Рынок как экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:57, реферат

Описание работы

Рынок как экономическая категория имеет огромное значение в жизни общества. История не знает примеров высокоразвитой, эффективно функционирующей экономики без рынка.
Эффективность рыночной экономики без активной регулирующей роли государства невозможна. Последствия ухода государства из сферы регулирования рыночных отношений на примере нашей страны в период перестройки всем хорошо известны.

Содержание

Введение……………………………………………………….3
Рынок как экономическая система…………………………..4
Сущность рынка………………………………………………8
Заключение……………………………………………………15
Список использованной литературы………………………..16

Работа содержит 1 файл

рынок как экономическая система.docx

— 31.07 Кб (Скачать)
 

    Содержание

    Введение……………………………………………………….3

    Рынок как экономическая система…………………………..4

    Сущность  рынка………………………………………………8

    Заключение……………………………………………………15

    Список  использованной литературы………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Рынок как экономическая  категория имеет огромное значение в жизни общества. История не знает примеров высокоразвитой, эффективно функционирующей экономики без рынка.

    Объективная необходимость  существования рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают существования товарного производства: общественное разделение труда, разнообразие форм собственности, характер труда, обмен товаров и услуг, необходимость тесной связи с мировой экономикой путем внешней торговли и выхода на мировое экономическое пространство.

    Эффективность рыночной экономики без активной регулирующей роли государства невозможна. Последствия ухода государства из сферы регулирования рыночных отношений на примере нашей страны в период перестройки всем хорошо известны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рынок как экономическая  система. 

    Рынок как экономическая  категория есть совокупность конкретных экономических  отношений и связей между покупателями и продавцами, а  также торговыми  посредниками по поводу движения товаров  и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

    Углубленное понимание категории «рынок»  требует учета его места в  хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической  деятельности:

    1. Производство.

    2. Распределение.

    3. Обмен.

    4. Потребление.

    Хотя  конечная, естественная цель экономической  жизни - это потребление, важнейшей  сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает  товарную массу.

    Однако  между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством  следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений  между людьми, в определении материального  положения различных слоев общества.

    Но  распределение - это не только следствие  производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит  эффективность производственного  процесса.

    Хотя  обмен занимает третье место в  иерархии сфер экономики, он, подобно  распределению, оказывает сильное  обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства.

    Суть  рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими  прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей  на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и  конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но, так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить о российском, американском, японском и других рынках.

    Следует отметить, что рынок - это обязательный компонент товарного производства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.

    Понятие рынка многогранно, и по мере развития общественного производства и обращения  оно неоднократно изменяло свое содержание.

    Появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным и приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из его значений.

    По  мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства это понятие приобретает все  более сложное толкование, которое  находит отражение и в современной  экономической литературе. Так, французский  экономист-математик Курно считает, что под термином "рынок" следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны и цены легко и быстро выравниваются.

    С развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений  формируется новая структура  общественного производства - сфера  обращения. В результате возникает  новое понимание рынка как  формы товарного и товарно-денежного  обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в советской  экономической литературе. Здесь  очень важно подчеркнуть, что  рынок - это не сфера товарного  обмена, а сфера обращения. Последнее  гораздо шире, ибо включает не только товарное обращение (товарно-денежный обмен), но и денежное обращение, в  том числе современный рынок  ценных бумаг.

    Если  рассматривать рынок со стороны  субъектов рыночных отношений, то возникают  новые определения рынка как  совокупности покупателей или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые  отношения и заключающих крупные  сделки по поводу любого товара.

    Но  такие определения рынка нельзя считать полными, так как они  не охватывают всю совокупность субъектов  рыночных отношений (производителей и  посредников как продавцов, потребителей и посредников как покупателей) и отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

    С появлением товара «рабочая сила» рынок  приобретает всеобщий характер, он проникает во все большей степени  в само производство - покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения его факторов в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка.

    Весьма  важен воспроизводственный аспект характеристики рынка. Это понятие  расширяется и воспринимается как  элемент воспроизводства совокупного  общественного продукта, как форма  реализации движения его составных  частей. В результате появляются такие  определения рынка, как: совокупности экономических отношений, с помощью  которых осуществляется обращение  общественного продукта в товарно-денежной форме, или как сферы реализации части совокупного общественного  продукта, в процессе которого проявляются  присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ.

    Между определением рынка как сферы  обращения и совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений - наличие  товарно-материальных ценностей и  денежных средств; во втором - на отношения, выражающие сущность категории "рынок".

    Рынок сегодня рассматривают как тип  хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство - рынок - потребитель), но и обратные (потребитель - рынок - производство) хозяйственные связи.

    Теоретически  доказано, а мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей есть непременное условие  устойчивости и эффективности любой  экономической системы. Попытки  заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются  деформацией не только рынка, но и  всей экономической системы, утратой  роли экономических интересов как  движущей силы экономического развития.

    Можно выделить еще одно понимание рынка  как способа (или формы) организации  и функционирования экономических  связей хозяйствующих субъектов, основанного на принципах свободной купли-продажи и как общественной формы функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.

    Таким образом, современный рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные контакты с участием посредников.

    Все рассмотренные определения рынка  свидетельствуют о различных  ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления  и раскрывают разные грани этого  явления. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее сущность. 

    Сущность  рынка. 

    1. Главные экономические  функции рынка.

    Рынок как экономическая  категория тесно связан с обменом, обращением, торговлей и другими категориями. Он явился результатом естественно-исторического развития обмена и тех условий, которые породили товарное хозяйство. Рынок развивался и продолжает развиваться в настоящее время, он есть результат цивилизации. С политико-экономической точки зрения рынок есть категория товарного хозяйства.

    В чем же единство и различия связанных  с рынком категорий?

    Обмен можно рассматривать  с двух сторон:

    - как процесс движения товаров  и услуг, т.е. общественного  обмена веществ;

    - как процесс создания определенных  общественных отношений, в которые  вступают индивидуумы в этом  обмене веществ.

    Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой производственные отношения, экономические связи между людьми как производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

    Необходимо  различать обмен в широком  смысле - это обмен деятельностью, услугами, опытом, результатами и т.д. и обмен в узком смысле - это  обмен только результатами труда  и продуктообмен. Последний в условиях товарного производства принимает форму товарного обмена (Т-Т).

    Товарное  обращение - более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т-Д-Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

    Торговля - деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев и продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляет суть торговой деятельности.

    Торговые  услуги - отношения посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю-продажу товаров. Операции по купле-продаже товаров (в чистом виде) не создают продукта и потому удовлетворяют общественные потребности в реализации товара не в качестве вещи, а в качестве самой деятельности, дает основание назвать эту деятельность услугой. Обособление торговой деятельности от производителя товаров (которым оказывается услуга по реализации их товаров, более быстрому экономическому возмещению затрат на производство этих товаров) и от потребителей (им оказывается услуга по удовлетворению их платежеспособного спроса) - другое важное обстоятельство для появления торговых услуг, которые могут быть подразделены на основные и дополнительные.

Информация о работе Рынок как экономическая система