Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:01, курс лекций
Приведен базовый курс экономической теории: теория рынка, микро- и макроэкономика. Цель методического пособия – ознакомить студентов заочной формы обучения с основами экономической теории. Методическое пособие включает материал, апробированный в курсах лекций, читаемых авторами пособия студентам экономических специальностей Волг-ГАСУ.
4. субъекты (производители и потребители) рыночной экономики должны существовать в эффективной конкурентной среде.
Является ли в России движение к рынку регрессом? Теоретически это прогресс, т.к.:
1. рыночный механизм в России складывается на основе высокоразвитой индустрии;
2. рыночный регулятор позволяет использовать опыт других стран и сочетать его с другими факторами, влияющими на экономику;
3. рыночная система существенно повышает эффективность производства;
4. рыночный механизм позволяет включаться в мировую экономическую систему;
5. рыночный регулятор позволяет создать смешанную модель.
3. Институциональные реформы в переходной России.
Приватизация в России: этапы и последствия.
Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности экономических субъектов. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).
Для рыночных реформ в России характерно использование радикального варианта преобразований в 1992-1993 гг. Это выразилось в проведении в кратчайшие сроки приватизации преобладающей части государственной собственности без учета эффективности этой меры, в форсированном переходе к открытой экономике. Однако радикальные реформы затем уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994-1998 гг. В ходе рыночных реформ в России имела место концепция «шоковой терапии».
С точки зрения характера проводимых преобразований в России преобладали институциональные реформы (преобразование собственности, формирование рыночной инфраструктуры и др.) при явной недооценке промышленной политики и других мер, направленных на возобновление экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства. За период 1992- 1998 гг. Россия прошла начальный этап преобразований, в течение которого снижена инфляция, в значительной мере проведена либерализация экономики, приватизирована преобладающая часть государственной собственности, созданы основные правовые и организационные институты рыночной экономики. Для России характерна неравномерность проведения рыночных реформ в различных отраслях экономики, активное формирование рыночных институтов в финансовом секторе, в реальном секторе медленная адаптация к рыночным условиям.
В России исходные условия для перехода к рынку сложились менее благоприятно, чем в странах Центральной и Восточной Европы, по причине значительных структурных диспропорций между добывающими (топливно-энергетический и металлургический комплексы) и обрабатывающими отраслями, высокой милитаризации экономики, длительности существования административно-командной системы, отсутствия в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности, сильного влияния уравнительно-коллективистской психологии, шока от распада единого хозяйственного комплекса СССР. Уже в силу этих факторов переходный период не может не быть более длительным и болезненным, чем в странах ЦВЕ или Восточной Азии.
Экономические реформы в России включали в себя два этапа:
1) либерализацию цен – свободное ценообразование на основе спроса и предложения;
2) приватизацию – процесс перехода факторов производства из государственной собственности в частную.
Этапы приватизации в России:
1) доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала главным образом сферу социальной инфраструктуры: торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и др.;
2) ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками;
3) послечековый (денежный) этап приватизации. Его содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся надежды на появление «стратегических» инвесторов;
4) залоговые аукционы. Государство с целью снижения дефицита государственного бюджета предоставляет в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращение и не резервирует средства на возвращение кредитов.
Итоги приватизации:
- приватизация не достигла главной экономической и социальной цели – это создать мощный средний класс;
- ваучеры не были именными ценными бумагами и подлежали свободной купле-продаже, и это привело к резкому усилению социального расслоения общества и способствовало быстрой криминализации российской экономики;
- приватизация была результатом реализации интересов определенной группы людей;
- возникли новые формы экономической преступности;
- образование крупного частного и полугосударственного сектора, который производит около 70% российского ВВП;
- приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета.
4. Теория потребительского поведения
1. Потребительский выбор. Структура спроса: функциональный и нефункциональный.
Эффект замещения и эффект дохода.
2. Кривые безразличия. Бюджетные ограничения.
3. Кривые Энгеля. Закономерности Энгеля. Товары Гиффена.
1. Потребительский выбор. Структура спроса: функциональный
и нефункциональный. Эффект замещения и эффект дохода.
Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
В результате исследований в ХIХ в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Чем большим количеством блага обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.
Однако А. Смит сформулировал парадокс стоимости воды и алмаза. «Почему вода, которая так необходима для жизни человека, стоит так дешево, а алмазы, которые практически бесполезны, стоят так дорого?». Общая полезность воды большая, а предельная – маленькая; у алмазов – наоборот, общая полезность мала, а предельная – велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью.
Сформулированы два закона Госсена:
1) закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению;
2) при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины.
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последняя денежная единица (например, рубль), затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности финансовых ресурсов (денежного дохода).
В современной теории потребительского выбора предполагается, что:
1) денежный доход потребителя ограничен;
2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;
3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;
4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.
Структура потребительского спроса. Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений (рис. 4).
Рис. 4. Классификация потребительского спроса (по Х. Лейбенстайну)
Функциональным спросом называется такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).
Нефункциональным спросом называется такая часть спроса, которая обусловлена непосредственно не связанными с присущими экономическому благу качествами.
Эффект присоединения к большинству (эффект толпы) – это эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же товар, который покупают другие. Потребитель, который стремится не отставать от других, и приобретает те блага, которые покупает основная часть населения. Для данного эффекта характерна прямая зависимость поведения потребителя от мнения других потребителей.
Эффект сноба – это эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что у потребителя господствует стремление выделиться из толпы. Для данного эффекта характерна обратная зависимость поведения отдельного потребителя от мнения основной доли потребителей
Эффект Веблена – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.
Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении человека.
Потребитель действует также под влиянием действия эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект замещения – это изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на приобретение различных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.
Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.
2. Кривые безразличия. Бюджетные ограничения. Предельная норма
замещения.
Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения.
Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия.
Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия только показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Об этом характеризует бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов), которое показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную денежную сумму.
Бюджетное ограничение представлено следующим уравнением:
I=PxX+PyY (1)
где I – доход потребителя, P – цена благ X и Y.
Рис. 5. Кривые безразличия и бюджетное ограничение
Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя. Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, находим такую точку, которая принадлежит кривой безразличия U2 более высокого порядка и в которой при данном бюджете максимизируется благосостояние потребителя. Кривая U3 является более высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы существующего бюджета потребителя.
3. Кривые Энгеля. Закономерности Энгеля. Товары Гиффена.
Уже в XIX в. было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее благ первой необходимости. Этим занимался Эрнст Энгель (1821-1896).
Кривые Энгеля показывают количество того или иного товара, которое потребитель готов купить при различных уровнях дохода. Кривые Энгеля несут важную информацию о том, как реагирует спрос на изменение в денежных доходах потребителя.
Закономерности Энгеля: