Экономический рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:46, реферат

Описание работы

цель исследования – изучить рынок, его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.
В соответствии с целью можно определить следующие
задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественного
производства и обращения менялось определение понятия «рынок»;
рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его
родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном
производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру и
инфраструктуру.
4.Сделать выводы.

Работа содержит 1 файл

реферат экономика.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

               Регулируемый рынок – это результат  цивилизации и

    гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары

    рынка по интересам отдельных  членов общества, но не настолько,

    чтобы свести на нет мотивацию  к творческому, инициативному  труду и

    риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть

    регулируемым, чтобы снять или  как-то ограничить отрицательные  его

    последствия.

               Некоторые авторы да недавнего  времени заявляли о

    недопустимости термина «регулируемый  рынок» на том основании, что

    рынок есть саморегулирующаяся система.

               Однако рынок может регулироваться:

               -с помощью своего собственного  рыночного механизма,

    элементами которого являются  конкуренция, прибыль, цена, спрос,

    предложение;

               -а также государством прямо и косвенно через

    госзаказы, налоги.

               Крайне важно найти оптимальное  сочетание рыночного и

    государственного регулирования  (как отмечал В.Леонтьев).

    Взаимодействие этих двух сторон  регулирования рынка носит

    мониторинговый (напоминающий) характер, свидетельствующий об

    усилении то собственно рыночного  механизма, то государственного

    регулирования.

               Государство в определенной степени  обеспечивает

    условия функционирования рынка,  и чрезмерное вмешательство

    государства в рыночные отношения  приводит к их деформации.

               Можно выделить следующие основные  черты деформации

    рынка в условиях административно  – командной системы хозяйства:

               -отсутствие многочисленных рыночных  субъектов,

    организующих свою хозяйственную  деятельность на основе разных  форм

    собственности;

               -чрезмерная централизация в распределении  товарных

    ресурсов и их движений, отсутствие  самостоятельности в

    коммерческой деятельности;

               -монополизм производителя и торговца;

               -несбалансированность спроса и  предложения;

               -чрезмерный рост цен, безудержная  инфляция, нарушение

    денежного обращения, бюджетный  дефицит;

               -расцвет теневой экономики, «серого» и «черного»

    рынков;

               -попытка усиления региональных  рынков, разгул

    центробежных сил;

               -расцвет бартерных сделок вместо  более развитых

    товарно – денежных отношений;

               -деформация экономических интересов субъектов рыночных

    отношений (например, у торговцев  возникает интерес не продать,  а

    припрятать товар), отсутствие мотивации  к эффективному труду,

    риску в хозяйственной деятельности;

               -отсутствие у потребителя права  выбора товара.

               Наиболее ярким примером деформации  рынка может служить

    рынок в нашей стране. Условия  функционирования рынка в нашей

    стране были таковы, что его  положительная роль в развитии

    экономики была сведена на  нет. Это привело к заявлениям об

    отсутствии рынка, что не совсем  правильно отражает реальность, ибо

    акты купли – продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в

    разные годы носило разную  степень товарности, но без него

    крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и

    есть, но он серьезно деформирован.

               Чтобы устранить деформацию рынка,  необходимо создать

    условия для перехода к рыночному  хозяйству и последующего его

    развития. Такими условиями являются:

               -наличие в экономике разнообразных форм собственности

    и хозяйствования, а также свободной  конкуренции между ними,

    свобода участия всех хозяйственников  в конкуренции и выхода из

    нее, достаточное количество производителей (не менее 15-20

    изготовителей однотипной продукции);

               -обеспечение свободы хозяйственной  деятельности,

    выбора партнеров по хозяйственным  связям, самостоятельности,

    независимости и ответственности  за хозяйственные решения рыночных

    субъектов, их способности самостоятельно заключать контракты,

    договоры, размещать и принимать  заказа, свободная купля – продажа;

               -формирование механизма свободного  ценообразования,

    право рыночных субъектов самим  устанавливать цены. Классический

    рынок как бы задает извне «невидимой рукой» цену покупателям и

    продавцам;

               -свободное маневрирование ресурсами,  их наличие,

    обеспечивающее мобильность в  использовании факторов (материальных,

    трудовых, финансовых) производства  для его развития, возможность

    изменить условия производства, его технологию, свободное

    перемещение любых капиталов  в любую сферу приложения;

               -полнота и доступ к информации  о состоянии рынка всех

    хозяйственников;

               -наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса

    отраслей, систем, служб, предприятий,  обслуживающих рынок;

               -сохранение наряду с распространением  рыночных

    отношений значительного нерыночного  сектора экономики;

               -последовательная интеграция национальной экономики в

    систему мирохозяйственных связей;

               -обеспечение со стороны государства  социальных

    гарантий гражданам, предоставление  всем равных возможностей в

    «зарабатывании средств» и поддержка  нетрудоспособных и социально

    уязвимых членов общества. 

               Современная модель рыночного  хозяйствования, которая

    сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной

    экономикой, характеризуется следующими  общими закономерностями:

    максимальной приватизацией, открытостью рынков, высоким уровнем

    развития экономики страны в  целом и инфраструктуры рынка,  в

    частности, развитой системой  методов финансово – бюджетного

    регулирования национальной экономики,  конвертируемостью валюты,

    экономическим ростом и циклическим характером развития экономики в

    целом. 
 

                               Структура рынка 
 

               Характеристику рынка как совокупности  или арены купли

    – продажи можно раскрыть через  его структуры, систему и

    инфраструктуру.

               Структура рынка – это внутреннее  строение,

    расположение, порядок отдельных  элементов рынка, их удельный  вес в

    общем объеме рынка.

               Признаками любой структуры являются:

               -тесная связь между ее элементами;

               -определенная устойчивость этих  связей;

               -целостность, совокупность данных  элементов.

               Совокупность всех рынков, расчлененных  на отдельные

    элементы на основе самых разнообразных  критериев, образует систему

    рынков.

               Рынок в целом характеризуется  весьма богатой и сложной

    структурой. Описание его структуры  зависит от выбранных критериев.

    Можно выделить следующие критерии  для характеристики структуры  и

    системы рынка.

               По объектам:

               Потребительский рынок. Рынок  потребительских товаров и

    услуг. Эта сфера обеспечивает  удовлетворение потребностей

    различных социальных групп, каждой  семьи, каждого человека. Здесь

    в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения,

    инфляции, денежного обращения. Данный  рынок оказывает

    непосредственное воздействие на  благосостояние нации. Здесь

    происходит купля-продажа предметов  потребления. В качестве

    продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на

    рынок товары, в качестве потребителя  - домашние хозяйства. В свою

    очередь этот рынок подразделяется  на:

                -рынок продовольственных товаров  (продукты питания,

    продовольствие);

               - рынок непродовольственных товаров,  предназначен для

    продажи обширной группы товаров  народного потребления, включая

    одежду, обувь, предметы галантереи  и парфюмерии, бытовые товары,

Информация о работе Экономический рынок