Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:58, реферат
Прямое финансирование экспорта. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для уничтожения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Более всего (до 30% средств) выделяет государство для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и введения новых товаров в экспортном производстве.
2. Высокая эффективность
количественных ограничений
3. Широкий спектр
целей и задач, которые можно
достичь при помощи
В современной
внешнеторговой политике количественные
ограничения применяются по двум основным
направлениям:
1) Лицензирование
— это официальное разрешение,
выдаваемое, как правило, специальными
уполномоченными государством
Разовая — как
правило, разрешение на экспорт-импорт
товаров в течение
Глобальная (открытая)
лицензия — не содержит географических
ограничений на внешнеторговые операции
с товарами.
Автоматическая
лицензия — это разрешение, получаемое
фирмой автоматически после подачи
заявки в специальное государственное
ведомство. Очень похожа на генеральную
лицензию, но формальности, связанные
с получением лицензии, сильно сокращены,
хотя действует правовой механизм, контролирующий
внешнеторговые операции, что позволяет
государству при необходимости ужесточить
правовой режим.
2) Контингентирование
(квотирование) — официально установленные
государством ограничения в
Существуют различные
формы квотирования:
1) глобальные
контингенты (квоты)
2) индивидуальные
контингента — самый
По направлению
движения товаропотоков:
1) экспортные
2) импортные
Количественные
ограничения — сильный
Относительно
новым направлением использования
количественных ограничений стало
"добровольное" ограничение экспорта
— это соглашение, навязанное экспортеру,
под угрозой санкций предусматривающее
принятие им на себя обязательства добровольно
сократить экспорт определенных товаров
в импортирующую страну. Эти ограничения
появились в странах ЕЭС и Японии в форме
квот на экспорт некоторых текстильных
изделий, проката черных металлов, продукции
легкой промышленности и т.д. Исторически
первым было заявление правительства
Японии в 1957 года о 'добровольном" ограничении
экспорта хлопчатобумажных изделий в
США. С 1969 годна мировом рынке черных металлов
почти 2/3 экспорта этой продукции было
охвачено "добровольными" ограничениями.
По статистике ЮНКТАД к концу 60-х годов
такой формой протекционизма было охвачено
5% импорта промышленно развитых стран.
Меры так называемого
"скрытого" или "косвенного"
протекционизма, которые играют весьма
существенную роль в торгово-политической
борьбе, на поверхности не видны, действуют
как бы из-за кулис, замаскированно.
На первый взгляд, они затрагивают
лишь внутренний товарооборот или просто
регулируют правила изготовления, упаковки,
маркировки товара и вроде бы не имеют
никакого отношения к внешней торговле.
И тем не менее, их воздействие на внешнеторговый
оборот весьма значительно. Это подтверждает
хотя бы тот факт, что они занимают все
большее место на переговорах в рамках
ГАТТ/ВТО.
Рассмотрим основные
меры скрытого протекционизма.
1. Таможенно-административные:
1) система организации
таможенного контроля, включая процедуру
таможенного досмотра, открытие
новых контрольно-пропускных пунктов
и т.п.;
2) системы оценки
таможенной стоимости —
3) запутанная
система заполнения таможенных документов,
требующая больших сил, времени и специальной
подготовки;
4) коррумпированность
работников таможенных органов,
2. Технические
требования к ввозимой
3. Ограничения,
заложенные в процедуре прохождения контроля
качества товаров, их стандартизации (т.
е. непризнание иностранных сертификатов
качества) и т. д.
4. Нетарифные
ограничения, базирующиеся на
санитарно-ги-гиенических
5. Требования
к упаковке, маркировке товаров.
Так, в США нарушение этих
правил ведет к запрету ввоза
товаров в страну или к их
обложению дополнительной
6. Налоги и
налоговая политика. Основной задачей
налоговой политики является
мобилизация государством
Помимо защиты
внутреннего рынка от импорта
из-за рубежа помощью количественных
и скрытых нетарифных методов
торговой политики в практике международной
торговли активно используются методы
расширения экспорта, большая часть которых
основана на прямом или косвенном гарантировании
и субсидировании правительством
национальных экспортеров.
Приобретая
разнообразные, зачастую весьма
замысловатые формы и осуществляясь
через весьма усложненные схемы,
финансирование направлено
на снижение стоимости экспортируемого
товара и повышение тем самым его конкурентоспособности
на мировом рынке. Финансирование экспорта
может осуществляться как из правительственных
источников за счет государственного
бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных
учреждений (банков, фондов и пр.), а также
за счет частного сектора — самих экспортеров
и обслуживающих их банков.
