Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:01, курс лекций

Описание работы

Приведен базовый курс экономической теории: теория рынка, микро- и макроэкономика. Цель методического пособия – ознакомить студентов заочной формы обучения с основами экономической теории. Методическое пособие включает материал, апробированный в курсах лекций, читаемых авторами пособия студентам экономических специальностей Волг-ГАСУ.

Работа содержит 1 файл

лекции Экономич теория.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

Средства государственного регулирования делятся на неэкономические и экономические.

Неэкономические (административно-правовые) средства нацелены на формирование экономического строя на основе хозяйственного права.

Административно-правовые средства применяются на уровне федеральных, региональных и местных органов. К ним относятся разрешения (в форме лицензий) и запреты; стандарты и нормы.

Экономические средства воздействуют на процесс воспроизводства, темпы и пропорции этого процесса в отраслях и регионах.

1. государственные финансы – средства, связанные с формированием и использованием госбюджета и централизованных фондов социального страхования, через которые перераспределяется от 1/3 от 1/2 ВВП;

2. денежно-кредитные средства;

Банковская система страны – вся совокупность банков в национальной экономике. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня. Первый уровень банковской системы образует Центральный банк, за которым законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области денежно-кредитной политики. Второй уровень двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки (частные и государственные).

Денежно-кредитные средства включают:

       маневрирование учетной ставкой ЦБ;

       изменение нормы минимальных резервов;

       операции на открытом рынке.

3. государственная собственность – используется для воздействия на темпы и пропорции экономического развития;

4. внешнеэкономическое регулирование – воздействует на различные стороны внешнеэкономических отношений стран Запада – торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, валютно-расчетные отношения.

 

2. Объекты и направления государственного регулирования

1. Регулирование инвестиций – государство воздействует на общие условия инвестирования, формируя благоприятный инвестиционный климат. Способы регулирования:

       денежно-кредитная политика;

       налоговые льготы;

       право на ускоренное амортизационное списание основного капитала.

2. Государственное регулирование сбыта:

       государственные закупки сельскохозяйственной продукции для гуманитарной помощи по регулируемым ценам;

       госзаказы на оборудование, военно-техническую продукцию, строительные работы и услуги;

       государство воздействует на ценообразование.

3. Государственное регулирование рынка труда – нацелено на сокращение безработицы и обеспечение высокого уровня занятости, установление соответствия предложения рабочей силы и спроса на нее в количественном и качественном отношении. Средства государственного регулирования:

       государственное стимулирование инвестиций и экономического роста;

       целенаправленные мероприятия в области занятости через сеть государственных бирж труда;

       государственное содействие общему и профессиональному образованию;

       государственное регулирование заработной платы на государственных предприятиях и установление минимальной заработной платы в стране.

4. Содействие НИОКР – прочность позиций современного государства в мировом хозяйстве определяется ее достижением в НИОКР. Средства содействия НИОКР:

       государственное финансирование по различным каналам составляет 30-60 % совокупных затрат на НИОКР;

       государство играет ключевую роль в финансировании и организации высшего образования;

       государственная поддержка фундаментальных исследований – подавляющая часть финансируется государством;

       стимулирование прикладных исследований, которые финансируются частными фирмами;

       государственные среднесрочные и долгосрочные программы развития НИОКР.

5. Экологическое регулирование – направлено на поощрение рационального природопользования, охрану окружающей среды, ограничение и уменьшение на нее и предотвращение загрязнения. Средства экологического госрегулирования:

       поощрение инвестиций в возведение сооружений и производство оборудования, улучшающих состояние окружающей среды;

       установление правовых норм, предусматривающих ответственность юридических и физических лиц за загрязнение окружающей среды;

       установление в административно-правовом порядке максимально допустимых норм выброса в окружающую среду вредных веществ;

       экологические налоги.

6. Социальные аспекты госрегулирования – при прямом участии государства достаточно эффективно функционируют и продолжают развиваться системы социального страхования: пенсионного, медицинского и по безработице.
7. Внешнеэкономическое регулирование – воздействует на важнейшие аспекты внешнеэкономической деятельности государства: международную торговлю, миграцию рабочей силы, валютно-расчетные отношения.

