Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:01, курс лекций
Приведен базовый курс экономической теории: теория рынка, микро- и макроэкономика. Цель методического пособия – ознакомить студентов заочной формы обучения с основами экономической теории. Методическое пособие включает материал, апробированный в курсах лекций, читаемых авторами пособия студентам экономических специальностей Волг-ГАСУ.
1) спрос на различные товары по-разному реагируют на изменения в доходах покупателей, Товары, воспринимаемые как предметы роскоши, высококачественные товары, являются более восприимчивыми к подобным изменениям;
2) насыщение происходит сначала продовольственными товарами, затем - промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее - высококачественными товарами и услугами;
3) после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит дополнительное увеличение спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд;
4) с ростом доходов наблюдается более быстрое увеличение расходов потребителей на услуги социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, туризм и др.).
Товары Гиффена. Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). В Ирландии середины XIX в. эффект Гиффена проявился в условиях низкой урожайности картофеля: при росте цены на картофель спрос на него увеличился.
Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то в случае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены. Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена.
Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.
1. Понятие рынка и его виды. Современный рынок
2. Законы рынка
3. Позитивные и негативные стороны рынка
1. Понятие рынка и его виды. Современный рынок
Рынок – это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая регулируется механизмом цен.
Условия возникновения рынка:
1. разделение труда, которое ведет к специализации и обмену;
2. самостоятельность экономических агентов;
3. свобода предпринимательства.
Субъекты рынка – это продавцы и покупатели, обеспечивающие взаимосвязанный поток купли-продажи.
Объекты рынка – это товары (продукция, услуги и факторы производства) и финансовые средства (ценные бумаги, фьючерсы, опционы).
Основные признаки рынка:
1. неограниченное количество участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него;
2. мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
3. наличие свободной информации о предложении, спросе, ценах, средней прибыли по отрасли и стране и др.;
4. отсутствие монополии.
2) регулирующая – воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики;
3) стимулирующая – побуждение производителей к созданию новой продукции, стимулирование научно-технического прогресса;
4) ценообразующая – установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов;
5) контролирующая – надзор за конечными результатами производства;
6) посредническая – организацию встречи экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда;
7) информационная – получение информации для участников рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке;
8) функция экономичности - предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления соразмерности спроса населения с заработной платой;
9) функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно».
Основные рыночные механизмы:
1. конкуренция, т.е. состязательность на рынке за потребителя и наилучшие условия сбыта, механизм повышения качества продукции и снижения затрат,
2. свободное ценообразование на основе механизма спроса и предложения.
Структура рынка по признакам:
1) по факторам производства (труда, капитала, земли, рынок товаров и услуг);
2) по разделению труда (местный, национальный, международный);
3) по форме собственности (частный, кооперативный, государственный);
4) по объектам рыночного обмена (товарный, денежный);
5) по организации рыночного обмена (оптовый, розничный, экспортный, импортный);
6) по видам конкуренции (рынок совершенной и несовершенной);
В реальной практике все эти рынки переплетаются.
Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. К элементам инфраструктуры рынка относятся биржи (товарная и фондовая); аукционы, ярмарки; коммерческие банки; центры занятости; информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система; система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; специальные рекламные агентства; торговые палаты; профсоюзы; аудиторские компании; консалтинговые компании; общественные и государственные фонды; специальные зоны свободного предпринимательства и др.
Характерные черты современного рынка:
1. преобладание олигополии;
2. дифференциация товаров по качеству благ, которое в наибольшей степени зависит от человеческого фактора (квалификация, маневренность);
3. государственное регулирование рынка с помощью экономических и административных методов.
2. Законы рынка
2.1. Закон спроса.
Спрос – платежеспособная потребность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара.
Закон спроса: Если цена товара повышается при неизменности других условий, то спрос на товар уменьшается, и наоборот.
Факторы, влияющие на спрос:
1. ценовые факторы – это факторы, связанные с изменением цены на продукт, это изменение цены вдоль кривой спроса,
2. неценовые факторы – это факторы, влияющие на изменение кривой спроса в сторону увеличения или уменьшения, вправо или влево.
