Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:01, курс лекций
Приведен базовый курс экономической теории: теория рынка, микро- и макроэкономика. Цель методического пособия – ознакомить студентов заочной формы обучения с основами экономической теории. Методическое пособие включает материал, апробированный в курсах лекций, читаемых авторами пособия студентам экономических специальностей Волг-ГАСУ.
Современная фирма – многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня.
В современной фирме главное – это человеческий капитал. В первую очередь ценятся компетентность, инновационный потенциал, конкурентная энергия, освоение новых управленческих технологий.
3. Отрасль – группа фирм, производящих одинаковую или однотипную продукцию. Современные отрасли не имеют четких границ, т.к. капитал фирм диверсифицирован.
3. Организационные формы деловых предприятий
В рыночной экономике функционируют одновременно очень крупные и очень мелкие предприятия.
1. Единоличное владение – это самостоятельное владение в собственных интересах.
Преимущества:
легко учредить, т.к. нет бюрократической волокиты;
свобода действий владельца;
сильный стимул вести дело эффективно.
Недостатки:
ограниченные финансовые ресурсы, т.к. банки не охотно идут на сотрудничество с одним предпринимателем;
отсутствует специализация в управлении;
неограниченная ответственность.
2. Партнерство – это естественное развитие единоличного владения, когда два или более лиц договариваются о совместном владении и управлении при обязательном документальном оформлении этого договора.
Преимущества:
легко организовать, заключая письменное соглашение;
специализация в управлении;
капитал увеличивается, и фирма становится более привлекательной для банкиров.
Недостатки:
несовместимость интересов;
остается финансовая ограниченность;
выход одного из партнеров из дела ведет к реорганизации фирмы;
остается неограниченная ответственность.
3. Корпорация – форма бизнеса, отделенная от конкретного лица в виде признанных государством юридических лиц, которые могут приобретать ресурсы, брать кредиты и т.д., и осуществлять финансирование через эмиссию акций и облигаций. Акция предполагает владение частью предприятия, дает право голоса. Облигация – долговая расписка, дающая право только на дивиденды.
Преимущества:
широкий масштаб операций в крупных размерах;
эффективное привлечение денежного капитала;
ограниченная ответственность (рискует только суммой акций);
выгоды из большого капитала и массового производства;
фирма постоянна и не зависит от смены владельца.
Недостатки:
сложность регистрации;
возможность злоупотребления, т.к. отсутствие личной ответственности позволяет выпускать ценные бумаги;
двойное налогообложение;
бездеятельность владельцев акций.
8. Основы предпринимательства
1. Предпринимательство и его виды
2. Современные формы крупного и мелкого предпринимательства
1. Предпринимательство и его виды
Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, капитал, земля, знание.
Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли, осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность реализации проекта.
Предпринимательство допускается в любой отрасли, не запрещенной законом: производстве товаров и услуг, торговля, коммерческая посредничество.
Основы предпринимательства – это конкретная форма собственности, которая и определяет форму бизнеса.
Субъекты предпринимательства – физические лица (собственники, наемные работники), фирмы, различные государственные организаций.
1. Роль предпринимателя-собственника:
соединяет факторы производства в единый производственный процесс, открываются рабочие места;
принимает основные решения;
реализация делового интереса (получение прибыли);
рискует вложенными средствами, деловой репутацией, трудом (временем).
2. Роль наемного работника – реализация делового интереса (получение дохода через выполнение должностных обязанностей).
3. Роль государственных организаций:
предоставление государственных заказов;
определение цен, состава, объема льгот при выполнении программы;
создание государственных предприятий;
реализация делового интереса (общегосударственной задачи).
Существует два вида предпринимательства:
1. Индивидуальное предпринимательство – направлено на получение личного дохода.
2. Коллективное предпринимательство – это бизнес, в котором хозяйственные операции осуществляются коллективным субъектом (товариществом), которое может быть юридическим и физическим лицом.
Товарищество регистрируется как юридическое лицо, если:
учреждено и зарегистрировано по закону;
наличие организационного единства (управление структура – управление из центра);
владение необходимым имуществом;
выступление от собственного имени в хозяйственных операциях;
наличие собственного расчетного счета в банке.
В современных условиях предпринимательство для человека решает две задачи: получение дохода и реализация (способ самовыражения).
Главное условие функционирования современного предпринимательства – это благоприятный социально-экономический климат, который предполагает:
стабильность государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства;
налоговый режим, способствующий притоку финансов;
развитая инфраструктура предпринимательства (маркетинг, консультационные службы, курсы предпринимательства и др.);
система защиты интеллектуальной собственности;
позитивное отношение к предпринимательству в обществе.
