Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 12:49, курсовая работа
основные показатели экономической деятельности предприятия общественного питания
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 5
2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
2.1 Производство продукции и товарооборот ресторана 8
2.2 Валовой доход, издержки производства и обращения предприятия общественного питания 22
2.3 Прибыль и рентабельность деятельности ресторана 29
2.4 Анализ показателей торговой деятельности предприятия общественного питания 31
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Таблица 15 – Перечень и характеристика услуг, оказываемых рестораном «Бирштубе»
Вид услуг | Характеристика |
Услуга питания ресторана | Услуга по изготовлению, реализации и организации потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных видов сырья, покупных товаров и вино-водочных изделий, оказываемую квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного комфорта и уровня материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга |
Услуги по изго-товлению кули-нарной продук-ции и кондитерских изделий | - изготовление
кулинарной продукции и - изготовление блюд из сырья заказчика на предприятии |
Услуги по организации потребления продукции и обслуживания | - организацию
и обслуживание торжеств, семейных
обедов и ритуальных - организацию
питания и обслуживание - бронирование мест в зале предприятия |
Услуги по организации досуга | - организацию
музыкального обслуживания;
- организацию проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм; - предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, билдиарда. |
Информационно-консультативные услуги | - предоставление бесплатного Интернет для посетителей ресторана |
Прочие услуги | - гарантированное
хранение личных вещей ( - вызов такси по заказу потребителя; - парковку личных автомашин потребителей на организованную стоянку у предприятия. |
Для этого составляется отдельное меню, которое представляет собой комплексный обед, состоящий из салата или холодной закуски, первого блюда, второго горячего блюда и напитка. Каждый день этот комплекс меняется. Использование такой схемы обслуживания позволяет сократить время обслуживания посетителей до 25 минут, в то время, как при обычном обслуживании время увеличивается до 1-1,5 часов.
Говорить
о том, насколько полно удовлетворяют
услуги, оказываемые рестораном
«Бирштубе», требования потребителей,
можно на основании опроса
потребителей. Опрос проводился
с использованием анкеты, представленной
в приложении М. Результаты анкеты
представлены в таблице 16.
Таблица 16 -Оценка услуг ресторана «Бирштубе» с позиции покупателей (% от числа опрошенных)
Критерий | Оценка, балл | ||||
5 | 4 | 6 | 2 | 1 | |
Качество обслуживания | 31 | 54 | 9 | 6 | 0 |
Ассортимент блюд | 46 | 39 | 12 | 3 | 0 |
Качество приготовления блюд | 42 | 48 | 7 | 3 | 0 |
Ассортимент и качество барной продукции | 37 | 56 | 6 | 1 | 0 |
Ассортимент и качество дополнительных услуг | 31 | 39 | 26 | 4 | 0 |
При проведении оценки клиентам ресторана было предложено заполнить подобную таблицу, проставив балл оценки по каждому критерию оценки. Таким образом, более 80% клиентов оценили работу ресторана по всем показателям как отличную и хорошую. Однако часть клиентов не в полной мере удовлетворена качеством работы ресторана, что говорит наличии у него резервов повышения эффективности работы.
Таким образом, проведенное исследование показало, что ресторан «Бирштубе» в течение трех лет характеризуется стабильным развитием. Об этом говорит положительная динамика показателей товарооборота, прибыли.
При разработке направлений повышения качества услуг ресторана «Бирштубе» необходимо учитывать следующие направления:
- первое направление связано с повышением эффективности использования трудовых ресурсов.
- второе направление развития услуг ресторана «Бирштубе» связано с расширением перечня предоставляемых услуг. В данном случае можно порекомендовать организовать доставку горячих обедов на дом. В этом случае ресторан имеет возможность не только увеличить объем реализации продукции собственного производства и покупных товаров, но и получать дополнительный доход, так как услуги по доставке также являются платными;
- третье направление связано с созданием единой системы закупа сырья и товаров.
В качестве одного из основных направлений повышения эффективности коммерческой деятельности автор может предложить осуществить следующие мероприятия:
- в состав обязанностей экспедитора ввести функции кладовщика;
- в состав обязанностей менеджера ввести функции менеджера по маркетингу;
- оптимизировать работу с поставщиками.
Рассмотрим последовательно данные мероприятия.
