Экономические методы стимулирования экспортного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:58, реферат

Описание работы

Прямое финансирование экспорта. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для уничтожения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Более всего (до 30% средств) выделяет государство для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и введения новых товаров в экспортном производстве.

Работа содержит 1 файл

Экономические .doc

— 492.00 Кб (Скачать)

2. Высокая эффективность  количественных ограничений при  достижении поставленных целей. 

3. Широкий спектр  целей и задач, которые можно  достичь при помощи количественных  ограничений.  

В современной  внешнеторговой политике количественные ограничения применяются по двум основным направлениям: 

1) Лицензирование  — это официальное разрешение, выдаваемое, как правило, специальными  уполномоченными государством ведомствами  на осуществление ВЭД, а также  на проведение внешнеторговых  операций с определенными товарами. 

Разовая — как  правило, разрешение на экспорт-импорт товаров в течение определённого  срока. Она является именной, т. е. выдается конкретной фирме, которая не может  передать ее другой организации. В лицензии указываются важнейшие параметры внешнеторговой сделки: 

Глобальная (открытая) лицензия — не содержит географических ограничений на внешнеторговые операции с товарами. 

Автоматическая  лицензия — это разрешение, получаемое фирмой автоматически после подачи заявки в специальное государственное ведомство. Очень похожа на генеральную лицензию, но формальности, связанные с получением лицензии, сильно сокращены, хотя действует правовой механизм, контролирующий внешнеторговые операции, что позволяет государству при необходимости ужесточить правовой режим. 

2) Контингентирование (квотирование) — официально установленные  государством ограничения в стоимостном  или физическом (количественном) выражении,  вводимые на импорт или/и экспорт  определенных товаров на установленный  период времени.                      

Существуют различные  формы квотирования: 

1) глобальные  контингенты (квоты) устанавливают  размер экспорта-импорта на определенный  срок (как правило, 3 месяца/6 месяцев  и т. д.), удельный вес стран  в квоте не указывается, может  указываться список стран, на которые распространяется данное ограничение, если оно не всеобщее, т. е. не распространяется на все страны;      

2) индивидуальные  контингента — самый распространенный  метод контингентирования, который  предусматривает разбивку общего  объема экспорта-импорта, предусмотренного квотой по странам: 

По направлению  движения товаропотоков: 

1) экспортные 

2) импортные  

Количественные  ограничения — сильный инструмент регулирования и воздействия  на фирмы-участницы внешнеторговых операций. Так, ЕС квитирует импорт бразильской курятины и индюшатины, что за 2 года нанесло ущеРеспублика Беларусь бразильским производителям этих продуктов, как они утверждают, в 40 млн долларов. 

Относительно  новым направлением использования  количественных ограничений стало  "добровольное" ограничение экспорта — это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстильных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д. Исторически первым было заявление правительства Японии в 1957 года о 'добровольном" ограничении экспорта хлопчатобумажных изделий в США. С 1969 годна мировом рынке черных металлов почти 2/3 экспорта этой продукции было охвачено "добровольными" ограничениями. По статистике ЮНКТАД к концу 60-х годов такой формой протекционизма было охвачено 5% импорта промышленно развитых стран. 

Меры так называемого "скрытого" или "косвенного" протекционизма, которые играют весьма существенную роль в торгово-политической борьбе, на поверхности не видны, действуют  как бы из-за кулис, замаскированно. На первый взгляд, они затрагивают  лишь внутренний товарооборот или просто регулируют правила изготовления, упаковки, маркировки товара и вроде бы не имеют никакого отношения к внешней торговле. И тем не менее, их воздействие на внешнеторговый оборот весьма значительно. Это подтверждает хотя бы тот факт, что они занимают все большее место на переговорах в рамках ГАТТ/ВТО. 

Рассмотрим основные меры скрытого протекционизма.  

1. Таможенно-административные: 

1) система организации  таможенного контроля, включая процедуру  таможенного досмотра, открытие  новых контрольно-пропускных пунктов и т.п.; 

2) системы оценки  таможенной стоимости — возможные  проволочки, связанные с отклонением  таможенными органами таможенной  стоимости, указанной в сопроводительных  документах; 

3) запутанная  система заполнения таможенных документов, требующая больших сил, времени и специальной подготовки; 

4) коррумпированность  работников таможенных органов,  которые под различными предлогами  вымогают взятки, не пропуская  товар через границу. (Этот барьер  не является инструментом государственной внешнеторговой политики, государство борется с ним, но, тем не менее, это серьезное препятствие на пути движения товарных потоков.) 

