Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:01, курс лекций
Приведен базовый курс экономической теории: теория рынка, микро- и макроэкономика. Цель методического пособия – ознакомить студентов заочной формы обучения с основами экономической теории. Методическое пособие включает материал, апробированный в курсах лекций, читаемых авторами пособия студентам экономических специальностей Волг-ГАСУ.
Федеральное агентство по образованию
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра экономической теории и экономической политики
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Краткий курс лекций
Волгоград 2010
УДК 330 (076.5)
Экономическая теория: Краткий курс лекций / Сост. Н.В. Рогова, О.Ю. Ульянова, С.О. Ященко; ВолгГАСУ.– Волгоград, 2010. 41 с.
Приведен базовый курс экономической теории: теория рынка, микро- и макроэкономика. Цель методического пособия – ознакомить студентов заочной формы обучения с основами экономической теории. Методическое пособие включает материал, апробированный в курсах лекций, читаемых авторами пособия студентам экономических специальностей ВолгГАСУ.
Для студентов очной и заочной формы обучения.
Введение ………………………………………………………………………………
1. Вводная часть ………………………………………………………………………….…
2. Основы теории рыночной экономики …………………………………………………..…...12
3. Теоретические проблемы микроэкономики ……………………………………………..….22
4. Теоретические проблемы макроэкономики ………………………………………………....26
Список рекомендуемой литературы …………………………………………..............
Экономическая наука является одной из древнейших наук, привлекавшая внимание ученых и образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономической теории – это реализация объективной необходимости познания мотивов и действий людей в хозяйственной практической деятельности, законов хозяйствования во все времена: от Аристотеля до настоящего времени.
Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны. Наиболее распространенным определением может быть такое: экономическая теория – это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизнедеятельности.
Экономическая деятельность базируется на том, что для получения необходимых благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограниченны, и поэтому их нужно использовать как можно эффективно и рационально.
Практическая значимость экономической теории заключается в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Именно экономическая теория должна лежать в основе осуществления и реализации экономической политики.
Экономическая теория – это не набор правил, как стать богатым. Она не дает готовых решений для всех проблем. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической деятельности. Владение этим инструментом, знание основ экономической теории позволит каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.
1. Основные направления экономической науки
2. Фундаментальные проблемы экономики
1. Основные направления экономической науки
В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс. Вначале экономика рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве. Термин возник в Древней Греции. Термин «политическая экономия» ввел в научный оборот француз Антуан Монкретьен. Он опубликовал в 1615 г. сочинение «Трактат политической экономии», которое дало название целой науке.
Определяющим направлением экономической мысли 15-17 вв. стал меркантилизм. Считали, что богатство государства проистекает из внешней торговли. Чем больше золото, тем богаче государство.
Физиократы утверждают, что богатство государства это земля. Представитель – Франсуа Кенэ.
Классическая политэкономия (18-19 вв.) сформулировала трудовую теорию стоимости, разделение труда, закон стоимости. Представители – Адам Смит, Давид Рикардо, Карл Маркс.
Во второй половине 19 в. возникло новое течение – маржинализм, которое рассматривало взаимодействие предельной полезности и предельных издержек. Представители – Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений фон Бем-Баверк.
Маржиналисты «второй волны» называются неоклассиками. Гл. представитель – английский экономист Альфред Маршалл, который в конце 19 в. дал экономической науке новое название – «экономикс». Была расширена теория факторов производства, создана теория рыночной равновесной цены.
Кейнсианство. Основоположник – английский экономист Джон Мейнард Кейнс (20-30 гг. 20 вв.). Дж. Кейнс доказал невозможность полноценного действия в новых условиях принципа «невидимой руки рынка» А. Смита. Дж. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику. Он разработал государственную экономическую политику, основными рычагами которой были доходы и расходы бюджета и кредитно-денежные отношения.
Неолиберализм включает основные направления: монетаризм, теория предложения и теория рациональных ожиданий.
Основоположник монетаризма – американский экономист Милтон Фридман (70-е гг. ХХ в.). Это теория стабилизации экономики, в которой главную роль играют денежные факторы. М. Фридмен считал, что для стимулирования производства необходимо стремиться к устойчивому, но низкому (чтобы не вызвать инфляции) темпу увеличения массы денег в обращении. В отличие от кейнсианства теория монетаризма основывалась на том, что рынок сам по себе устойчив, стремится к стабильности и саморегулированию.
