Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:01, курс лекций

Описание работы

Приведен базовый курс экономической теории: теория рынка, микро- и макроэкономика. Цель методического пособия – ознакомить студентов заочной формы обучения с основами экономической теории. Методическое пособие включает материал, апробированный в курсах лекций, читаемых авторами пособия студентам экономических специальностей Волг-ГАСУ.

Работа содержит 1 файл

лекции Экономич теория.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

1) спрос на различные товары по-разному реагируют на изменения в доходах покупателей, Товары, воспринимаемые как предметы роскоши, высококачественные товары, являются более восприимчивыми к подобным изменениям;

2) насыщение происходит сначала продовольственными товарами, затем - промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее - высококачественными товарами и услугами;

3) после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит дополнительное увеличение спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд;

4) с ростом доходов наблюдается более быстрое увеличение расходов потребителей на услуги социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, туризм и др.).

 

Товары Гиффена. Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). В Ирландии середины XIX в. эффект Гиффена проявился в условиях низкой урожайности картофеля: при росте цены на картофель спрос на него  увеличился.

Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то в случае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены. Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена.

Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

 

 

5. Рынок, его механизм и законы

1.       Понятие рынка и его виды. Современный рынок

2.       Законы рынка

3.       Позитивные и негативные стороны рынка

 

1. Понятие рынка и его виды. Современный рынок

Рынок – это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая регулируется механизмом цен.

Условия возникновения рынка:

1.       разделение труда, которое ведет к специализации и обмену;

2.       самостоятельность экономических агентов;

3.       свобода предпринимательства.

Субъекты рынка – это продавцы и покупатели, обеспечивающие взаимосвязанный поток купли-продажи.

Объекты рынка – это товары (продукция, услуги и факторы производства) и финансовые средства (ценные бумаги, фьючерсы, опционы).

Основные признаки рынка:

1.       неограниченное количество участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него;

2.       мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

3.       наличие свободной информации о предложении, спросе, ценах, средней прибыли по отрасли и стране и др.;

4.       отсутствие монополии.

Функции рынка:

1)      интегрирующая предполагает соединение сферы производства, сферы потребления, а также торговых посредников;

2)      регулирующая – воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики;

3)      стимулирующая – побуждение производителей к созданию новой продукции, стимулирование научно-технического прогресса;

4)      ценообразующая – установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов;

5)      контролирующая – надзор за конечными результатами производства;

6)      посредническая – организацию встречи экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда;

7)      информационная – получение информации для участников рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке;

8)      функция экономичности - предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления соразмерности спроса населения с заработной платой;

9)      функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно».

Основные рыночные механизмы:

1.       конкуренция, т.е. состязательность на рынке за потребителя и наилучшие условия сбыта, механизм повышения качества продукции и снижения затрат,

2.       свободное ценообразование на основе механизма спроса и предложения.

Структура рынка по признакам:

1)      по факторам производства (труда, капитала, земли, рынок товаров и услуг);

2)      по разделению труда (местный, национальный, международный);

3)      по форме собственности (частный, кооперативный, государственный);

4)      по объектам рыночного обмена (товарный, денежный);

5)      по организации рыночного обмена (оптовый, розничный, экспортный, импортный);

6)      по видам конкуренции (рынок совершенной и несовершенной);

В реальной практике все эти рынки переплетаются.

Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. К элементам инфраструктуры рынка относятся биржи (товарная и фондовая); аукционы, ярмарки; коммерческие банки; центры занятости; информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система; система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; специальные рекламные агентства; торговые палаты; профсоюзы; аудиторские компании; консалтинговые компании; общественные и государственные фонды; специальные зоны свободного предпринимательства и др.

Характерные черты современного рынка:

1.       преобладание олигополии;

2.       дифференциация товаров по качеству благ, которое в наибольшей степени зависит от человеческого фактора (квалификация, маневренность);

3.       государственное регулирование рынка с помощью экономических и административных методов.

 

2. Законы рынка

2.1. Закон спроса.

Спрос – платежеспособная потребность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара.

Закон спроса: Если цена товара повышается при неизменности других условий, то спрос на товар уменьшается, и наоборот.

