ближайшее время, по оценкам экспертов, не ожидается.

Высокие барьеры ухода с рынка усиливают конкуренцию на рынке. Одновременно четко проявляется высокий уровень конкуренции на смежных рынках с явной тенденцией усиления.

Влияние потенциальных конкурентов

Низкие барьеры проникновения на рынок (небольшие затраты на достижение эффективного масштаба производства, противодействие фирм отрасли, ограничение доступа к каналам распределения и источникам сырья) обусловливают высокую вероятность появления новых конкурентов на рынке. В перспективе данная ситуация вряд ли изменится.

Влияние поставщиков

Нестандартизированность каналов поставки, присутствие «монопоставщика» и важность фирмы как клиента в глазах поставщиков говорит о значительном влиянии со стороны поставщиков. В перспективе, по оценкам экспертов, данная ситуация не изменится.

Влияние покупателей

Отсутствие крупных клиентов и высокая значимость товара у покупателя ограничивают возможность угрозы со стороны покупателей. Ситуация останется стабильной и в перспективе.

Влияние товаров-заменителей

Низкие цены и низкая стоимость «переключения», а также требование более высоких издержек на поддержание качества обусловливают сильное влияние товаров-заменителей. Сила влияния факторов конкуренции данной группы в перспективе не изменится.

Предварительные выводы

Рынок цветоводства характеризуется как привлекательный, с растущим спросом. Уровень конкуренции на рынке в настоящий момент достаточно высок. Появление крупного лидера в ближайшее время, по оценкам экспертов, не ожидается.

К факторам, усиливающим уровень конкуренции, относятся высокие барьеры на выход с рынка, сильная конкуренция в смежных отраслях, сильное влияние со стороны товаров-заменителей.

Информация о работе Экономическое обоснование предпринимательского проекта