Теория предложения характеризуется антикейнсианским мнением по широкому кругу проблем современной экономики и экономической политики (безработица, инфляция, бюджетный дефицит, налоги, экономический рост). Теория предложения – это набор положений об эффективном использовании ресурсов для роста национального производства, об устранении препятствий на пути расширения предложения (производства), к которым относят элементы государственной экономической политики, а именно высокие налоги, снижающие стимул к труду, действия профсоюзов и социальную политику.
Теория рациональных ожиданий основана американским экономистом Р. Лукасом. В основе концепции лежит гипотеза о том, что население и предприниматели строят свои представления о будущих экономических событиях не только на основании прошлых и текущих событий, но и на предложениях об использовании в собственных интересах макроэкономической политики государства, т.е. экономическое поведение индивида – это стремление к максимизации полезности в условиях определенных ограничений.
Институционализм – возник в США в начале 20 в., развивается до настоящего времени. Такое течение считает, что развитие экономики определяется характером существующих в ней институтов. Институты – это структурные элементы экономики, определяющие «правила игры», по которым в ней протекают процессы. Придерживаются позиции непосредственного участия государства в экономической деятельности посредством общественного контроля над бизнесом.
Эволюционная теория. Основоположники – Р. Нельсон, С.Дж. Уинтер. В основе этой концепции лежит принцип эволюционизма, т.е. современные экономические явления – это результат прошлого и основа будущего. Человек, осуществляющий экономический выбор, является главным субъектом эволюционного процесса.
Современная экономическая наука – это синтез неоклассической, институциональной и эволюционной теорий.
2. Фундаментальные проблемы экономики
Современная экономика – это наука об использовании редких экономических ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей.
Микроэкономика занимается анализом причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объем производства продукции на отдельных рынках, факторы, воздействующие на изменение спроса и предложения отдельных товаров, описывает различные виды рыночных структур, поведение фирмы в условиях рыночной конкуренции.
Макроэкономика рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет закономерности государственной экономической политики.
Микро- и макроэкономика тесно взаимосвязаны – это два подхода к рассмотрению экономических процессов: на уровне субъектов экономических отношений и на уровне национальной экономики в целом.
Для более полного представления о сущности экономики следует разобрать понятия:
1. Потребности людей – главный движущий мотив человеческой деятельности. Они имеют сложную структуру и включают потребности в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении.
2. Редкость ресурсов – заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям людей. Развитие экономики существенно увеличивает возможности удовлетворения потребностей.
3. Проблема выбора – возникает в результате ограниченности ресурсов перед обществом. При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов необходимо учитывать альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследует государство, фирма, домашнее хозяйство.
Конкретизацией проблемы выбора являются три фундаментальных вопроса, которые жизнь ставит перед любым обществом:
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
Что производить? Каждый раз общество, сталкиваясь на ограниченные ресурсы, вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться. Кривая производственных возможностей выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.
Модель предполагает, что государство производит два товара. А и В – максимальное кол-во производства товаров при полном прекращении производства другого. Возможны и компромиссные варианты одновременного производства товаров. Все множество точек кривой показывает технологический выбор. В действительности реализуется лишь один вариант (одна точка кривой), соответствующий фактическому выбору общества, который зависит от экономических, политических, исторических, социальных и др. факторов.
Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара вынуждена сокращать производство другого. Экономика страны не всегда находится на границах предельного использования своего экономического потенциала, а чаще недоиспользует его. Причины недоиспользования связаны с безработицей, остановкой предприятий, структурными изменениями, неэффективным управлением экономикой.
Как производить? Разрешение проблемы Как производить? связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов.
Производственная функция показывает альтернативные способы получения одного и того же кол-ва продукта с помощью использования разных комбинаций ресурсов (факторов производства).
Ответ на вопрос Как производить? Не сводится только к технологическому выбору ресурсов, но предполагает и использование тех или иных организационно-правовых форм производства.
Для кого производить? Решение этого вопроса связано с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами. Измерить степень неравенства распределения доходов между домохозяйствами можно с помощью кривой Лоренца (рис. 3).
Линия ОЕ показывает состояние абсолютного равенства в обществе. Если все получают поровну, то 20 % населения получит 20 % общего дохода, и т.д. В жизни такого состояния не бывает, поскольку всегда существует определенная дифференциация в доходах.
Отклонение кривой от биссектрисы показывает неравенство в распределении доходов. Чем больше неравенство в обществе, тем дальше от биссектрисы отклоняется кривая.
Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем равномернее распределены доходы и выше социальная стабильность. Но одновременно тем ниже мотивация труда и иной социально полезной активности. Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна.
1. Собственность: сущность и формы
2. Понятие экономических систем и способы их координации. Трансакционные издержки