Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:01, курс лекций
Приведен базовый курс экономической теории: теория рынка, микро- и макроэкономика. Цель методического пособия – ознакомить студентов заочной формы обучения с основами экономической теории. Методическое пособие включает материал, апробированный в курсах лекций, читаемых авторами пособия студентам экономических специальностей Волг-ГАСУ.
6) контрольная - обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий. Она может эффективно реализовываться только на основе подчинения силе государственной власти и закону.
Классификация налогов по признакам:
1) по типам взимаемых ставок налоги делятся на:
прогрессивный – ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога;
пропорциональный - взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода;
регрессивный - процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода;
2) по уровню взимания
- федеральные (налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, налог за пользование недрами, налог на доходы от капитала, акцизы, лесной налог и др.);
- региональные (налог на имущество и недвижимость, транспортный налог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и др.);
- местные (земельный налог, налог на имущество, рекламу, пользование или дарение, местные лицензионные сборы);
3) по объекту налогообложения:
- прямые - имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) физических и юридических лиц, имущество, природные ресурсы и другие факторы, способствующие получению доходов. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог; водный налог; транспортный налог; налог на имущество организаций; налог на недвижимость; земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на наследование или дарение.
- косвенные - взимаются с операций по реализации товаров, работ и услуг, экспортно-импортных и других подобных операций. Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам) или в процентах: к добавленной стоимости (по налогу на добавленную стоимость), к выручке от реализации или к выручке от продаж (по налогу с продаж). В налоговой теории отношение к косвенным налогам неоднозначно. Высокое косвенное налогообложение выступает фактором сдерживания спроса. Его излишняя тяжесть – одна из причин затяжного спада российской экономики. Кроме того, эти налоги считаются несправедливыми, поскольку они через механизм цен в конечном счете перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. В то же время признается, что косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они значительно меньше, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, состояния индивидуального воспроизводства, то есть являются более надежным бюджетным источником. Поэтому косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль.
Американский экономист А. Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов (рис. 10). Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства, и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.
Рис. 10. Кривая Лаффера
Снижение налоговых ставок, по мнению А. Лаффера, может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответственно, налоговой базы. Сократится и уклонение от налогов. Все это благоприятно отразится на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке.
Однако на практике бывает трудно определить, находится экономика дальше или ближе точки А на кривой Лаффера. Если экономика стартует в точке С, то снижение налоговых ставок действительно может увеличить налоговые поступления, но если движение начнется из точки В, то неминуем рост дефицита бюджета вследствие падения налоговых поступлений со всеми вытекающими негативными последствиями.
10. Экономический цикл и экономический кризис.
Последствия кризиса
1. Экономический цикл и экономический кризис
2. Воздействие государства на экономические циклы и кризисы
1. Экономический цикл и экономический кризис
Цикличность экономического развития – это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности понижением, имеет место взлеты и падения рыночной конъюнктуры.
Экономический цикл – постоянная динамическая характеристика рыночной экономики, ее форма, движение и развитие, т.е. движение производства от одного экономического кризиса до другого. В основе экономического цикла лежит кризис.
Рис. 11. Экономический цикл и его фазы
Главная фаза цикла – кризис, т.к. в нем проявляются основные черты цикла. Кризис созревает в фазах оживления и подъема (повышательная волна) – это фазы устойчивого расширения производства:
1. рост доходов населения,
2. повышение совокупного потребительского спроса;
3. расширение производственных мощностей;
4. увеличение капиталовложений,
5. рост спроса на основной капитал.
Тенденции, ведущие к кризису на этих фазах:
1. рост совокупного спроса начинает опережать темпы роста общественного производства;
2. кругооборот индивидуальных капиталов осуществляется беспрепятственно;
3. снижаются стимулы для новых внедрений и обновления производства;
4. воспроизводство идет на экстенсивной основе;
5. темпы роста производства начинают опережать темпы роста платежеспособного спроса населения.
Причины экономического кризиса:
1. перенакопление капитала в 3-ех формах: товарного; производственного, денежного капитала.
2. рост издержек производства;
3. экономический предел развития производства данного типа.
Позитивные стороны кризиса заключаются в следующем:
стимул для снижения издержек производства;
стимул к техническому прогрессу;
начало интенсивного типа развития;
механизм саморегулирования экономики.
Спад (понижательная волна) завершается депрессией, т.е. низшей точкой кризиса, в которой закрепляются условия для интенсификации экономики. Эти условия реализуются в фазе оживления (повышательная волна), т.к. сокращается безработица, увеличивается покупательный спрос, прибыль, спрос на капитал, ставка ссудного процента.
