Экономические методы стимулирования экспортного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:58, реферат

Описание работы

Прямое финансирование экспорта. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для уничтожения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Более всего (до 30% средств) выделяет государство для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и введения новых товаров в экспортном производстве.

Работа содержит 1 файл

Экономические .doc

— 492.00 Кб (Скачать)

6. Применение  в интересах развития экспорта  одностороннего освобождения от пошлин определенных материалов, используемых для производства соответствующей продукции предназначенной для экспорта. 

Среди множества  классификаций таможенного тарифа можно отметить следующие наиболее распространённые и часто применяемые на практике виды: 

1. Импортный  таможенный тариф. Когда говорят  о таможенном тарифе, имеют —  ввиду, как правило, импортный  таможенный тариф. По масштабу  таможенной территории. 

2. Единый таможенный  тариф в рамках регионального  торгово-экономического объединения стран таможенного союза. Например, с 1 июля 1968 годa страны-члены ЕС применяют единый таможенный тариф (ЕТТ) в торговле с третьими странами, товары из которых, подвергшиеся таможенному обложению при ввозе в одну из стран-членов ЕС, далее приравниваются к товарам, произведенным в отравах ЕС, и не облагаются больше пошлинами при пересечении внутренних границ ЕС. Сами же страны-участницы таможенного союза отменили таможенные пошлины во взаимной торговле. 

Как отмечалось выше, таможенный тариф представляет собой свод таможенных пошлин, которые в некотором смысле можно сравнить с налогами (платежами), взимаемые государством с товаров при их ввозе на таможенную территорию страны или вывозе товаров с этой терри­тории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. 

Классификацию таможенных пошлин наглядно можно представить  в виде таблицы 1.1. 

Таблица 1.1.

Виды таможенных пошлин 

По способу  взимания 

Специфические - начисляются в установленном  размере за единицу облагаемого  товара. 

Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров 

Комбинированные - (смешанного типа) сочетают оба названных  вида пошлин. 

По объекту  обложения 

Импортные  

Экспортные  

Транзитные  

По характеру 

Сезонные - Могут  вводиться в действие правительством страны для более оперативного регулирования движения товарных потоков через границу на срок, не превышающий 6 месяцев. 

Антитемпинговые - применяются в случае ввоза на таможенную территорию страны товара по более низкой цене, чем его  нормальная стоимость при наличии двух условий: 

а) если такой  ввоз наносит материальный ущерб  отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации, расширению производства этих товаров; 

б) если действительно  был факт демпинга. 

Компенсационные - применяется к товарам, которые продаются по заниженным ценам вследствие государственного субсидирования экспортера государством. 

По происхождению 

Автономные - пошлины, регулируемые страной самостоятельно и не попадающие под действие международных соглашений. Эти пошлины широко применялись в период господства высокого (сильного) протекционизма. 

  

Конвенционные - являются результатом международных  переговоров, предметом двух- или  многосторонних договоров, соглашений, например, в рамках ГАТТ/ВТО или  ЕС, и не могут быть изменены в  одностороннем порядке в течение  срока действия договора или соглашения. 

Переференциальные - Предоставляются практически всеми  промышленно развитыми странами в одностороннем порядке более 150 развивающимся в рамках Общей (всеобщей) системы преференций (ОСП), которая действует сначала 70-х  годов. 

По способу  вычисления 

Номинальные  

Эффективные  

-- 

По типам ставок 

Постоянные  

Переменные  

-- 

  

Пошлина накладывается  на таможенную стоимость товара, которая  определяется в соответствии с законодательством  каждой страны и может отличаться от импортной или экспортной цены товара, фиксируемой статистикой. Но несмотря на видимую простоту таможенного обложения, можно выделить его некоторые особенности: 

1. Чем выше  уровень экономического развития  страны, тем, как правило, ниже  ставки импортных пошлин, а экспортные  практически отсутствуют или носят фискальный характер. Так, средний уровень импортных пошлин в соседних европейских странах Швейцарии, Австрии, Венгрии составляет примерно 3; 8; 16 % соответственно. Это объясняется высокой конкурентоспособностью товаров в развитых странах, как правило, их не надо защищать пошлинами. [16, с. 43] 

2. Применяется  скользящая шкала таможенного  тарифа, т.е. чем выше уровень  обработки товара, тем выше пошлина,  тем самым поддерживаются национальные  перерабатывающие отрасли (табл. 1.2) 

Таблица 1.2 

Уровень импортных  пошлин на товары с различной степенью обработки (по странам), в процентах  от таможенной стоимости*  

