Эффективность устойчивого развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:48, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование направлений устойчивого развития и разработка путей экономической устойчивости предприятия, а также выявление характера и степени влияния комплекса внешних и внутренних факторов на ее общий уровень.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1Понятие устойчивого развития хозяйствующих субъектов

1.2Факторы, определяющие экономическую устойчивость

1.3Методика оценки устойчивого развития предприятия

2.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ "АО КАЗПОЧТА"

2.1Тенденции развития предприятий сферы услуг в РК
2.2Развитие и технико-экономическая характеристика АО "Казпочта"

2.3Анализ финансовой устойчивости АО "КАЗПОЧТА"
3 ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Основные направления повышения устойчивого развития предприятия.
3.2 Использование зарубежного опыта в повышении экономической устойчивости предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Эффективность устойчивого развития предприятия.doc

— 618.50 Кб (Скачать)

"Важная" роль компании как оператора  по доставке почтовых отправлений  и пенсий. На долю "Казпочты" приходится почти 50% услуг по  доставке почтовых отправлений  и 45% рынка услуг выплаты пенсий  и других социальных пособий  в Казахстане. Компания занимает почти монопольную позицию в сельских районах страны (где проживает 43% населения), ее сеть насчитывает 2900 отделений в сельской местности, а всего включает 3 500 отделений. Компания имеет статус национального оператора почтовой связи, что обязывает ее предоставлять универсальные услуги почтовой связи по всей территории Казахстана и дает эксклюзивное право доставлять ценные или секретные отправления правительству страны. Она участвует в реализации различных государственных программ, в том числе проекта создания электронного правительства, и осуществляет выпуск почтовых марок. Наше мнение также основано на том, что ранее правительство неоднократно оказывало "Казпочте" поддержку в форме взносов в капитал.

      Следует отметить, что доля «Казпочты» по услугам доставки письменной корреспонденции и посылок в 2008 г достигла 100% (для сравнения – 96% и 89% соответственно в 2004 г.). Отсутствие конкуренции в сегменте письменной корреспонденции связано с убыточностью данного вида услуг. Доля «Казпочты» по распространению периодических изданий со временем снижается и сейчас составляет 64,7% (в 2004 г. - 99%). На данном растущем рынке растет и число конкурентов, которыми являются ТОО «Казпресс» (Аргументы и факты - Казахстан), АО «Евразия пресс», АО «Эврика-пресс», АО ГУРП «Дауыс», ТОО «Бико», ТОО «Бурда-Алатау пресс», а также другие компании, работающие в отдельных областных центрах. Кроме того, при редакциях областных газет созданы подразделения, которые занимаются распространением не только местных газет, но и республиканских и российских изданий.

        В то же время, отмечают в «Казпочте», по причине отсутствия у Агентства по статистике РК методики раздельного учета услуг по пересылке посылок в зависимости от габаритов 100%-ная доля в сегменте посылок не может быть принята как достаточно объективная. Конкурентами «Казпочты» на данном рынке являются казахстанские компании «Багажные перевозки», «Алем тат», «Блиц почта», Direct Delivery, CitiServ Express и международные DHL, FеdEx, Pony Express. 

      Таблица 1 – Перечень предоставляемых услуг АО «Казпочта»

Наименование Ед.изм 2007г 2007г отклонение Темп роста %
1 2 3 4 5 6
Письменная корреспонденция млн. шт 41,6 42,8 +1,2 102,8
Посылки млн.шт 1,80 1,82 +0,02 101,1
Периодические издания млн. шт 162,3 170 +7,7 104,7
Услуги  ускоренной почты млн. шт 0,25 0,26 0,01 104
Выплата заработной платы бюджетникам чел. 283034 283100 +66 100,02
млн.тг 45600 49248 +3648 108
Выплата пенсий и пособий чел. 1620636 1625000 +4364 103
млн. тенге 145900 178000 32 100 122
Прием коммунальных и иных платежей млн. тенге 55200 57333 +2133 103,8
депозиты млн. тенге 2900 4863 +1963 167,7
почтовые  переводы денег млн. тенге 6600 7505 +905 113,7
Составлено  по данным АО «Казпочта»
 