В настоящее время в ресторане «Бирштубе» отсутствует единая система определения необходимого объема закупа сырья и товаров. Схема осуществления закупа выглядит следующим образом:
1) бармены и повара ресторана составляют список сырья и товаров, которые необходимо закупить;
2) сформированный список передается экспедитору;
3) экспедитор в соответствии со списком осуществляет закуп сырья и товаров;
4) экспедитор передает закупленное сырья и товары поварам и барменам ресторана.
В результате такой схемы учета товарно-материальных ценностей и организации закупа отсутствует единая схема определения потребности в том или ином виде сырья и товаров и система учета расхода.
В итоге довольно часто по забывчивости или невнимательности кого-либо из работников ресторана, разрозненности информации возникают ситуации, когда:
- закуплено мало того или иного вида сырья и товаров;
- вообще не осуществлен закуп необходимого вида сырья;
- закуплено сырье и товары, недостатка в которых на момент закупа не было, в результате чего создаются сверхнормативные запасы.
В результате реализации предложенного мероприятия в состав обязанностей экспедитора также будут входить следующие:
- ведение учета сырья и товаров;
- контроль за расходованием сырья и товаров в соответствии с производством собственной продукции и реализацией покупных товаров;
- формирование заявки на закуп сырья и товаров в соответствии с фактическим их расходованием.
В результате реализации данного мероприятия ужесточится контроль за сохранностью сырья и товаров, снизятся потери в результате недостач, усушки, утруски и других причин, будет обеспечено постоянное наличие сырья и товаров, что положительно скажется на качестве удовлетворения спроса посетителей.
В качестве направления совершенствования коммерческой деятельности ресторана также можно предложить перейти от практики работы с одним поставщиком к работе с несколькими поставщиками, осуществляющими поставку аналогичного ассортимента товаров.
Необходимость реализации данного направления заключается в том, что работа с одним поставщиком приводит к частому возникновению ситуации, при которой перебои в организации товароснабжения (поставка сырья и товаров в неустановленные сроки, отсутствие определенного сырья и товаров в ассортименте поставщика) ведут к отсутствию предложения в ресторане того или иного блюда или товара в продаже. В результате ресторан недополучает товарооборота и прибыли.
Реализация
данного направления
Для определения возможного экономического эффекта от реализации данных мероприятий автором работы было проведено обследование соответствия фактического предложения продукции собственного производства ассортименту, предусмотренному меню. Результаты обследования сведены в таблицу 17.
Наблюдения проводились автором в течение четырех месяцев 2008 г.
В результате расчетов можно видеть, что периодически в результате отсутствия сырья для производства собственной продукции, в ассортименте ресторана отсутствует до 23,58% блюд, предусмотренных меню.
В среднем же по наблюдениям этот показатель составляет 13,30%.
Это позволяет говорить о том, что реализации предложенных мероприятий позволит увеличить товарооборот ресторана на 13,30%, что в сумме составит:
20614,7*13,30 /100 = 2741,76 тыс. руб.
Общий экономический эффект от реализации предложенных мероприятий определен в таблице 18.
Таким образом, реализация предложенных мероприятий позволит увеличить сумму товарооборота ресторана на 2741,76 тыс. руб. и обеспечить получение дополнительной прибыли в размере 206,13 тыс. руб.
Таблица 17 - Результаты обследования соответствия ассортимента ресторана «Бирштубе» меню
Показатель | Количество блюд, ед | |||||||||||
Предусмотрено в меню | Отсутствует в ассортименте | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | В среднем | ||
Количество, всего | 106 | 25 | 24 | 15 | 14 | 8 | 10 | 15 | 9 | 11 | 9 | 14,1 |
в том числе | ||||||||||||
- закуски к пиву | 12 | 3 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1,6 |
- закуски к водке | 7 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0,7 |
- холодные закуски и салаты | 15 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1,5 |
- горячие закуски | 7 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0,9 |
- супы | 8 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1,4 |
- горячие мясные блюда | 20 | 5 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2,7 |
- горячие блюда из рыбы и морепродуктов | 12 | 3 | 3 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1,4 |
- вегетарианское меню | 7 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0,6 |
- десерты | 18 | 5 | 6 | 4 | 5 | 3 | 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | 3,3 |
% отсутствующих блюд к ассортименту, предусмотренному меню | 23,58 | 23,58 | 14,15 | 13,21 | 7,55 | 9,43 | 14,15 | 8,49 | 10,38 | 8,49 | 13,30 |