Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:58, реферат
Прямое финансирование экспорта. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для уничтожения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Более всего (до 30% средств) выделяет государство для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и введения новых товаров в экспортном производстве.
С 1 марта 2000 г. дополнительная
3-х процентная импортная пошлина
отменена на все товары, ввозимые в
Российскую Федерацию.
В России введены
новые правила ввоза
В течение 2001 года
продолжалась работа по защите отечественного
товаропроизводителя. Так, на период с
1 августа 1998 г. до 31 января 2001 г. введена
ставка сезонных пошлин на сахар-сырец
и сахар белый, ввозимые на территорию
РФ, в размере 45% его таможенной стоимости.
В соответствии с постановлением правительства
сезонными пошлинами облагается, в том
числе сахар-сырец и сахар белый, ввозимые
в Россию с территории Белоруссии, в том
случае, если они выпущены для свободного
обращения в Белоруссии без взимания сезонных
пошлин или без перечисления уплаченных
сумм этих пошлин в федеральный бюджет
в установленном порядке.
Было проведено
заседание Межведомственной комиссии
Совета Безопасности Российской Федерации
по вопросу “О последствиях присоединения
России к ВТО с точки зрения
обеспечения экономической
Решением Правительства
Российской Федерации были утверждены
первоначальные тарифные предложения
и российская сторона официально заявила
о готовности начать двусторонние переговоры
по доступу на рынки товаров с заинтересованными
странами-членами ВТО. В целом около 30
стран выразили намерение в ближайшее
время провести тарифные переговоры с
Россией.
В 2001 году в Москве
прошли двусторонние тарифные переговоры
с делегациями Японии, ЕС, США
и Канады. В ходе данных встреч обсуждались
российские тарифные предложения, а
также смежные вопросы, связанные
с доступом на рынки товаров, ряд других
проблем по тематике ВТО. В апреле в Женеве
была проведена серия тарифных переговоров
с Норвегией, Пакистаном, Швейцарией, Чехией
и Словакией. В Москве также прошли встречи
с представителями Швейцарии, Новой Зеландии,
Вьетнама, ряда других европейских стран,
где обсуждались вопросы присоединения
России.
В феврале - апреле
2001 года российская сторона провела
на дву- и многосторонней основе серию
консультаций по вопросам присоединения
к ВТО с государствами-
В 2001 году
продолжалась работа по
В сентябре 2000 года,
после кризиса, ЦБ РФ ввёл жёсткие
ограничения на формы расчетов в
иностранной валюте по экспортным и
импортным операциям. Позже был
ужесточён контроль над сроками зачисления
валютной выручки. Фактически срок перевода
валютной выручки был сокращён со 180-ти
до 60-ти дней. 31 декабря 1998 года ЦБ РФ повысил
норматив обязательной продажи валютной
выручки экспортёрами на рынке с 50 до 75%
и сократил срок её реализации с 14 до 7
дней.
В 2001 году продолжились
сокращения импорта с/х продукции
- тенденции предшествующего
года. В январе-сентябре 2000 годэкспорт
сельскохозяйственной продукции и
продовольствия в стоимостном выражении
был ниже показателя за соответствующий
период прошлого года на 36%, а импорт –
на 40%.
Рис.2.1. Изменение
экспорта некоторых видов
Дополнительным
фактором, сдерживающим рост агропродовольственного
экспорта, были введенные в начале 2000 года
экспортные пошлины на соевые бобы и семена
подсолнечника. Экспорт зерна сократился
в результате введения правительством
запрета на экспорт зерна и других видов
продовольствия, которое поставляется
в страну в рамках продовольственной помощи.
Однако российские экспортеры нашли возможность
избежать данного ограничения с помощью
расширения экспорта муки. Экспорт муки
в январе-сентябре 2000 года превышал объемы
поставок за аналогичный период прошлого
года более чем в 3 раза.
Рис. 2.2. Динамика
экспорта пшеницы в январе-мае 1999
годи январе-мае 2000 г.