 Как видно из таблицы 1, наблюдается рост показателей предоставляемых услуг. Этому способствовало открытие новых пунктов почтовой связи, улучшение условий труда, приобретение POS-терминалов и компьютеризация сельской местности. Письменная корреспонденция в 2008 году по сравнению с 2007 годом выросла на 1,2 млн. единиц или на 102,8%. Это обусловлено совершенствованием системы статистического учета путем включения в письменную корреспонденцию доставляемых рекламной продукции и счетов-извещений. Подписка  на периодические издания в 2008 году составила 170 млн. единиц и в сопоставлений с 2007 годом выросла на 7,7 млн. единиц. Рост ускоренной почты составил 10 000 единиц. У предприятия с 2007 по 2008 год увеличилась численность клиентов, а именно получателей пенсий. Пособий и зарплат. Очевиден рост депозитных вложений, который за год вырос на 167,6%. 
 

2.1. Развитие и технико  –экономическая  характеристика АО  «Казпочта»

    5 апреля 1993 года постановлением Кабинета  Министров Республики Казахстан № 259 на базе структурных подразделений Министерства связи Республики Казахстан телефонная связь была отделена от почтовой связи и создана Государственная почта.

    13 ноября 1995 года постановлением Правительства  Республики Казахстан № 1521 Государственная почта Республики Казахстан преобразовывается в Республиканское государственное предприятие почтовой связи при Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на праве хозяйственного ведения (далее - РГППС), которому 27 мая 1997 года, в целях сохранения и качественного повышения уровня предоставляемых почтовых услуг населению, финансово-экономической стабилизации и технической модернизации отрасли почтовой связи,  постановлением Правительства Республики Казахстан № 661 присоединяют дочерние государственные предприятия почтовой связи находящиеся в областных центрах республики, а также Республиканское государственное предприятие "Республиканский узел специальной связи".

       20 декабря 1999 года, в целях развития почтовой отрасли Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан своим постановлением N 1940 реорганизовывает РГППС и его дочерние государственные предприятия в  акционерное общество "Казпочта"  со 100-процентным участием в уставном капитале государства.

    31 декабря 2003 года постановлением  Правительства Республики Казахстан № 1386 АО «Казпочта» определено Национальным оператором почты Республики Казахстан, на которого государством возлагаются обязательства по предоставлению универсальных услуг почтовой и специальной связи, осуществлению финансовой деятельности и предоставлению финансовых услуг. В свою очередь, государство законодательно закрепило свою обязанность по обеспечению сохранности вкладов населения, привлекаемых Национальным оператором почты на срочные депозиты, посредством размещения их в государственные ценные бумаги и иные ликвидные финансовые инструменты.

    Основополагающим  законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере  почтовой деятельности, определяющим права и обязанности субъектов почтовой деятельности, компетенцию государственных органов в области почтовой связи является Закон Республики Казахстан «О почте», который был принят 8 февраля 2003 года. 

   Обеспеченность  АО «Казпочта» трудовыми  ресурсами

   Проведя анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами было выяснено, что в настоящее время численность на 01.04.2008 года составила 21386 чел. Увеличение составило 1126 человека по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (20260).

   Из  них, женщин - 15977 чел. (75,9%), мужчин - 5058 чел. (24%)

   По  национальному составу: казахов - 13746 чел. (65,3%), русских - (24,8%), других национальностей - чел. (9,7%), что соответственно казахов - 12461 (63%), русских - 5161 (26,1), других национальностей 2143 (10,8%) больше.