К неценовым факторам относятся:
1) изменение в доходах потребителя (при отсутствии инфляции);
2) ожидания потребителей в изменении цены на товары или доходов населения;
3) изменение вкусов и предпочтений, изменение моды и привычек;
4) колебание расходов на рекламу,
5) изменение цен на взаимосвязанные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые). Если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Если два товара взаимозаменяемы, (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь;
6) изменение количества покупателей;
7) изменение в структуре населения и др.
Эластичность спроса – это степень зависимости объема покупаемых товаров от колебания рыночных цен, т.е. спрос – эластичный, если при изменении цены меняется объем продаж. Неэластичный – если при изменение не влияет на объем продаж при отсутствии товаров-заменителей.
2.2. Закон предложения.
Предложение – это желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.
Закон предложения: при прочих равных условиях количество предлагаемого товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.
На предложение оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.
Ценовые факторы – это факторы, связанные с изменением цены на продукт, это изменение цены вдоль кривой предложения.
Под влиянием неценовых факторов кривая предложения перемещается в сторону увеличения или уменьшения предложения. Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, т.е. сдвиг кривой влево. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой вправо.
Неценовые факторы, влияющие на предложение:
1) цены факторов производства (ресурсов);
2) технология производства – это набор известных способов, приемов или методов производства или услуг;
3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
4) размер налогов и субсидий;
5) количество продавцов и др.
Эластичность предложения показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом,
2.3. Закон спроса и предложения.
Равновесная цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а так же желание и готовность продавцов его продать совпадают. Рыночный крест Альфреда Маршалла – это соединение кривых спроса и предложения.
Функции равновесной цены:
1) измерительная – определяет количество денег за товар;
2) соизмерительная – сопоставление ценностей различных товаров;
3) учетная – указывает на качество и количество востребованных товаров;
4) распределительная – влияние на структуру производства;
5) аналитическая – прогнозирование и планирование производства;
6) социальная – формирование минимального объема потребления;
7) внешнеэкономическая – расчеты между странами;
8) стимулирующая – возможность изменения конъюнктуры.
В экономике чаще всего нарушается соответствие спроса и предложения, что означает:
необходимость изменения пропорций в соотношении отраслей;
необходимость изменения рыночных цен, т.е. рынок осуществляет перелив капитала из отраслей, на товары которых спрос падает, в отрасли, на товары которых спрос растет.
В результате перелива капитала цены постепенно приближаются к уровню, при котором наблюдается равновесие между спросом и предложением.
При значительном вмешательстве государства в экономику отсутствует равновесие между спросом и предложением, т.е. возникает дефицит или избыток товаров.
2.4. Закон конкуренции: на рынке существует внешняя принудительная сила, заставляющая производителей снижать издержки, увеличивать производительность труда, расширять производство, увеличивать накопления, ускорять темпы НТП, проводить организационные и структурные изменения в экономике.
Роль закона конкуренции:
1. принудительная сила, которая формирует общественные связи производителей, реализуемых в обмене;
2. основный фактор превращения товарного хозяйства в капиталистическое.
Ценовая борьба может быть как в открытом, так и закрытом виде (в форме тайных скидок и уступок). Наиболее распространенный способ конкуренции на этом рынке – техническое превосходство (покупка новой технологии и оборудования, новые процессы производства и др.).
3. Позитивные и негативные стороны рынка
Позитивные черты рынка:
1) рынок создает систему эффективного производства товаров и услуг при отсутствии дефицита и очередей;
2) рынок постоянно создает стимулы для повышения эффективности производства;
3) четкая зависимость между реальным вкладом в создание товаров и размерами доходов;
4) ориентация в производстве товаров на спрос потребителя;
5) рынок – это саморегулирующая система, т.к. может существовать без государственного вмешательства;
6) рынок развивается естественным путем несколько тысячелетий, т.е. рынок является жизнеспособной системой и достижением человеческой цивилизации;
7) рынок соответствует природе человека (умение приспосабливаться, саморегулирование).