Фаза оживления переходит в фазу подъема (интенсивное развитие переходит в экстенсивное).
Причина циклического развития – конфликт между условиями производства и условиями реализации. Механизм циклического развития – это падение цен, которое ведет к обесцениванию основного капитала и снижению заработной платы.
Кризис – это нарушение пропорциональности общественного развития, это толчок к установлению равновесия. Длительность и глубина кризиса зависит от колебания инвестиций, т.к.
1. кризис обесценивает основной капитал;
2. необходима новая техническая база, чтобы поднять производство.
Материальная основа периодичности кризиса и его продолжительность – это техническое переоснащение производства (обновление основного капитала).
2. Воздействие государства на экономические циклы и кризисы
Государство способно:
повлиять на ход экономического цикла, т.е. изменить характер экономической динамики, т.е. глубину, частоту кризиса, продолжительность фаз и соотношения между ними;
механизм циклического движения.
Государственное регулирование направлено на смягчение кризиса, т.е. носит антициклический характер. Государство использует кредитно-денежные и бюджетно-налоговые методы. С помощью этих методов государство пытается стимулировать производство:
удешевить кредит за счет работы Центробанка,
сократить налоги,
увеличить амортизационные отчисления,
установить налоговые льготы на инвестиции.
В ходе антициклического регулирования государство сдерживает темпы подъема экономики, чтобы ослабить «перегрев экономики» и сдерживать цены. Для этого осуществляется удорожание кредита, повышение налогов и введение новых, отменяется ускоренная амортизация и налоговые льготы на инвестиции.
Современные кризисы приобретают новые черты:
1. в целях стимулирования спроса государство включает инфляционный механизм;
2. крупный капитал сохраняет высокие цены, сокращая производство;
3. меняются формы проявления современных кризисов (учащение и удлинение продолжительности кризисов, уменьшение глубины кризисов, неустойчивость фаз оживления и подъема, изменение показателей масштабов и глубины кризиса);
4. особое значение приобретают мировые кризисы (1929-33 гг. в США, 1974-75 гг., 1980-1982 гг.);
5. структурный кризис – это нарушение пропорций в развитии отраслей, которое экономисты называют явление «голландской болезнью»;
6. современные кризисы – это кризисы госрегулирования, т.е. в политике это выражается в несоответствии поставленных целей и результатов государственной политики.
В 70-е гг. ХХ в. государственное вмешательство стало фактором неустойчивости, поэтому появляются новые формы госрегулирования, т.е. переход от антициклической политики к антиинфляционной. Основной метод новой политики – это развитие конкуренции и укрепление рыночных механизмов.
11. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица.
1. Инфляция: сущность и виды. Антиинфляционная политика.
2. Безработица: сущность и формы. Естественный уровень безработицы.
1. Инфляция: сущность и виды. Антиинфляционная политика.
Инфляция - это устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен.
Дефляция – устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен.
Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение среднего (общего) уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен следующим образом:
где Р – средний уровень цен в текущем году, Р-1 – средний уровень цен в прошлом году.
Сущность инфляции – это обесценение денег в результате резкого повышения кол-ва денежных знаков, находящихся в обращении, по отношению к сумме товарных цен и появление массы денежных знаков, не обеспеченных товарами.
Причины инфляции:
1) нарушение закона денежного обращения;
2) диспропорции между спросом и предложением;
3) диспропорции между доходами и расходами государства;
4) диспропорции между источниками кредитных ресурсов и их использованием;
5) диспропорции между денежной массой в обращении и реальными потребностями.
Эти диспропорции усиливаются под влиянием неэффективной экономической политики государства, предприятий и банков.
Виды инфляции по признакам:
1) по проявлению:
открытая – взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен;
подавленная (скрытая) - внешне цены остаются стабильными, но т.к. масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит, имеет место скрытое повышение цен (ухудшение качества, вымывание дешевых товаров);
2) по темпам роста цен:
нормальная – цены растут менее чем на 5% в год;
умеренная – цены растут менее чем на 10% в год;
галопирующая – цены растут от 10 до 200% в год. Опасна для народного хозяйства, и требует антиинфляционных мероприятий;
гиперинфляция (от 200 до 2000% в год) – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества; крупные предприятия становятся убыточными. Парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартеру;
3) по степени сбалансированности роста цен:
сбалансированная – цены различных товарных групп относительного друг друга остаются неизменными;
несбалансированная – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях;
4) по причинам возникновения:
инфляция спроса (инфляция покупателя) – это избыток совокупного спроса, за которым не успевает производство;