Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:01, курс лекций
Приведен базовый курс экономической теории: теория рынка, микро- и макроэкономика. Цель методического пособия – ознакомить студентов заочной формы обучения с основами экономической теории. Методическое пособие включает материал, апробированный в курсах лекций, читаемых авторами пособия студентам экономических специальностей Волг-ГАСУ.
Негативные стороны рынка:
1) рынок – это нестабильная система (неустойчивые темпы экономического роста, кризисы недоиспользования ресурсов, нестабильность общего уровня цен, циклический характер развития, неполная занятость, инфляция);
2) наличие внутрирыночного механизма в процессах, которые составляют его основу рынка (стремление предпринимателя избавиться от конкуренции путем тайного сговора; технический прогресс ведет к монополизации из-за высоких цен на новую технику; сильные предприятия поглощают слабые);
3) рынок выражает все ценности в деньгах. Рынок может породить внешние эффекты рынка – экстерналии, т.е. неучтенные рынком расходы, которые несут третьи лица, не участвующие в сделках;
4) рынок – это социально-нейтральный механизм, т.е. удовлетворяет платежеспособный спрос, не удовлетворяя спрос на общественные блага (защиту окружающей среды, здравоохранение, образование и др.).
Вывод: негативные черты рынка проявляются в условиях дестабилизации, в такие периоды необходимо прогнозировать и готовиться к ним, но нельзя предпринимать действия, направленные на уничтожение негативных сторон рынка.
6. Рыночные структуры. Основные формы монополистических объединений
1. Рыночные структуры и их характеристика
2. Основные формы монополистических объединений
3. Экономические последствия деятельности монополий. Антимонопольные законы
1. Рыночные структуры и их характеристика
Экономисты различают следующие рыночные ситуации, или рыночные структуры:
1) чистую (совершенную) конкуренцию;
2) монополистическую конкуренцию;
3) олигополию;
4) чистую монополию.
Черты чистой конкуренции:
существует значительное количество фирм;
фирмы производят стандартизированную продукцию;
проникновение в отрасль дополнительных фирм свободно;
доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта
Черты монополистической конкуренции:
большое число продавцов;
фирмы производят дифференцированную продукцию;
дифференциация – основа создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции;
свободное вхождение в рынок;
спрос менее эластичен на рынке совершенной конкуренции.
Черты олигополии:
небольшое число продавцов;
фирмы производят как стандартизированные (сталь, алюминий), так и дифференцированные (автомобиль) товары;
решение об определении цен и объемов производства является взаимозависимыми;
вступление в олигополистические отрасли сложное.
Несовершенная конкуренция – это общее название трех рынков: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Различают еще следующие виды:
Монопсония – рынок, на котором выступает один покупатель товара, услуги или ресурса (например, рынок труда).
Олигопсония – небольшое число покупателей.
2. Основные формы монополистических объединений
Монополия (от греч. «моно» – один, «поло» – продаю) – это высокий уровень концентрации капитала, существующего в виде тесного объединения капиталистов, организационно оформленного или негласного.
Причины возникновения монополии:
1. логика развития производства, стремящегося к увеличению масштабов;
2. появление капиталоемкого производства;
3. стремление избавиться от конкуренции.
Формы монополистических объединений:
1. картель – первая в истории форма объединения капиталистов с целью установления монополии на рынке определенных товаров на основе картельного соглашения (гласного или негласного), предусматривающего прекращение конкуренции между участниками картеля.
Картельное соглашение вносит ограничение участников картеля, но достигается главная цель монополии – монопольно высокая прибыль для всех участников картеля. В конце 20 в. картели существуют в гибких формах.
2. синдикат – монополия, устанавливающая для своих членов совместный сбыт продукции через единую торговую контору. Участники синдиката теряют свою коммерческую самостоятельность, сохраняя только производственную.
3. трест – организация, останавливающая конкуренцию путем контроля над производством. При этом капитал участников треста находится под единым управлением совета директоров треста. Участники треста теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, оставляя юридическую независимость.
Современный вид треста – это холдинг. Держательная компания сосредоточивает контрольный пакет других фирм.
4. концерн – современная форма монополии промышленного многоотраслевого объединения. Опирается на диверсификацию производства – расширение номенклатуры продукции путем организации новых видов производства и проникновение в другие отрасли и сферы хозяйства.
Для концерна характерны черты:
жесткий внутрифирменный финансовый контроль;
хозяйственная самостоятельность предприятий, отделений и финансов;
эффективное распределение капитала по различным направлениям;
устойчивое положение на мировом рынке;
единое целое в капиталистическом хозяйстве (контроль за внутрифирменным механизмом, материальное стимулирование различных групп персонала на основе условно-расчетных (трансфертных) цен, поддержка состязательности и предприимчивости).
