Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:58, реферат
Прямое финансирование экспорта. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для уничтожения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Более всего (до 30% средств) выделяет государство для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и введения новых товаров в экспортном производстве.
·
централизованная система управления
сконцентрировала право осуществления
экспортно-импортных операций в узком
круге субъектов рынка (министерства,
ведомства, объединения). Так, к 1990 году
из 200 субъектов, пользовавшихся этим правом,
155 приходилось на министерства и ведомства.
Охватившая суверенные
государства эйфория независимости вдвое
снизила торгово-экономические связи
с Россией и бывшими странами СЭВ. Рост
экспорта каждое новое государство обеспечивало
наращиванием физического объема поставок
при существенном снижении средних экспортных
цен.
РОССИЯ. Важнейшим
событием в области регулирования
экспорта в 1999 году – начале 2001 года
стал возврат к применению экспортных
пошлин. Они были отменены весной 1996
года, под давлением МВФ и Всемирного
банка. Но в связи с новыми экономическими
условиями международные финансовые организации
не стали препятствовать восстановлению
экспортных пошлин, с помощью которых
Правительство РФ рассчитывало в 2000 году
получить 30.2 млрд. рублей дополнительного
дохода.
Одновременно
был усилен государственный контроль
над экспортом и в некоторых других направлениях.
В отдельных случаях необходимость введения
пошлин и усиление контроля было вызвано
не только фискальными соображениями.
Это было вызвано и тем, что в результате
увеличения оттока отдельных товаров
за границу, в результате девальвации
рубля, возник их дефицит на внутреннем
рынке.
В октябре 1999 года
постановлением Правительства РФ было
введено лицензирование экспорта из
России необработанных шкур крупного
рогатого скота, овец и некоторых
других животных, а также семян подсолнечника,
репса и соевых бобов. А в начале 2000 года
на данные товары, на необработанные лесоматериалы
из дуба, ясеня и бука, на отходы и лом цветных
металлов были установлены комбинированные
экспортные пошлины в размере 10%, но не
менее определённой суммы (в ЭКЮ, а позже
в евро) с единицы веса.
В конце января
2000 года были введены пошлины на
экспорт мазута, кокса, газов и
каменноугольных смол, битума и асфальта,
сланцев, природного газа, изделий из
цветных металлов, нефти и нефтепродуктов
в размере 5% от таможенной стоимости (на
природный газ – 5%, но не менее 2-х евро
за тонну). Правительство связывало особые
надежды с обложением вывозимой нефти,
но мировые цены на нефть снизились почти
до уровня себестоимости её добычи в России.
К тому же влияние девальвации рубля на
экспорт нефти ослабло из-за того, что
значительная часть валютных доходов
нефтяных компаний остаётся за границей:
тратится на закупку иностранного оборудования
и материалов, на погашение иностранных
кредитов.
Другим направлением
мероприятий в области регулирования
экспорта стало усиление контроля за возвратом
валютной выручки от экспортных операций
в страну, недопущение незаконного перевода
валюты за границу под фиктивные импортные
контракты.
В последние
годы обострилась проблема доступа России
на зарубежные рынки. В отношении российских
товаров в разных странах действует 67
дискриминационных ограничений. Они, как
правило, связаны с обвинениями в демпинге
и подрыве рынков. В ЕС под такие ограничение
попадают 13 товарных групп, поставки которых
оцениваются в 250 млн. ЭКЮ и составляют
около 10 % российского промышленного экспорта
в страны ЕС.
В начале 2001 года
США использовали крупнейшие по своим
негативным последствиям антидемпинговые
процедуры против российских товаров
на американском рынке. США до сих пор
отказывают России в предоставлении статуса
рыночной экономики, что позволяет применять
к российским товарам дискриминационные
и произвольные правила.
Администрация
США пыталась ограничить развитие торгово-экономических
связей и расширение военно-технического
сотрудничества России с некоторыми третьими
странами, например, Ираном. Под нажимом
США 20 января 2000 года было принято правительственное
постановление о контроле за внешнеэкономическими
контактами ракетно-космической промышленности.
В феврале 2000 года
США приняли решение о запрете
на торговлю и оказание технического
содействия против 10 российских организаций.
Они подозревались в
Проводя такую
политику, США пытается поставить
под свой контроль внешнюю политику
России, вытеснить её с рынков высоких
технологий. В ответ российским властям
вполне можно было бы активизировать использование
защитных мер или угроз их применения
по отношению к американским товарам.
Мировой опыт показывает, что применение
встречных санкций в ответ на дискриминационные
акции других стран – довольно эффективное
оружие защиты интересов своих экспортёров.
23 января 1999 г.
правительство приняло
С начала 2000 года
цена тонны нефти на мировом рынке увеличилась
примерно на 100 долларов, этим обусловлено
решение Правительства об увеличении
экспортных пошлин на нефть с 23 сентября
1999 г. до 7,5 евро за тонну, а с 8 декабря -
до 15 евро за тонну. Такое повышение экспортных
пошлин позволит привлекать в бюджет дополнительно
1,8 млрд. руб. в месяц.
С 21 декабря 1999 г.