КАЗАХСТАН. В
условиях вхождения в мировое
пространство Казахстан вынужден был
адаптироваться в тактических приемах
и стратегии осуществления
Экономика республики
подвержена лихорадкам, обусловленным
изменением конъюнктуры на мировом рынке
и падением мировых цен. И как следствие,
несет огромные валютные потери, а в условиях
недиверсифицированности экспорта - потери
от сокращения физического объема экспорта
продукции.
Высокая техническая
и технологическая зависимость национальной
экономики от стран, поставляющих наукоемкую
и капиталоемкую продукцию, способствует
завозу не самых передовых видов оборудования,
машин, что в конечном счете, повышая объемы
производства продукции, тем не менее
не способствует такому наращиванию производительности
труда, как в ряде новых индустриальных
стран. Более того, значительная часть
валютных средств расходуется на поддержание
текущих нужд, приобретение необходимых
компонентов, не создавая условий для
накопления и дальнейшего расширения
масштабов производства.
Отсутствие глубоких
стадий переработки, а в ряде случаев
и первичной большинстве своем
невозобновляемых сырьевых ресурсов,
не способствует оседанию значительных
объемов добавочной стоимости, которые
мигрируют за пределы страны.
В предыдущие годы
Республика Казахстан проводила
интенсивные меры по изменению и
отказу от своих тарифных барьеров.
Прежде всего. было отменено импортно-экспортное
лицензирование, в соответствии с
принятыми постановлениями с 1995 году
были устранены требования по лицензирование
по экспорту и импорту всех товаров, но,
как и во многих государствах, исключение
составили оружие, наркотики, драгоценные
металлы, дикие животные и т.п. товарные
группы, количество которых охватывает
19. При этом категории товаров, которые
обусловливают необходимость сохранения
лицензирования в определенной мере имеют
сходство не только со странами СНГ, но
и со многими странами мира. Одновременно
в 1995 году Казахстан устранил экспортные
квоты, ограничения охватывают лишь частично
экспортную инфраструктуру. Факторами,
тормозящими экономический рост, явились
экспортная регистрация, предотгрузочная
инспекция, неадекватные таможенные процедуры
и экспортные тарифы. Экспортные тарифы
к уровню 1996 года сократились с 5,3% до 4,1%,
количество же продуктов, облагаемых такими
тарифами, за этот период снизилось с 733
до 259. Но и такой перечень категорий товаров
и услуг все же следует признать препятствующим
процессу либерализации фактором. Среди
стран Таможенного Союза все экспортные
тарифы были упразднены в середине 1996
года.
Вхождение Республики
Казахстан в Таможенный Союз обусловило
изменение средневзвешенных импортных
тарифов с 3,0% до 7,5%, что вовсе не
способствует развитию внешней торговли.
Все это, в конечном счете, осложняет
процесс вступления республики во Всемирную
торговую организацию. В условиях же членства
улучшится не только внешняя торговля,
но и будет обеспечено преимущество в
привлечении иностранных инвестиций,
даст гарантию на приобретение статуса
наибольшего благоприятствования для
казахстанского экспорта. В настоящее
время здесь объединены интересы 110 стран.
Семилетняя практика
осуществления внешнеторговой политики
была направлена на формирование системы
торговых отношений как с государствами
СНГ, так и зарубежными странами и осуществлялась
в соответствии с принципами эффективной
интеграции республики в мировое рыночное
пространство. Однако анализ проводимых
реформ свидетельствует, что казахстанский
путь к открытости экономики своеобразен,
ив нем сочетаются меры, иногда полярные
друг другу. Первая Государственная программа
стабилизации экономики 1991-1992 гг. сферой
регулирования межреспубликанской внешней
торговли сохраняла систему госзаказов
и практически за государством сохранялась
функция контроля внешнеэкономической
деятельности субъектов рынка. Принятые
законы того периода частично способствовали
решению таможенных реформ и ценообразования,
Вступление республики в стадию спада
производства и инфляционных процессов
обусловило необходимость принятия антикризисной
программы развития (1993-1995 гг.). Правомерным
было бы считать, что это дало начало становлению
государственной стратегии во внешней
торговле. Элементы реформы были направлены
на исключение монополии государства
и передачу хозяйствующим субъектам операций
по внешнеэкономической деятельности.