 

3. Госбюджет и его структура. Методы решения проблемы дефицита госбюджета

Госбюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). Проект госбюджета составляется финансовыми органами государства, обсуждается и принимается парламентом страны. Бюджет – это не только важнейший инструмент государственного регулирования социально-экономического развития страны, но и финансовая основа самого существования государства и общества.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов: единства; полноты; реальности; гласности.

Функции бюджета:

1)      фискальная – создание правовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных средств;

2)      функция экономического регулирования – это использование государством налогов для проведения экономической политики;

3)      социальная – использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Структура госбюджета:

Расходная часть

1.       затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия и субсидии);

2.       хозяйственные нужды (капитальные вложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, затраты на государственные программы);

3.       расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики;

4.       платежи по государственному долгу (включаются в бюджет).

Доходная часть

1.       налоги, в т.ч. акцизы, таможенные пошлины, гербовый налог;

2.       доходы от госсобственности и государственной торговли;

3.       взносы государственных фондов социального страхования (пенсионный, фонд страхования).

Сбалансированным бюджетом называется в том случае, если доходы равны расходам бюджета. Если расходы больше доходов, то формируется дефицит госбюджета, и наоборот – профицит.

Методы решения проблемы бюджетного дефицита:

1)      секвестр – приведение в соответствие доходной и расходной части за счет урезания расходов;

2)      кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

3)      внутренние и внешние заимствования, что приводит соответственно к возникновению внутреннего и внешнему государственному долгу.

Государственный долг – это инструмент регулирования экономики, необходимый для получения финансовых средств для нужд государства, а также для использования этих средств для стабилизации экономики и стимулирования ее роста.

Различают:

- внутренний долг – возникает в случае, когда государство берет взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны (госзаймы, государственные краткосрочные обязательства);

- внешний долг -  займы государства у граждан и организаций за рубежом (Международный валютный фонд и Мировой банк). Международный валютный фонд предоставляет кредиты государствам, Мировой банк – для поддержки инвестиционных проектов предпринимателей под гарантии Правительства.

Государственный внешний долг – глобальная проблема, т.к. многие страны являются должниками, не способными выплатить долг.

Профицит бюджета. Бюджетный профицит возникает в случае превышения доходов государственного бюджета над расходами.

Преимущества бюджетного дефицита:

1)      профицит позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов;

2)      профицит позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу;

3)      профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты.

Как правило, профицитная разница направляется в формирование стабилизационного фонда, которое является условием повышения управляемости финансами страны и фактором снижения рисков экономического развития в среднесрочной перспективе.

Источниками стабилизационного фонда являются:

- дополнительные доходы бюджета, сложившиеся в результате превышения фактически складывающейся цены на нефть над базовой, рассчитанной как средняя за последние годы;

- средства финансового резерва.

Стабилизационный фонд в России формирован в 2002 г. за счет сложившихся на рынке высоких цен на нефть. В настоящее время стабилизационного фонда не существует. Он был разделён на два фонда: Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

 

4. Налоги и налоговая система

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. В современных экономических системах роль налогов исключительно велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества.

Налог – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Налоговая система – совокупность взимаемых государством налогов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения.

Объекты налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и др.

Современные принципы налогообложения:

- уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей плательщика;

- обязанность уплаты налогов;

- система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги;

- налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественным потребностям;

- налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Функции налоговой системы:

1) фискальная - состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства к реализации бюджетной (фискальной) функции естественным образом проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, что может привести к доминированию фискальной функции перед другими функциями и задачами налоговой системы и налоговой политики;

2) регулирующая - заключается в регулировании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.

3) распределительная - проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов;

4) социальная - проявляется непосредственно через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, то есть входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и др.).

5) стимулирующая - является одной из важнейших, но в то же время это самая «трудонастраиваемая» функция. Она непосредственно взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. Стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма: систему льгот и поощрений, запретительные и ограничивающие ставки и другие инструменты налогового механизма.

Информация о работе Экономическая теория