Таблица 2-Динамика возрастного состава работающих в АО «Казпочта»

  2007 год (%) 2008 год (%)
1 2 3
До 18 лет 1 чел(0,005%) 4 чел(0,01%)
18-25 лет 2394 чел(12,1%) 2697 чел(12,8%)
25-40 лет 7254 чел(36,7%) 7787 чел(37,0%)
40-50 лет 6548 чел(33,1%) 6943 чел(33,0%)
50-63 года 3491 чел(17,6%) 3525 чел(16,7%)
 

   За 1 полугодие 2008 года улучшился качественный состав работников

   Общества  по сравнению с тем же периодом 1 полугодие 2007 года:

   – возросло количество работников с высшим образованием на 2,6%;

   – возросло количество работников со средне-специальным образованием - на 0,8%;

   – уменьшилось количество работников со средним образованием на 4,1%.

   Динамика  распределения численности по образованию  по Обществу:

   1 полугодие 2007г. 1 полугодие 2008г. увел./умен.

   – Высшее образование 3181 чел.(16,1%) 3936 чел.(18,7%) + 755 чел.

   – Средне – специальное 6785 чел.(34,3%) 7049 чел.(33,5%) + 264 чел.

   – Среднее образование 9751 чел.(49,3%) 9517 чел.(45,2%) 234 чел.

   – Возрастной ценз в Обществе в целом стабилен.  

    Таблица 3- Текучесть кадров АО «Казпочта»

Показатели  текучести кадров 2007 год 2008 год отклонение
1 2 3 4
По  соглашению сторон 71,3% 80,1% +8,8%
По  истечению срока ТД 13,9% 10,5% -3,4%
Сокращение  штата 6,4% 1,5% -4,9%
перевод 2,9% 1,4% -1,5%
По  достижению пенсионного возраста 1,9% 2,5% +0,6%
По  отрицательным мотивам 1,4% 1,3% -0,1%
По  независящим обстоятельствам 1,5% 0,7% -0,8%
Перемена  места жительства 0,3% 0,7% -0,8%
Не  выдержавшие испытательный срок 0,1% 0,6% +0,5%

   Анализ  текучести кадров проводится ежеквартально  и позволяет выявлять причины  увольнений работников. Мониторинг данного показателя позволяет принимать соответствующие меры и воздействовать на уровень текучести кадров в подразделениях Общества.

   Всего по Обществу за 1 полугодие 2008 года уволено 2682 человек, что составляет 12,7 % от общего количества работающих (21035), а за 1 полугодие 2007 года - соответственно 2823 человек, что составляет 14,3 %, сравнительно уменьшилось количество уволенных на 1,6%. 

     Организационная  структура и кадровая  политика АО «Казпочта» 

   В настоящее  время в АО «Казпочта» действует трехуровневая система управления (схема 1), первый уровень которого состоит из Центрального аппарата, осуществляющего прямое руководство областными филиалами, организацию и координацию работы почты на республиканском уровне и представляющего почту на международном уровне.

   Ко  второму уровню отнесены: 14 областных  филиалов, Алматинский филиал «Алматинский почтамт», Астанинский филиал «Астанинский почтамт», филиал «Республиканская служба специальной связи», филиал «Почтаснаб», филиал «ОПП г. Астана»и филиал «ОПП г. Алматы».

       Третий уровень образуют 20 городских  узлов связи и 151 районных узлов. 

   Схема 1 – Структура управления АО «Казпочта»

                                      Центральный аппарат

   20 филиалов

    20 городских узлов связи                         151 районный узел связи

    615 городских отделений                         2775 сельских отделений

     почтовой связи                                             почтовой связи

   Как видно из схемы 1:

     Структура Центрального аппарата построена с учетом функциональной направленности деятельности подразделений и включает пять департаментов и двадцать управлений. Структура Центрального аппарата представлена двумя блоками:

   блок 1 – центры доходности это подразделения, координирующие производственную деятельность;

   блок 2 – центры поддержки – это  управленческие и обслуживающие  подразделения.

   Состав  Совета Директоров АО «Казпочта»:

   Председатель  Совета Директоров Карибжанов Айдан  Табониязович 

   Управляющий директор (член Правления) АО «Фонд  национального благосостояния «Самрук-Казына»

Информация о работе Эффективность устойчивого развития предприятия