Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:58, реферат
Прямое финансирование экспорта. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для уничтожения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Более всего (до 30% средств) выделяет государство для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и введения новых товаров в экспортном производстве.
Таблица 1.3.
Импортный тариф
и экспортная субсидия
Импортный тариф
Экспортная субсидия
Относительная
цена импортных товаров на мировом рынке
сокращается
увеличивается
Относительная
цена экспорта товаров на мировом
рынке ЕС
увеличивается
сокращается
Условия торговли
улучшаются за
счет других стран
ухудшаются в
пользу других стран
Внутренняя цена
импортных товаров
увеличивается
(снижается в случае парадокса
Метцл.)
остается прежней
Внутренняя цена
экспортных товаров
остается прежней
увеличивается
(снижается в случае парадокса
Метцл.)
Внутренний спрос
на экспортные товары
остается прежним
снижается
Внутренний спрос
на импортные товары
снижается
остается прежним
Учитывая, что
экспортная субсидия является дополнительным
налоговым бременем для налогоплательщиков,
ее применение обычно требует законодательного
одобрения. Аргументы, которые высказываются
обычно для оправдания экспортных субсидий,
сводятся к тому, что они поддерживают
занятость в экспортирующих отраслях,
улучшают за счет роста экспорта платежный
баланс. Экспортные субсидии в соответствии
с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией
и запрещены. Учитывая разнообразные формы,
которые приобретают внутренние и экспортные
субсидии, точно определить их размер
непросто. В начале 1980 года семь крупнейших
индустриальных стран выдавали только
экспортных субсидий на 1,5-3 млрд. долл.
в год. В 1984-1986 годы внутренние субсидии
в США на молоко составляли 66% его продажной
цены, в Европейском союзе — 56, в Японии
— 82%, на сахар, соответственно, 76, 75 и 72%;
в среднем по восьми сельскохозяйственным
продуктам (яйца, молоко, птица, говядина,
пшеница, сахар, рис, соя-бобы) внутренние
субсидии составляли от рыночной цены
35% в США, 49 — в Европейском союзе и 64% —
в Японии. Очевидно, что с экономической
точки зрения экспортные субсидии не имеют
смысла. Их применение основано лишь на
политических расчетах правительств.
Более того, импортер, обнаружив факт субсидирования
экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные
пошлины. Поэтому зачастую экспортные
субсидии маскируют под кредиты иностранным
государствам, связанным обязательством
приобретать за их счет товары только
у поставщиков из страны, которая их предоставила.
Экспортные кредиты
Нередко скрытое
субсидирование экспорта осуществляется
через экспортное
Экспортное кредитование
(export credit) — метод финансовой нетарифной
внешнеторговой политики, предусматривающий
финансовое стимулирование государством
развития экспорта национальными фирмами.
Экспортное
кредитование может иметь
форму:
• субсидированных
кредитов национальным экспортерам
— кредитов, выдаваемых государственными
банками под ставку процента ниже рыночной;
• государственных
кредитов иностранным импортерам при
обязательном условии закупки
товаров только у фирм страны, предоставившей
такой кредит (связанный кредит);
• страхования
экспортных рисков национальных экспортеров,
которые включают коммерческие риски
(неспособность импортера
Экспортные кредиты
бывают:
• краткосрочными
— на срок до 1 года, используются для
кредитования экспорта потребительских
товаров и сырья;
• среднесрочными
— на срок от 1 до 5 лет, используются
для кредитования экспорта машин
и оборудования;
• долгосрочными
— на срок более 5 лет, используются
для кредитования экспорта инвестиционных
товаров и больших проектов. По
оценкам МВФ, в 1988-1993 годы объем экспортных
кредитов утроился и достиг к 1994 году
порядка 400 млрд. долл. На экспортные кредиты
приходится пятая часть всего внешнего
долга развивающихся и переходных стран.
Экспортное кредитование сильно сконцентрировано
на небольшой группе стран: 10 стран получают
63% всех экспортных кредитов.
Австрия, ФРГ
и Нидерланды осуществляют экспортное
кредитование через частные компании
(соответственно, ОеКВ, Hermes, NCM). В США в
середине 30-х годов был специально создан
Экспортно-импортный банк (Эксимбанк)
с целью предоставления льготных
кредитов американским экспортерам и
кредитов зарубежным импортерам пси условие
приобретения ими американских товаров.
Льготное кредитование обеспечивает примерно
10% американского экспорта и по 45% экспорта
Японии, Франции и Великобритании. В значительной
степени своим успехом на международных
рынках корпорация “Боинг” обязана льготным
кредитам Эксимбанка, за счет которых
иностранные государства приобретали
ее самолеты.
В 1993 году Россия
и другие страны бывшего СССР стали
в совокупности крупнейшим получателем
экспортных кредитов в мире — около 48%
от общего объема кредитования. За ними
следовали Китай (32%), Бразилия (22%), Мексика
(21%). Практически все двусторонние межправительственные
кредиты, получаемые Россией от иностранных
государств, имеют связанный характер,
то есть обусловлены закупкой определенных
товаров
Товары могут
рассматриваться как форма
Демпинг— метод
финансовой нетарифной торговой политики,
заключающийся в продвижении
товара на внешний рынок за счет
снижения экспортных цен ниже нормального
уровня цен, существующего в этих
странах.
Демпинг может
осуществляться как за счет ресурсов
отдельных фирм, стремящихся завладеть
внешним рынком своей продукции, так и
за счет государственных субсидий экспортерам.