Монополия сохранялась лишь на экспорт
стратегических товаров.
В этот период были
введены тарифы на импорт товаров, повышены
пошлины на импорт предметов роскоши
и ряд других товаров - преследовалась
цель защиты отечественного производителя
от иностранной конкуренции. На границах
республики были введены таможенные режимы,
Нормализации внешнеэкономической деятельности
Казахстана способствовало принятие законов,
регулирующих валютные проблемы, либерализацию
внешнеэкономической деятельности, проблемы
лицензирования, формирование Экономического
и Таможенного союзов.
Необходимо отметить,
что по истечении пяти лет независимости
в республике стала проводиться
политика, учитывающая национальные
интересы. Анализируя принятые государственные
программы, начиная с 1991г. можно отметить,
что первый этап реформирования торговой
политики характеризуется отсутствием
целостной концепции преимущественно
основан на применении жестких административных
регуляторов. Так, в 1992г. экспортному лицензированию
подвергалось более ТОО наименований
товаров, в следующие два года 61 и 35 соответственно.
Экспортные же квоты охватывали перечень
более 90 товаров которые за аналогичный
период снизились до 34, а затем до 7. Это
в основном, нефть, газ, черный и цветной
металлы уголь железные сплавы. Из них
лишь 30% квот выставлялись на аукцион,
а остальная часть строго распределялась
между семью монопольными торговыми компаниями
в административном порядке. Такая форма
развития экономики вела границах всего
бывшего Советского Союза и двусторонними
торговыми соглашениями между государствами.
В целях регулирования необоснованно
высокого вывоза ценных товарных позиций
в определенной мере правомерным становилось
введение контроля в форм экспортных квот
и лицензий, а также использование экономических
мер, снижающих экспортные потоки из страны.
Так, в 1993 году налоги на экспорт применялись
к 145 видам продукции, и амплитуда колебаний
достигала от 1 до 30%. В следующем году эти
проценты были уменьшены до 7-8% в среднем.
Данные налоги преимущнственно охватывали
экспорт в страны дальнего зарубежья в
конце же 1994 г. они распространились на
экспорт других стран. В масштабе республики
в виды налогов удерживалось около 44% выручки
в инвалиде. Поскольку данный этап (до
введения тенге) отличался валютной нестабильностью,
капитал ухолил через экспорт по заниженным
ценам. Помимо этих регуляторов в торговой
политике Казахстана были использованы
и другим элементы, такие, как налог на
нахождение нести НЛС акцизы, антимонопольные
комиссионные и др.
Учитывая точный
дефицит на отечественном рынке,
импортная политика не была столь
жесткой, контроль был относительно
строг и преимущественно
Второе этап
в становлении внешнеторговой политики
Республики Казахстан, как свидетельствует
вышеизложенное, Отличается постепенным
переходом от жесткого контроля со стороны
государства внешнеэкономической деятельности
к построению торговых отношений с партнерами
на базе адаптации к международным нормам
и использованием экономических регуляторов.
Третьим этапом
можно назвать опыт торговой политики
1999-2001 годов поскольку к данному
периоду были отменены большая часть
экспортных квот, импортные лицензии,
сокращена монополизация в
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе
3.1. Анализ состояния
и перспектив развития
Беларусь это
малая страна с открытой экономикой.
Данный статус предопределяет высокую
степень зависимости от ВЭД прежде
всего внешней торговли. Для внешнеэкономической
политики Республики Беларусь свойственна
такая ситуация, которая находится в стадии
экономического и финансового кризиса.
По итогам 2000 года, 60% расходной части своего
бюджета Беларусь направляет на погашение
государственного внутреннего и внешнего
долга, который составил 120% к валовому
внутреннему продукту.
Информация о работе Экономические методы стимулирования экспортного производства