Экономический рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:46, реферат

Описание работы

цель исследования – изучить рынок, его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.
В соответствии с целью можно определить следующие
задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественного
производства и обращения менялось определение понятия «рынок»;
рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его
родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном
производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру и
инфраструктуру.
4.Сделать выводы.

Работа содержит 1 файл

реферат экономика.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

               Функция реализации интересов  рыночных субъектов

    обеспечивает взаимосвязь этих  интересов по принципу,

    сформулированному А.Смитом: «Дай  мне то, что мне нужно, и ты

    получишь то, что тебе нужно…»  (Антология экономической классики.

    Т.1. М.,1993). Экономический интерес  продавцов состоит в получении

    большого дохода, а покупателя  – в удовлетворении потребности  с

    наименьшими затратами. Соединение  этих интересов предполагает

    обмен нужными друг другу полезностями  и эквивалентность рыночной

    сделки. 
 

              Роль рынка в общественном  производстве 
 

               Из сущности рынка и его  функций логически вытекает и

    его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия

    «функция рынка» и «роль рынка»  тесно связаны между собой.  Функция

    и роль – это как бы ступени  познания одного и того же  объективного

    процесса. Функция непосредственно  выражает сущность явления и

    определяет роль категории, которая ей соответствует.

               Роль рынка в общественном  производстве сводится к

    следующему:

               1.Выдавать сигнал производству  с помощью обратных

    «первичных» связей: что, в каком  объеме и какой структуре следует

    производить.

               2.Уравновешивать спрос и предложение,  обеспечивать

    сбалансированность экономики.

               3.Дифференцировать доходы товаропроизводителей  в

    соответствии с эффективностью  их работы и нацеленностью  на

    покрытие рыночного спроса.

               4.«Санитарная» роль рынка сводится  к вымыванию

    неконкурентоспособных предприятий  и свертыванию устаревших

    производств.

               Такова сущность рынка как  политэкономической

    категории, свойственная в той  или иной степени всем этапам

    развития цивилизации, но одновременно  это сложное социально –

    философское понятие. Оно вовсе  не ограничивается экономической

    сферой. Как результат естественно  – исторического развития

    человеческого общества рынок  включает исторические, национальные,

    культурные, религиозные, психологические  особенности развития

    народов, вобравших в себя все  богатство многовековых традиций

    совместного устройства культурной  и экономической жизни. Это

    определяет особенности современного рынка и рыночной системы в

    различных странах. Рынок имел  место во всех цивилизациях, но  его

    роль в них значительно различается. 
 
 

               Типология, структура и инфраструктура 

                                           рынка 
 

                                 Типология рынка 
 

               История развития рынка позволяет  выделить следующие

    типы рынка: неразвитый, свободный,  регулируемый и деформированный.

               Неразвитый рынок характеризуется  тем, что рыночные

    отношения носят случайный, чаще  всего товарный характер. Но уже  и

    здесь рынок играет определенную  роль, способствует дифференциации

    членов общества, усилению мотивации  к развитию производства тех

    или иных товаров.

               Свободный (классический) рынок характеризуется

    следующими чертами:

               1.Неограниченное число участников  рыночных отношений и

    свободная конкуренция между  ними.

               2.Свободный доступ к любой  хозяйственной деятельности

    всех членов общества.

               3.Полная мобильность факторов  производства;

    неограниченная свобода передвижения  капитала.

               4.Наличие у каждого участника  полной информации о

    рынке (о норме прибыли, спросе, предложении). Осуществление

    принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация

    индивидуального благосостояния  в результате прироста доходов:

    продать подороже, купить подешевле)  невозможно без информации.

               5.Полная однородность одноименных  товаров (отсутствие

    торговых марок).

               6.Ни один участник свободной  конкуренции не в

    состоянии оказать непосредственное  влияние на решение другого

    неэкономическими методами.

               7.Цены устанавливаются стихийно  в ходе свободной

    конкуренции.

               8.Отсутствуют монополия (один  производитель),

    монопсония (один покупатель) и государственное  регулирование.

               Свободный рынок имеет как  и преимущества, так и

    серьезные недостатки.

               Преимущества заключаются в том, что он функционирует

    на основе саморегулирующегося  механизма, поворачивается к

    человеку, через цены на основе  спроса создает ориентиры для

    капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка –  это

    механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает

    эффективное распределение в  обществе ресурсов, гибкость и  высокую

    адаптивность к изменяющимся  условиям; свободу выбора и действий

    рыночных субъектов, повышение  качества товаров и услуг. Создается

    впечатление, что рынок функционирует  почти автоматически, хотя на

    самом деле регулирование здесь  осуществляется методом проб  и

    ошибок.

               Недостатки свободного рынка:

               -рынок приводит к дифференциации  в уровне жизни

    населения; не обеспечивает социальную  «защиту» населения;

    социальные последствия – безработица,  разорение, бедность

    отдельных групп населения; распределение  на рынке осуществляется

    на основе полученных доходов,  а тот, кто не в состоянии  получить

    этот доход (по состоянию здоровья, старости), обречен на нищенское

    существование; рынок не гарантирует  стабильного уровня цен, а

    также полной занятости населения;  трудоустраиваются только те, на

    чью рабочую силу имеется спрос.

               -механизм свободной конкуренции  не обеспечивает

    экономику нужным количеством  денег для развития производства.

               -деятельность свободных конкурентов  часто приводит к

    нежелательным эффектам (загрязнение  окружающей среды, загрязнение

    продуктов питания вредными веществами);рынок  зачастую игнорирует

    потенциально негативные последствия  принимаемых решений, а также

    не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

               -рынок не создает стимулы для  производства товаров и

    услуг коллективного пользования,  не в состоянии обеспечить

    общество услугами, в которых  нуждается любой человек и  от которых

    никто не получает прибыли  (оборона, охрана природы).

               -рынок не обеспечивает действенную  мотивацию для

    фундаментальных исследований; он  реализует уже имеющиеся научно  –

    технические достижения, но не  выделяет средства для исследований  в

    этих областях.

               -экономика, функционирующая на основе свободного

    рынка, подвержена нестабильному  развитию с соответствующими

    рецессионными (спад или замедление  темпов роста производства) и

    инфляционными процессами.

               -рынок не распространяется на  те виды деятельности,

    которые не могут быть подчиненными  исключительно коммерческим

    критериям (здравоохранение, образование,  наука), но необходимы

    обществу.

               Свободный рынок – это абстракция, в действительности

    полной свободы нет и быть не может. Ещё Бухарин Н.И. отмечал, что

    хозяйствующий субъект в своих  мотивах и действиях зависит  от

    общественной среды, а Плеханов  Г.В. подчеркивал, что свобода

    хозяйственной деятельности существует  не сама по себе, а является

    следствием познания экономических законов и заключается в умении

    подчиняться им и наивыгоднейшим  образом комбинировать свою

    деятельность в соответствии  с объективными взаимосвязями.

               Итак, не может быть полной  экономической свободы, но

    должна быть достаточная экономическая свобода, которая

    способствует быстрому развитию  экономики и которая обеспечивается

    развитием нормально, цивилизованного  регулируемого рынка.

Информация о работе Экономический рынок