Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:58, реферат
Прямое финансирование экспорта. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для уничтожения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Более всего (до 30% средств) выделяет государство для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и введения новых товаров в экспортном производстве.
Первые шаги
по реформе внешнеэкономических
связей, предпринятые в 1986 г., формально
были направлены на восстановление разорванной
цепочки: "производитель — мировой
рынок — производитель". Однако
они были непоследовательны, ибо в соответствии
с Постановлением Совета Министров от
19 августа 1996 год "О мерах по совершенствованию
управления внешнеэкономическими связями"
предпринимались на основе сохранения
монополии на внешнеэкономические связи.
Примерно в том же направлении действовали
и последующие постановления в этой области,
хотя они (под контролем государства) допускали
все большее число предприятий на внешний
рынок. Контроль государства в данном
случае заключался в выдаче разрешений
на ведение внешнеэкономической деятельности
Министерством внешнеэкономических связей.
Лишь начиная с 1991годпосле обретения нашей
страной суверенитета и государственной
независимости рядом законов и постановлений
парламента были разрешены все формы внешнеэкономической
деятельности для всех юридических лиц.
Роль государства
во внешней торговле может быть разноплановой.
1. Государство
устанавливает монополии
2. Участие государства
во внешней торговле через
фирмы, в которых оно имеет
контрольный пакет акций или
достаточно большую долю.
3. Стимулирование
экспорта из страны —
Рассмотрим более
подробно формы и методы стимулирования
экспорта. К ним относят:
Субсидирование
экспорта.
1. Прямое субсидирование
экспорта — наиболее
2. Субсидирование
НИОКР в
3. Субсидирование
малых и средних фирм с целью
расширения их деятельности.
4. Льготы для
экспортеров в вопросах
5. Скрытые формы
субсидирования экспорта:
а) беспошлинный
ввоз сырья для экспортного
б) скидки с транспортных
тарифов.
Государственное
кредитование и оказание помощи.
1. Оказание помощи
промышленно развитыми
2. Предоставление
"связанных" кредитов —
3. Кредитование
государством экспортеров на
ряду с коммерческими банками,
однако у государства сроки
кредитования больше, а процентная
ставка ниже. Льготное кредитование
характерно для большинства
4. Кредитование
государством экспорта
Страхование государством
разного рода рисков фирм, связанных
с экспортом — одна из наиболее
распространенных форм поддержки экспортеров
государством.
1. Страхование
большей части политических
2. Выдача гарантий
государством коммерческим банкам под
кредиты, выдаваемые экспортерам. Заключение
соглашений и договоров с другими государствами
для создания благоприятных условий для
деятельности национальных экспортеров,
инвесторов.
Организационная
поддержка экспортеров. Так, в Японии в
1951 годбыла создана фирма "Джетро"
(Japan Export Trade Organization) с капиталом 2 млрд йен,
поступившими из госбюджета с целью финансирования
сбора и обработки информации о внешних
рынках для японских экспортеров, организации
их контактов с потенциальными партнерами
за рубежом, проведения там рекламной
компании японских товаров "Джетро".
Она имеет свои филиалы более чем в 60 странах.
В Великобритании ежегодно на оказание
информационных услуг семи тысячам экспортеров
выделяется около 40 — 50 млн. ф. ст. [29;c.368]
Поддержание конкурентоспособности
отечественных экспортеров. Все
вышеперечисленные формы
1. Создание крупных
фирм для завоевания ими
2. Проведение, насколько
это возможно, политики дешевой
национальной валюты, что должно
способствовать экспорту из страны.
Как можно было
заметить, расходы государства на
различные формы форсирования экспорта
очень велики, однако они окупятся
сторицей ростом доходов фирм, их работников,
увеличением поступлений в виде
налогов, ростом производства и занятости,
а в целом все это способствует росту экономического
потенциала страны.
Ограничения, заложенные
в механизме платежей.
1. Импортные
депозиты — определенное
2. Валютные ограничения:
1) существование
нескольких валютных курсов;
2) продажа валюты
под строго ограниченный
3) обязательная
продажа всей валютной выручки
или ее части через биржу
по официальному курсу, как
правило, заниженному, что
4) другие виды
валютных ограничений, которые тормозят
товарообмен между странами.
3. Регулирование
ввоза и вывоза капиталов.
Из всего вышесказанного
следует, что арсенал мер скрытого
протекционизма в руках государства
очень широк и многообразен, что
позволяет государству при
1.2. Основные
инструменты внешнеторговой
Государства, проводя
определённую внешнеэкономическую
политику, используют инструменты внешнеторговой
политики, выбор которых зависит
от ее конкретных целей. Для достижения
одной и той же цели могут быть применены
различные инструменты, поэтому в каждой
конкретной ситуации государство выбирает
то или иное их сочетание.
Государство может
давать рекомендации и поощрять хозяйствующие
субъекты к тем или иным действиям,
что иногда приносит положительные
результаты. Например, крупные фирмы
вправе ожидать, что, поступая в соответствии
с этими рекомендациями, они могут
получить определенные льготы и преимущества
(государственные заказы и т. д.). Однако
подобные рекомендации имеют только единичный
эффект и не способствуют достижению более
широких государственных целей.
Более действенными
инструментами государственной
внешнеторговой политики являются различного
рода запреты, например, на экспорт или
импорт какой-либо продукции вообще или
в отношении определенной страны.
К методам внешнеторговой
политики относится также система
двусторонних и многосторонних договоров.
Однако чаще всего в условиях развитых
рыночных отношений применяются такие
инструменты, с помощью которых государство,
воздействуя на увеличение или уменьшение
прибыли от внешней торговли, заставляет
хозяйствующие субъекты принимать решения
в этой области в соответствии с целями
государственной политики. К этим инструментам
относятся тарифные и нетарифные барьеры.
Таможенный тариф
— основной инструмент таможенно-тарифного
регулирования внешней
Таможенный тариф
включает: товарную номенклатуру, методы
определения таможенной стоимости
ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин,
ставки таможенных пошлин, порядок взимания
пошлин, правила определения страны происхождения
товара и пределы полномочий органов исполнительной
власти.
Сфера действия
таможенного тарифа охватывает единую
таможенную территорию страны, таможенного
союза в рамках их официальных государственных
границ, включая акваторию — территориальные
воды — морей и океанов (если есть). Однако
на территории свободных экономических
зон (СЭЗ) или иных территорий с особым
льготным хозяйственным, в том числе и
таможенным режимом, изданным на территории
государства, действие таможенного тарифа
может быть ограничено.
Основные функции
таможенного тарифа страны:
1. Реализация
фискальных целей государства,
так в Российской Федерации в 1995
годтаможенные сборы обеспечили 38,6 трлн.
RUR, что составило 25% доходной части
годового бюджета. [1, с. 112]
2. Обеспечение
достижения протекционистский
3. До определенного
момента таможенный тариф—
4. Использование
в качестве орудия борьбы за
получение торгово-
5. Осуществление
жесткого государственного
Информация о работе Экономические методы стимулирования экспортного производства