Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:46, реферат
цель исследования – изучить рынок, его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.
В соответствии с целью можно определить следующие
задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественного
производства и обращения менялось определение понятия «рынок»;
рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его
родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном
производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру и
инфраструктуру.
4.Сделать выводы.
Введение
В процессе исторического
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей
видимости, будет определять
Актуальность выбранной мною
темы обусловлена переходом от
административно-командной
национальной экономики почти
полностью была изолирована от
мирового рынка. Разрушалось
Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.
В соответствии с целью можно определить следующие
задачи:
1.Рассмотреть, как по мере
производства и обращения
рассмотреть важнейшие
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его
родовые черты, функции;
производстве.
3.Изучить типологию рынка,
инфраструктуру.
4.Сделать выводы.
Рынок – это обратная сторона товарного производства,
основы рыночного хозяйства (Н.
производства нет рынка, без
рынка нет товарного производства.
Исторические условия
Существуют три основных
объективно необходимым.
Первое условие – общественное
разделение труда и специализация.
В любом многочисленном сообществе людей
никто из участников хозяйства не может
жить за счет полного самообеспечения
всеми производительными ресурсами, всеми
экономическими благами. Отдельные группы
людей занимаются самыми разнообразными
видами хозяйственной деятельности, т.е.
специализируются на производстве тех
или иных товаров и услуг. В промышленности
различают три основные формы специализации
предметную (например, автомобильные,
тракторные заводы), подетальную (например,
завод шарикоподшипников), технологическую
— стадийную (например, прядильная фабрика).
Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
История знает ряд крупных ступеней общественного
разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств.
Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.
Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.
Второе условие –
Третье условие – разрешение проблемы трансакционных издержек– издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода,
то рынок таких товаров не будет создан.
Для эффективного
Эволюция взглядов на рынок
Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно
трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития
общественного производства и
обращения это понятие
менялось.
Первоначально рынок
розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое
понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился ещё в
период разложения
общинами только становился
форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном
месте и определенное время.
Такое понимание рынка
до наших времен как одно из значений слова.
По мере углубления
развития товарного
более сложное толкование, которое находит отражение в мировой
экономической литературе. Так, французский экономист – математик
О.Курно считает, что под
какую-нибудь рыночную площадь,
отношения покупателей и
выравниваются.
С дальнейшим развитием
денег, товарно – денежных отношений возникает возможность разрыва
купли – продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка
только как места торговли уже не отражает реальность, ибо
формируется новая структура общественного производства – сфера
обращения, которая характеризуется обособлением материальных и
трудовых ресурсов, затрат труда
с целью выполнения
специфических для обращения функций.
В результате возникает новое понимание рынка как
формы товарного и товарно – денежного обмена (обращения), которое
получило наибольшее
литературе. Так, в учебнике «Политическая экономия» (М.,
Политиздат, 1988) указывается, что рынок – это обмен,
организованный по законам товарного производства и денежного
обращения. В толковых
рынка как места розничной
торговли и как сферы
Важно подчеркнуть, что рынок
– это сфера не только
обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том
числе современный рынок
Если рассматривать рынок со стороны субъектов
рыночных отношений, то
совокупность покупателей (Ф.
вступающих в тесные деловые
отношения и заключающих
сделки по поводу любого товара (А.Маршалл).
С появлением товара рабочая сила рынок приобретает
всеобщий характер, он все более проникает в само производство:
покупка не только средств производства, но и рабочей силы
становится условием
Воспроизводственный аспект
весьма важен. Понятие «рынок» расширяется до понимания его как
элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как
формы реализации, движения основных составных частей этого
продукта. В результате появляется определение рынка как
совокупности «экономических
осуществляется обращение общественного продукта в товарно –
денежной форме» (Яковец Ю. Революция в экономике. М.,Экономика,
1990). В российской экономической учебной литературе наибольшее
распространение получило
экономических отношений продавцов и покупателей (Машина М.В.
Экономическая азбука. М., Международные отношения, 1995; Курс
экономики / под ред. Б.А.Райзберга. М.,ИНФРА – М, 1997 и др.).
Рынок рассматривают также как систему или тип
хозяйственных связей между
Основы экономической теории. М.,Высшая школа,1996).
Существуют два типа
1.Натурально – вещественные, безвозмездные,