2. Технические  требования к ввозимой продукции:  по технике безопасности, техническим  и технологическим стандартам  закрывают путь на внутренний рынок иностранной технике из развивающихся стран, которая не может соответствовать высоким нормам. Однако здесь важен принцип равенства в применении данных стандартов по отношению к национальным и иностранным производителям. 

3. Ограничения, заложенные в процедуре прохождения контроля качества товаров, их стандартизации (т. е. непризнание иностранных сертификатов качества) и т. д. 

4. Нетарифные  ограничения, базирующиеся на  санитарно-ги-гиенических нормах, требованиях  здравоохранения и мерах по охране окружающей среды. Так, в конце 1996 года Китай запретил импорт курятины из 10 штатов США в качестве карантинной меры, призванной не допустить распространения в КНР птичьего гриппа. Таким образом, под угрозой оказался американский экспорт в КНР с годовым оборотом до 500 млн. долл. [17] 

5. Требования  к упаковке, маркировке товаров.  Так, в США нарушение этих  правил ведет к запрету ввоза  товаров в страну или к их  обложению дополнительной пошлиной  в размере 10 % таможенной стоимости. [14;c.207] 

6. Налоги и  налоговая политика. Основной задачей  налоговой политики является  мобилизация государством финансовых  ресурсов Одновременно налоги, воздействующие  на цены, прибыли и доходы, ши­роко  применяются государством в качестве  эффективного средства регулирования экономики, в том числе и внешней торговли. 

Помимо защиты внутреннего рынка от импорта  из-за рубежа помощью количественных и скрытых нетарифных методов  торговой политики в практике международной  торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством   национальных       экспортеров.  

Приобретая   разнообразные,   зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь  через весьма усложненные схемы,   финансирование   направлено   на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников  за  счет  государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных    учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора — самих экспортеров и обслуживающих их банков. 

Финансирование  экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала. Для проведения конкретных коммерчес­ких сделок. Финансирование, как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров, Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг. 

Если правительство  считает необходимым стимулировать  экспорт нацио­нальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета. 

Субсидия —  денежная выплата, направленная на поддержку  национальных производителей и косвенную  дискриминацию импорта. 

По характеру  выплат субсидии делятся на: 

прямые —  непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Предметом  прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие  товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры: 

косвенные —  скрытое дотирование экспортеров  через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и прочие. 

Субсидии могут  предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые  продаются на экспорт. 

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается  им правительством, а не вычитается из их прибыли. 

Внутренняя субсидия наиболее замаскированный и финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. 

Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования Импорта была вызвана, прежде всего, от директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам. 

Так, например, в  России субсидии на импорт были введены  в 1992 годв качестве замены специального (заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части государственного бюджета. Государство продавало валюту импортерам, осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию — 1,6 руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е. столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное — 22, детское питание — 5%. Импортные субсидии составляли около 13% ВНП и ложились тяжелым бременем на бюджет. На протяжении 7 последующих лет правительство России сокращало бюджетные субсидии как путем умень­шения списков товаров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэффициентов. В начале 1994 года практически весь централизованный импорт был ликвидирован, а импортные субсидии сократились до 4% ВНП. 

Импортные субсидии, ставным образом на разнице официального и рыночного валютных курсов, существовали в 1992-1993 годов Беларуси. На них тратилось  около 3% ВНП. В Казахстане в 1992 году они осуществлялись, кроме того, через централизованный валютный фонд. В Литве, в 1992-1993 годы субсидировался импорт энергоносителей. На Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам. 

Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные  выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.    

"Принципиальное  различие между импортным тарифом  и субсидированием экспорта как  средствами торговой политики  заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной” улучшает ее условия торговли, снижает цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект:  ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей. 

Информация о работе Экономические методы стимулирования экспортного производства