Финансирование
экспорта как метод торговой политики
следует отличать от рутинного финансирования
и кредитования экспортно-импортных операций,
представляющих собой простое предоставление
банками оборотного капитала. Для проведения
конкретных коммерческих сделок. Финансирование,
как метод торговой политики предусматривает
дискриминацию против иностранных компаний
в пользу национальных производителей
и экспортеров, Наиболее распространенными
финансовыми методами торговой политики
являются субсидии, кредитование и демпинг.
Если правительство
считает необходимым
Субсидия —
денежная выплата, направленная на поддержку
национальных производителей и косвенную
дискриминацию импорта.
По характеру
выплат субсидии делятся на:
прямые —
непосредственные выплаты экспортеру
после совершения им экспортной операции
на сумму разницы его издержек
и полученного им дохода. Предметом
прямого субсидирования с начала
60-х годов являлись дорогостоящие
товары промышленного экспорта развитых
стран — суда, авиационная техника и пр.
Однако прямые субсидии запрещены правилами
ВТО и их применение слишком очевидно
для торговых партнеров, которые могут
использовать ответные меры:
косвенные —
скрытое дотирование
Субсидии могут
предоставляться как
Для производителей
в обоих случаях субсидия является
негативным налогом, поскольку он выплачивается
им правительством, а не вычитается
из их прибыли.
Внутренняя субсидия
наиболее замаскированный и финансовый
метод торговой политики и дискриминации
против импорта, предусматривающий бюджетное
финансирование производства внутри страны
товаров, конкурирующих с импортными.
Специфическим
случаем внутренней субсидии является
субсидирование импорта, которое было
характерно для России и некоторых
других стран с переходной экономикой
в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования
Импорта была вызвана, прежде всего, от
директивно контролируемого обменного
курса национальной валюты и переходом
к плавающему валютному курсу. В результате
завышенные валютные курсы резко упали,
сделав импорт многих товаров, которые
необходимы для поддержания экономического
развития страны, невозможным, поскольку
они стали слишком дорогими для местных
покупателей. В результате правительства
были вынуждены финансировать часть импорта
за счет государственного бюджета, предоставляя
импортные субсидии импортерам.
Так, например, в
России субсидии на импорт были введены
в 1992 годв качестве замены специального
(заниженного обменного курса, применявшегося
для расчетов с бюджетом при импорте
зерна, машин и оборудования, запчастей,
компонентов для химической промышленности,
медикаментов, детского питания и некоторых
других ключевых товаров. Причем часть
импортных субсидий не показывалась в
расходной части государственного бюджета.
Государство продавало валюту импортерам,
осуществляющим закупки товаров за счет
централизованных валютных средств, по
цене в среднем 20% от рыночного курса валюты,
а по машинам и оборудованию — 1,6 руб. за
доллар. Существовало множество коэффициентов
пересчета контрактных цен на импортные
товары в рубли. Например, на сахар-песок
он составлял 20% (т.е. столько платил импортер,
остальное покрывалось государством),
масло животное — 22, детское питание —
5%. Импортные субсидии составляли около
13% ВНП и ложились тяжелым бременем на
бюджет. На протяжении 7 последующих лет
правительство России сокращало бюджетные
субсидии как путем уменьшения списков
товаров, экспорт которых субсидируется,
так и путем увеличения коэффициентов.
В начале 1994 года практически весь централизованный
импорт был ликвидирован, а импортные
субсидии сократились до 4% ВНП.
Импортные субсидии,
ставным образом на разнице официального
и рыночного валютных курсов, существовали
в 1992-1993 годов Беларуси. На них тратилось
около 3% ВНП. В Казахстане в 1992 году
они осуществлялись, кроме того, через
централизованный валютный фонд. В Литве,
в 1992-1993 годы субсидировался импорт энергоносителей.
На Украине в те же годы субсидировался
импорт горючего и угля для продажи населению.
Нередко правительства не только субсидируют
отрасли, конкурирующие с импортом, но
и предоставляют субсидии экспортерам.
Экспортная субсидия
— финансовый нетарифный метод торговой
политики, предусматривающий бюджетные
выплаты национальным экспортерам,
что позволяет продавать товар иностранным
покупателям по более низкой цене, чем
на внутреннем рынке, и форсировать тем
самым экспорт.
"Принципиальное
различие между импортным
Информация о работе Экономические методы стимулирования экспортного производства