Страна 
 

Сырье 
 

Полуфабрикаты 
 

Готовые изделия 
 

США 
 

1,8 
 

6,1 
 

7,0 

-- 
 

Австрия 
 

0,8 
 

4,7 
 

16  
 

Швейцария  
 

0,2 
 

1,2 
 

3,1 
 

ЕС 
 

1,6 
 

6,2 
 

7,0 
 

Япония 
 

1,4 
 

6,3 
 

6,4 
 

*) [29;c.357] 

3. В международной  практике к таможенно-тарифным  инструментам государственной внешнеторговой  политики, помимо таможенных пошлин, относят также налог на добавленную  стоимость (НДС) и акцизы, поскольку их расчет привязан к таможенной стоимости товара, а также заранее известны ставки этих налогов. Не стоит путать НДС и акцизы, взимаемые с товаров при их ввозе на территорию страны, с теми НДС и акцизами, которые взимаются с субъектов хозяйствования данной страны при производстве и реализации продукции в этой стране. 

Воздействие тарифа на экономику отдельных стран  различно и зависит от экономического веса страны. В мировой экономике  страна считается малой, если изменение  спроса с её стороны на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен. Страна считается большой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен. 

В результате введения тарифа любой страной возникает  несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям экономики в целом.  Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение тарифа не сможет изменить мировые цены и улучшить её условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо распределяет расходы внутри экономики, либо ведёт к прямым экономическим потерям.  Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает. 

Введение тарифа большой страной вызывает экономические  эффекты близкие, возникающим при введении тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате увеличения её условий торговли. Тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращение внутреннего потребления товара. 

Последствия введения таможенных пошлин. Можно привести немало аргументов “за” и “против” введения и использования таможенных тарифов.   

Импортные тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают налоговое бремя  на потребителей, показывает экспорт и сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечественных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теряют больше от введения импортных тарифов, чем получает государство и национальные производители вместе взятые. Чистые потери нации составляют производственный эффект — затраты ресурсов на производство худших отечественных товаров и потребительский эффект — потеря полезности, которую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров в следствие их удорожания после введения пошлин. 

Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно-тарифные методы регулирования  согласно рыночным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать молодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять доходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д. 

Еще в первой трети нынешнего столетия большинство  развитых стран, проводя свою внешнеторговую политику, опирались на экономические инструменты регулирования: денежно-кредитные, финансовые, таможенно-тарифные средства, основными из которых были таможенные пошлины. 

Однако в периоды  экономических кризисов, подготовки к войне, в военные годы. в чрезвычайных ситуациях они оказались недостаточно эффективными для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, предотвращения вывоза из страны стратегических материалов, регулирования дефицита платежного баланса и т. д. 

 Использовавшиеся до этого инструменты были по своей природе (характеру) экономическими, они  не ограничивали самостоятельности субъектов хозяйствования во внешнеторговых операциях, не уста­навливали запретов на ввоз-вывоз определенных товаров либо какого-то их количества и т. д. Поэтому они, например; оставляли возможности для преодоления таможенных барьеров высококонкурентными по цене иностранными товарами, у потребителей  оставался выбор. 

Таким образом, в начале 30-х годов появились  количественные ограничения экспорта-импорта — прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота как временное, 'чрезвычайное средство, которое представляет собой жёсткий инструмент нетарифного внешнеторгового регулирования. Несмотря на временный характер при их введении, а также запрет на их применение в XI ст. ГАТТ/ВТО, количественные ограничения прижились, хотя с начала 60-х годов развитые капиталистические страны периодически пытаются ограничить сферу их использования. 

Так, в первой половине 70-х годов под их действие попадало 20—30 % импорта сельскохозяйственных товаров в США, Японии, ЕЭС и от 10 до 15 % импорта промышленных изделий в эти страны в 1981 год12 % импорта промышленно-развитых стран, а в 1996 год— 18,6 % (по оценке - ЮНКТАД) [29;c.369] 

Относительная популярность количественных ограничений  обусловлена несколькими факторами. 

1. Способом их  установления и регулирования.  Они не попадают, как правило,  под действие международных договоров  и соглашений, это довольно гибкий  инструмент внешнеторговой политики государства. Его можно вводить, усиливать (уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру выдачи лицензий и т. д.), отменять, как правило, без оглядки на наднациональные международно-правовые акты, что нельзя сказать о таможенно-тарифных инструментах. 

Информация о работе Экономические методы стимулирования экспортного производства