В коммерческой практике демпинг может
приобретать одну из следующих форм:
Спорадический
демпинг — эпизодическая
Преднамеренный
демпинг— временное умышленное снижение
экспортных цен с целью вытеснения
конкурентов с рынка и пос
• Постоянный
демпинг — постоянный экспорт
товаров по цене ниже справедливой.
• Обратный
демпинг - завышение цен на экспорт по
сравнению с ценами продажи тех же товаров
на внутреннем рынке. Встречается крайне
редко, обычно в результате непредвиденных
резких колебаний курсов валют.
• Взаимный демпинг
— встречная торговля двух стран
одним и тем же товаром по заниженным
ценам. Встречается также редко в условиях
высокой монополизации внутреннего рынка
определенного товара в каждой из стран.
Демпинг запрещен
как международными правилами в
рамках ВТО, так и национальными
антидемпинговыми законами многих стран,
которые позволяют применять антидемпинговые
пошлины в случае обнаружения факта демпинга.
По американскому закону, например, демпингом
считается продажа товаров на американский
рынок по ценам “ниже справедливых”,
наносящая ущерб национальной промышленности.
Разумеется, большие сложности возникают
при определении справедливого уровня
цены на тот или иной товар. Для этого проводят
специальное расследование и сравнивают
предполагаемые демпинговые цены с ценами
на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими
в течение определенного предшествующего
периода в стране, где осуществляется
демпинг, или на рынках третьих стран.
Серьезным доказательством демпинга является
продажа товаров по ценам ниже издержек
производства. По результатам расследования,
если факт демпинга доказан, страны вправе
вводить односторонние торговые ограничения
в виде антидемпинговых пошлин.
Антидемпинговая
пошлина — временный сбор в
размере разницы между ценами
продажи товара на внутреннем и внешнем
рынках, вводимый импортирующей страной
в целях нейтрализации негативных последствий
нечестной ценовой конкуренции на основе
демпинга.
Обвинения друг
друга в демпинге являются традиционным
приемом торговой политики развитых
стран. Например, с начала 80-х годов
каждые 5 лет только против американских
корпораций выдвигается более 100 обвинений
в демпинге, тогда как сами США выдвигают
более 350. Страны Европейского союза выдвигают
порядка 280 обвинений в демпинге своим
торговым партнерам, но в то же время около
200 исков предъявляется им. Широко известен
случай с обвинением ФРГ американскими
производителями стали в демпинге стали
на американский рынок в начале 80-х гг.:
внутренняя цена западногерманских гальванизированных
стальных листов составляла 617 долл. за
т, тогда как в США они продавались по 437
долл. за т. Сумма демпинга составляла
180 долл. за т, большую часть которой западногерманские
производители получали в качестве дотации
от правительства. Департамент торговли
США пригрозил ввести антидемпинговые
пошлины на импорт стали из ФРГ, в результате
чего германское правительство решило
“добровольно” ограничить экспорт стали
немецкими предприятиями в США.
В практике стран
с переходной экономикой обвинения
в демпинге были связаны в основном
с сильными различиями в системе
ценообразования и постепенностью процесса
перехода на свободное ценообразование
на внутреннем рынке. Например, Россия
неоднократно в начале 90-х годов обвинялась
в демпинге алюминия на мировой рынок,
что было связано даже не столько с государственным
субсидированием алюминиевой промышленности,
которое тоже имело место, сколько со значительным
разрывом в уровне внутренних и мировых
цен, который остался от централизованно
планируемой системы. Под угрозой применения
антидемпинговых процедур Европейским
союзом Россия была вынуждена ввести квоты
на экспорт алюминия.
B
числе нетарифных
средств регулирования
На двусторонней
основе торговые отношения между
государствами регулируются с помощью
торговых договоров и соглашений,
которые заключаются между
В практике регулирования
международной торговли наиболее часто
используются следующие
Режим наибольшего
благоприятствования — РНБ -
условие, закрепленное в
международных торговых
соглашениях, предусматривающее
предоставление договаривающимися сторонами
друг другу всех прав, преимуществ и льгот,
которыми пользуется и/или будет пользоваться
любое третье государство. Принцип РНБ
включен в условия ВТО и считается основой
создания недискриминационного режима
в международной торговле.
Национальный
режим - режим экономических отношений
между государствами, при котором
одно государство предоставляет
иностранным физическим и юридическим
лицам режим не менее благоприятный, чем
режим для своих юридических и физических
лиц. Чаще всего национальный режим используется
в отношениях между странами—членами
интеграционных группировок и применительно
к вывозу капитала.
В практике международных
экономических организации
системы ООН иногда используется
понятие справедливого и недискриминационного
режима, который не имеет четкого определения
и используется в основном как напоминание
о совершаемой несправедливости в торговой
или иной экономической сфере. В большинстве
торговых договоров, подписываемых стран
ми на двусторонней основе, содержите
положение о применении РНБ, который стал
универсальным правилом поддерживается
ВТО. Например, к с редине 90-х годов
Россия подписал пятилетние торговые
соглашения с 13 странами мира, с Европейским
союзом и через него со всеми входящими
в него странами. 126 соглашений содержал
пункт о применении РНБ во взаимной торговле.
Эти соглашения имеют разные названия
— Соглашение о торговых отношениях с
США, Соглашение торговле и платежах с
Ливаном, Соглашение о торговле и экономическом
со трудничестве с Индией, Долгосрочно
соглашение о товарообороте и платежах
с Гвинеей, Соглашение о торговом коммерческом
и экономическом со трудничестве
с Европейским союзом и т.д. Из РНБ существуют
изъятия, но только в следующих рамках:
Информация о работе Экономические методы стимулирования экспортного производства