Предпринимательские инициативы деловых людей при поддержке государства способствуют эффективному функционированию современной рыночной экономики.
2. Современные формы крупного и мелкого предпринимательства
В мировой практике обычно мелкими называют предприятия до 49 занятых, средние – от 50-499, крупные – свыше 500, сверхкрупные – свыше 1000.
В современных условиях предприятия определяют через объемы продаж, величину активов, прибыль. Оптимальный размер предприятия определяют через рентабельность (окупаемость) – это минимальные издержки производства и обращения на единицу продукции. Рост издержек определяет границу предприятия. В современном мире тенденция к росту предприятия сменяется стабилизацией.
Формы концентрации производства:
1. Комбинирование – укрупнение производства на уровне фирмы:
вертикальное комбинирование – это фирма, которая владеет предприятиями на разных уровнях технологического процесса;
горизонтальное комбинирование – фирма, все предприятия которой находятся на одной стадии производства;
конгломератное – фирма, объединяющая предприятия, функционально несвязанных между собой.
2. Диверсификация – расширение номенклатуры продукции и проникновение капитала в смежные отрасли:
диверсификация производства – расширение номенклатуры и ассортимента продукции фирмы;
диверсификация капитала – проникновение капитала в смежные отрасли.
3. Франчайзинг – использование товарного знака известной на рынке фирмы.
Экономическая рациональность крупного предпринимательства определяется:
высокой технической активностью;
снижением инвестиционного риска за счет конкурентоспособности продукции.
Но предпринимательство представлено не только крупными, но и мелкими фирмами, предприятиями.
Экономические преимущества мелких предприятий:
маневренность,
возможность эксперимента;
возможность более эффективного управления, т.к. исключается бюрократизация;
Недостатки мелкого бизнеса:
разорение в конкурентной борьбе;
отсутствие стратегического планирования;
не лучшие кадры;
оплата и условия труда ниже, чем в крупном бизнесе.
Современное предпринимательство – это синтез крупного и мелкого бизнеса.
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИКИ
Макроэкономика – раздел науки о хозяйстве в целом, о проблемах экономической роста, о возможностях и эффективности работы хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политике. В рамках макроэкономического анализа проводится исследование таких проблем, как уровень организации экономического регулирования, управление инфляцией, снижение уровня безработицы и др.
1. Государственное регулирование экономики: необходимость и средства
2. Объекты и направления государственного регулирования
3. Госбюджет и его структура. Методы решения проблемы дефицита госбюджета
4. Налоги и налоговая система
1. Государственное регулирование экономики: необходимость и средства
Необходимость государственного регулирования связана с несовершенством рыночного регулирования, которое проявляется, когда:
1. несостоятельность конкуренции как универсального регулятора;
2. наличие социально необходимых товаров и услуг, которые не предлагаются рынком или предлагаются в недостаточном количестве;
3. наличие внешних эффектов рынка (экстерналий);
4. наличие неполных рынков;
5. несовершенство информации на рынке;
6. безработица, инфляция и нарушение экономического равновесия;
7. наличие обязательных товаров, потреблять которые можно заставить государство.
Государственное регулирование экономики – деятельность государства по поддержке стабильности воспроизводства и обеспечения условий для развития экономики.
Экономические функции государства:
1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
2) защита конкуренции. Мировая практика разработала два способа контроля за деятельностью монополии: контроль естественных монополий и антимонопольное законодательство;
3) производство общественных благ, защита общества от «внешних» эффектов (например, охрана окружающей среды);
4) перераспределение дохода и богатства. Правительство ставит задачу неравенства доходов до цивилизованной нормы. Для этого используются:
- трансфертные (безвозмездные) платежи, которые осуществляет правительство в денежной или натуральной форме;
- вмешательство правительства в рыночный механизм, т.е. изменение цен, установленных рынком;
5) корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального дохода;
6) стабилизация экономики – контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.
Цели государственного регулирования можно представить в виде пирамиды, т.е. они находятся в определенной субординации и изменяются в зависимости от конкретно-исторических условий в ходе эволюции.
Высшие цели – это формирование благоприятных условий для поддержания экономического развития и экономической стабильности. Все прочие цели производны от них.
«Магический 4-х угольник» составили цели государственного регулирования:
1. обеспечение темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП), соразмерных хозяйственному потенциалу страны;
2. минимизация безработицы;
3. стабильность цен;
4. внешнеэкономическое равновесие.
Магия состоит в том, что цели противоречат друг другу. Магия – это движение во всех 4-ех направлениях одновременно.
Цели второго порядка вытекают из высших целей. Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка. Берется конкретная цель второго порядка и разрабатываются мероприятия на макроуровне.