введена экспортная пошлина на природный
газ в размере 5% от таможенной стоимости,
но не менее 2,5 евро за тонну газа, вывозимого
с территории РФ за пределы государств-участников
Таможенного союза. Эта мера даст бюджету
дополнительно 10 млрд. руб. доходов в год.
Экспортная пошлина была введена в связи
с тем, что цена на газ на мировом рынке
поднялась с 52-53 долл. за 1000 м3 в начале
1999 года до примерно 90 долларов – в настоящее
время. В случае изменения конъюнктуры
мирового рынка размер экспортной пошлины
может быть пересмотрен.
В течение года
правительство постоянно
Начиная с мая,
вывозные пошлины на многие товары
стали применяться при вывозе,
как в страны дальнего зарубежья, так и
в страны СНГ, за исключением стран-участниц
Таможенного союза. С 1 августа взимается
экспортная пошлина на сырую нефть при
вывозе ее из России во все страны, за исключением
членов Таможенного союза.
Первоначально
предполагалось введение экспортных пошлин
на 6 месяцев, но в дальнейшем их действие
было продлено. Так, Постановлением Правительства
РФ №798 продлено действие введенных в
феврале 1999 года сроком на 6 месяцев 5%-х
экспортных пошлин на медь, никель и продукты
переработки угля. Данное постановление
закрепляет действие пошлины до принятия
следующего постановления, снимая, таким
образом, 6-месячный срок их действия.
Вывозные пошлины
размером 5% от таможенной стоимости
товара введены с 13 июля на необработанный
никель, никелевый штейн и другие промежуточные
продукты металлургии никеля, а также
на любые изделия из никеля.
Еще в декабре
1999 г. Государственная Дума приняла
закон о первоочередных мерах
в области бюджетной и
15 марта 2000 года
был подписан Указ “Об
20 сентября подписано
Постановление Правительства
До августовского
кризиса 1998 года ограждение отечественных
производителей от разрушительной, а
иногда и недобросовестной иностранной
конкуренции, то есть проведение политики
протекционизма, осуществлялось Россией
довольно робко, с оглядкой на мнения влиятельных
международных организаций и иностранных
партнёров.
Первые шаги
по направлению к протекционизму
были сделаны в начале 1998 года. Был
упорядочен ввоз в страну крепких спиртных
напитков, повышены пошлины на ввоз лекарств,
аналоги которых производятся в России.
Также были введены временные пошлины
на белый сахар (20%) и сахар-сырец (74%), повышены
пошлины на импорт посуды, некоторых изделий
домашнего обихода и изделий из дерева.
Было введено лицензирование импорта
цветных телевизоров.
Ряд решений
государственных органов был
направлен на усиление таможенного
контроля, который остаётся слабым
местом системы внешнеторгового регулирования.
В мае 1998 года приказом ГТК были введены
новые правила транзита табачных изделий
по территории РФ, т. к. раньше под видом
транзита они в значительных количествах
ввозились беспошлинно. Транзит был разрешён
при условии уплаты таможенных платежей
путём внесения на депозит таможенного
органа причитающихся сумм. Транзит же
с перегрузкой на другое транспортное
средство стал возможен только с разрешения
ГТК. В июне 1998 года был ужесточён порядок
перевозки транзитом с использованием
автомобильного транспорта таких товаров,
как шоколад, продукты питания, содержащие
какао, приёмная аппаратура для телевизионной
связи, мебель. В январе 1999 года был усилен
контроль за перемещением по территории
РФ этилового спирта.
Но Правительство
так и не решилось пойти на более радикальные
меры по ограничению импорта, когда стал
резко ухудшаться торговый и платёжный
баланс. Правда в середине июня 1998 года
оно ввело временный 3%-ый налог на весь
импорт, который стал слишком мал, чтобы
выполнять какие-то иные функции кроме
фискальных. Через месяц льготная ставка
НДС, применяемая к ввозимым продуктам
питания и товарам для детей, была повышена
на 10%. Но всё равно это были недостаточные
меры. Правила ВТО допускают применение
и более жёстких мер с целью воздействия
на платёжный баланс и поддержания национальной
валюты, если того требуют обстоятельства.
В ноябре на основании
принятого ещё до финансового
кризиса закона освобождается от
уплаты НДС ввозимое по контрактам
технологическое оборудование и специальные
транспортные средства. Отменяется введённая
ранее специальная пошлина на сахар-сырец
и белый сахар.
Другие решения,
несколько ужесточившие таможенный
режим, скорее, направлены на укрепление
таможенной дисциплины, упорядочение
ввоза и закрытие лазеек, которые
позволяют избегать уплаты таможенных
платежей, чем на ограничение импорта.
К таким мерам можно отнести постановление
Правительства о лицензировании импорта
табака и лекарственных средств, а так
же отмену льготного беспошлинного режима
ввоза товаров для собственных нужд представительствами
иностранных фирм в России.
С 14 марта 2000 г. введены
новые правила ввоза в Россию
лекарственных средств. Новый порядок
предусматривает наличие у
В течение 2000 г.
проводилась корректировка
Информация о работе Экономические методы стимулирования экспортного производства