Естественные монополии – отрасль, в которой экономика обусловлена ростом масштабов производства, столь велика, что продукт, произведенный монополией при средних издержках, дешевле, чем если бы занимались его производством несколько фирм.
Корпорации – это акционерные общества, капитал которых образуется на основе объединения многих индивидуальных капиталов посредством выпуска акций – ценных бумаг, каждая из которых дает право на получение части дохода и участие в управлении.
В 80-е гг. ХХ в. концерны стали использовать венчурные группы – творческие группы новаторов, предлагающие тему нового равновесного исследования. Две формы:
1. внутренние венчуры – фирма предоставляет группе все необходимые средства, но автор проекта работает самостоятельно;
2. венчурные фирмы – инициатор венчура уходит из корпорации и организует отдельную юридически независимую фирму.
Конгломерат – монополистическое объединение, образованное путем поглощения 20-30 мелких и средних фирм, не имевших между собой производственных или иных функциональных связей. Целью поглощения является получение дополнительной прибыли за счет игры на курсах акций.
3. Экономические последствия деятельности монополий
Антимонопольные законы
Две точки зрения на экономические последствия деятельности монополии.
Доводы против монополии:
1) неэффективность распределения ресурсов. Монополисты считают более выгодным ограниченный выпуск продукции и назначать высокие цены. Экономическое благосостояние общества меньше, чем при чистой конкуренции;
2) непрогрессивность. Монополия тормозит технический прогресс. При достижении экономии, связанной с масштабами производства, не требуется многочисленность фирм. Базой для повышения технологической эффективности является не фирма, а отдельное предприятие. Практика показывает, что рыночная власть создает защищенное положение, порождается неэффективность и бездеятельность; монополисты противостоят в ряде случаев техническим улучшениям, т.к. это вызывает моральный износ их техники;
3) неравенство доходов;
4) политические опасности. Соединение экономической власти и политического влияния приводит к льготным контрактам на военную продукцию, использованию налоговых льгот, субсидий и других привилегий.
Доводы в пользу монополии:
1) продукты лучшего качества. Потребители сами выбирают продукцию монополии, и монопольные прибыли заработаны;
2) недооценка конкуренции. Монополии сталкиваются с межотраслевой, иностранной и потенциальной конкуренцией;
3) эффект масштаба. Крупные производители могут использовать высоко прогрессивные технологии и конкурировать на мировом рынке;
4) сосредоточение ключевых факторов технического прогресса: научно-технические разработки, патенты, ноу-хау, новые методы организации, высококвалифицированный персонал. Монополии стимулируют научные исследования, т.к. имеют достаточные финансы.
Антимонопольное законодательство – пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. В 1914 г. был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона, который был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. В этом же году была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления – контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИКРОЭКОНОМИКИ
Микроэкономический анализ – часть экономики, исследующая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.
7. Предприятие как субъект рыночных отношений
1. Движущие мотивы и цели предприятия
2. Деловые предприятия
3. Организационные формы деловых предприятий
1. Движущие мотивы и цели предприятия
Предприятие можно рассматривать с двух точек зрения:
1. как технологическую целостность;
2. экономического интереса коллектива предприятия, взаимоотношения внутри которого определяются организационной формой.
В зависимости от характера собственности на капитал фирмы разделяются на государственные и частные.
1. Частное предприятие. Его ведущий интерес – интерес собственника средств производства.
2. Государственное предприятие. Его особенность – открывается в тех сферах, которые не привлекают частный бизнес или в тех сферах, где присутствует государственная монополия. Ведущий интерес госпредприятия – интерес государства в производстве товаров социально-значимых для общества.
Когда госпредприятия резко снижают эффективность своей деятельности, то начинается приватизация, которая предполагает три пути:
1. усиление самостоятельности предприятий и равноправного участия в рыночных процессах;
2. выкуп госпредприятия, как правило, через акционирование;
3. аренда у государства с последующим выкупом.
Поведение любого предприятия определяется главной объективной целью – получение прибыли и ее максимизация. Цель максимизации прибыли является определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм, и нет препятствий для появления новых. В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже замещается другими целевыми установками фирмы, такими, как максимизация валовой выручки при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки; выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.
Цикл жизни предприятия – определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется объемами продаж и прибыли:
2. Деловые предприятия
Деловые предприятия – основной компонент частного сектора наряду с домохозяйствами.
1. Предприятие – это учреждение, выполняющее одну или несколько функций по производству и распределению товаров.
2. Фирма – это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятии. Фирма может иметь несколько предприятий. На современном рынке наиболее устойчивое положение занимают многопрофильные фирмы, т.к.
убытки от одного вида деятельности можно покрыть за счет прибыли от производства другого товара;
совмещение производств, находящихся на разных стадиях жизненного цикла товара;
альтернатива между производством нового товара и усовершенствованием старого товара.