Факторы, влияющие на спрос:

1.       ценовые факторы – это факторы, связанные с изменением цены на продукт, это изменение цены вдоль кривой спроса,

2.       неценовые факторы – это факторы, влияющие на изменение кривой спроса в сторону увеличения или уменьшения, вправо или влево.

К неценовым факторам относятся:

1) изменение в доходах потребителя (при отсутствии инфляции);

2) ожидания потребителей в изменении цены на товары или доходов населения;

3) изменение вкусов и предпочтений, изменение моды и привычек;

4) колебание расходов на рекламу,

5) изменение цен на взаимосвязанные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые). Если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Если два товара взаимоза­меняемы, (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь;

6) изменение количества покупателей;

7) изменение в структуре населения и др.

Эластичность спроса – это степень зависимости объема покупаемых товаров от колебания рыночных цен, т.е. спрос – эластичный, если при изменении цены меняется объем продаж. Неэластичный – если при изменение не влияет на объем продаж при отсутствии товаров-заменителей.

2.2. Закон предложения.

Предложение – это желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.

Закон предложения: при прочих равных условиях количество предлагаемого товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

На предложение оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.

Ценовые факторы – это факторы, связанные с изменением цены на продукт, это изменение цены вдоль кривой предложения.

Под влиянием неценовых факторов кривая предложения перемещается в сторону увеличения или уменьшения предложения. Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, т.е. сдвиг кривой влево. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой вправо.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

1) цены факторов производства (ресурсов);

2) технология производства – это набор известных способов, приемов или методов производства или услуг;

3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

4) размер налогов и субсидий;

5) количество продавцов и др.

Эластичность предложения показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом,

2.3. Закон спроса и предложения.

Равновесная цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а так же желание и готовность продавцов его продать совпадают. Рыночный крест Альфреда Маршалла – это соединение кривых спроса и предложения.

Функции равновесной цены:

1)      измерительная – определяет количество денег за товар;

2)      соизмерительная – сопоставление ценностей различных товаров;

3)      учетная – указывает на качество и количество востребованных товаров;

4)      распределительная – влияние на структуру производства;

5)      аналитическая – прогнозирование и планирование производства;

6)      социальная – формирование минимального объема потребления;

7)      внешнеэкономическая – расчеты между странами;

8)      стимулирующая – возможность изменения конъюнктуры.

В экономике чаще всего нарушается соответствие спроса и предложения, что означает:

       необходимость изменения пропорций в соотношении отраслей;

       необходимость изменения рыночных цен, т.е. рынок осуществляет перелив капитала из отраслей, на товары которых спрос падает, в отрасли, на товары которых спрос растет.

В результате перелива капитала цены постепенно приближаются к уровню, при котором наблюдается равновесие между спросом и предложением.

При значительном вмешательстве государства в экономику отсутствует равновесие между спросом и предложением, т.е. возникает дефицит или избыток товаров.

2.4. Закон конкуренции: на рынке существует внешняя принудительная сила, заставляющая производителей снижать издержки, увеличивать производительность труда, расширять производство, увеличивать накопления, ускорять темпы НТП, проводить организационные и структурные изменения в экономике.

Роль закона конкуренции:

1.       принудительная сила, которая формирует общественные связи производителей, реализуемых в обмене;

2.       основный фактор превращения товарного хозяйства в капиталистическое.

Ценовая борьба может быть как в открытом, так и закрытом виде (в форме тайных скидок и уступок). Наиболее распространенный способ конкуренции на этом рынке – техническое превосходство (покупка новой технологии и оборудования, новые процессы производства и др.).

 

3. Позитивные и негативные стороны рынка

Позитивные черты рынка:

1)      рынок создает систему эффективного производства товаров и услуг при отсутствии дефицита и очередей;

2)      рынок постоянно создает стимулы для повышения эффективности производства;

3)      четкая зависимость между реальным вкладом в создание товаров и размерами доходов;

4)      ориентация в производстве товаров на спрос потребителя;

5)      рынок – это саморегулирующая система, т.к. может существовать без государственного вмешательства;

6)      рынок развивается естественным путем несколько тысячелетий, т.е. рынок является жизнеспособной системой и достижением человеческой цивилизации;

7)      рынок соответствует природе человека (умение приспосабливаться, саморегулирование).

Информация о работе Экономическая теория