Эффективность устойчивого развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:48, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование направлений устойчивого развития и разработка путей экономической устойчивости предприятия, а также выявление характера и степени влияния комплекса внешних и внутренних факторов на ее общий уровень.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1Понятие устойчивого развития хозяйствующих субъектов

1.2Факторы, определяющие экономическую устойчивость

1.3Методика оценки устойчивого развития предприятия

2.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ "АО КАЗПОЧТА"

2.1Тенденции развития предприятий сферы услуг в РК
2.2Развитие и технико-экономическая характеристика АО "Казпочта"

2.3Анализ финансовой устойчивости АО "КАЗПОЧТА"
3 ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Основные направления повышения устойчивого развития предприятия.
3.2 Использование зарубежного опыта в повышении экономической устойчивости предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Эффективность устойчивого развития предприятия.doc

— 618.50 Кб (Скачать)
  1. внешние и внутренние факторы возмущают равновесное состояние производственной системы воздействий;
  2. до сегодняшнего дня нет единства относительно определения устойчивости и ее инструментария;
  3. именно экономический потенциал определяет возможности экономики предприятия или организации в целом;
  4. экономический потенциал является обобщающей характеристикой работы предприятия и проявлением совокупного влияния следующих взаимосвязанных его сторон: производственного, имущественного, финансового, делового потенциалов.
  5. ошибочно полагать, что производственное предприятие есть некая статическая система. Предприятие движется во временном пространстве, поэтому необходимо в понятии устойчивости учитывать динамику системы.

     Итак, несмотря на то, что оценка и управление экономическим состоянием предприятия в том или ином виде проводились менеджерами с незапамятных времен и до сегодняшних дней, обособления понятия «экономической устойчивости» не произошло.

       Если  объединить в рамках одного  исследования научные мысли многих ученых и, отталкиваясь от понятий надежности и безопасности, можно сформировать комплексную категорию - экономическую устойчивость. Ведь именно экономический потенциал определяет совокупные возможности экономики предприятия или предприятия в целом и является обобщающей характеристикой и проявлением совокупного влияния важнейших для жизнедеятельности предприятия взаимосвязанных факторов: цены, финансов, управления, стратегии. Выделенные  категории часто исследуются современными аналитиками. Финансы и их устойчивость находят свое отражение в трудах Ковалева В.В., Стояновой Е.С., Ефимовой О.В., Масютина С.А., Зденека С.Б., Васиной А. и др. Наиболее близкое  определение дают Артеменко и Беллендир: «Финансовая устойчивость предприятия - это такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска».

     Достичь оптимума, равновесного состояния, бывает непросто, так как оно в любой системе зависит от ряда факторов. И если в физической системе равновесие достигается перевесом сил, то в экономике в качестве таких «сил» мы выделяем гибкую цену, квалифицированный менеджмент, работающие финансы, продуманную стратегию. Взаимодействие, движение этих сил осуществляются с помощью конкуренции. В частности, С.Глазьева также считает, что основа экономического роста должна исходить из «…национальных конкурентных преимуществ». Сочетание указанных сил с учетом конкурентных преимуществ есть необходимый процесс, направленный на обеспечение экономической устойчивости системы, в нашем случае - производственного предприятия.

     Таким образом, под экономической устойчивостью  производственного предприятия  предлагается понимать способность движущейся во временном пространстве производственной системы не отклоняться от своего движения при каких-либо внутренних и внешних воздействиях. Полная или частичная экономическая устойчивость может быть обеспечена достижением полной или частичной ценовой, управленческой, финансовой и деловой устойчивости.

     Логика  исследований основывается на том, что  обеспечение экономической устойчивости - это прежде всего выбор слабых мест в деятельности объекта и  затем планирование стратегии по их улучшению, включая определение требуемых средств и ресурсов. Планирование должно предвидеть необходимость решений, улучшать их качество. Рекомендуется рассматривать его как процесс, с помощью которого возможности и ресурсы производственной или иной хозяйственной системы приспосабливаются к изменениям внешних и внутренних условий.

    На  сегодняшний день основная проблема исследований состоит в поиске сводного математического показателя экономической  устойчивости, объединяющего все виды устойчивости.

    Само  понятие "устойчивое развитие" в  развитых странах прочно вошло в  корпоративную деятельность. Это  связано в первую очередь с  тем, что ведущие страны мира, а  также передовая часть стран  с переходной экономикой взяли на себя значительные международные обязательства в соответствии с "Йоханнесбургской декларацией по устойчивому развитию", одобренной на мировом саммите 2002 года.

    Помимо  национальных программ "устойчивого  развития" передовая часть компаний разрабатывает и воплощает собственные корпоративные планы "устойчивого развития". В деловых кругах нет однозначного понимания данной деятельности, что неудивительно для стран и компаний, действующих в отличных друг от друга условиях. Однако суть этих планов и мероприятий для всех одна: нарушить прямопропорциональную зависимость экономического роста и негативного воздействия на окружающую среду(так называемый de-coupling).

    Только  те предприятия, которые на практике добились снижения негативного экологического воздействия при одновременном  росте производства товаров и услуг, ежегодно это подтверждают, считаются "устойчивыми" и, соответственно, наиболее социально ответственными - именно здесь происходит взаимосвязь с корпоративной социальной ответственностью. При этом вывод компаниями "грязных" производств за пределы своих стран практически никак не влияет на требования по показателям "устойчивости" компании - требования по экологии и социальному развитию не снимаются, хотя и модифицируются для транснациональных компаний в зависимости от стран, в которых размещаются дочерние структуры.

    Во  многих компаниях и концернах (независимо от профиля и сектора) в течении  последних 10 лет появились должности  вице-президентов по корпоративной  социальной ответственности. Их деятельность часто объединяет управление персоналом, экологическую политику, внутренний и внешний PR.

    "Социальная  ориентация" компаний влияет на  методы работы менеджеров. Системная  "социальная ориентация" появляется  в компаниях, которые серъезно  занимаются стратегиями. Им важно  вовлечение всего коллектива, от высших менеджеров до обслуживающего персонала, в мероприятия социального и благотворительного характера.

    "Устойчивое  развитие" компании - это не только  отчетность, но и новая управленческая  философия, когда любое управленческое  решение принимается с учетом и экономического ,и экологического, и социального эффекта. Но в Казахстане до этого очень далеко, хотя начинать эту работу необходимо, если отечественные компании хотят быть конкурентоспособными.

    Предприятия должны осознать, что в новой экономике XXI века главный капитал - не природные ресурсы, а человеческий потенциал и доверие к компании (бренду).

    Управление  корпоративной социальной ответственностью как раз укрепляет и развивает  именно эти два фактора. Правовой основой внедрения концепции устойчивого развития стало внедрение "мягкого" международного стандарта Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития(Global Reporting Initiative - GRI) по принципу "трех корзин" или "триединого итога"(Triple Botton Line): экономика компаний, экология производства и социальная политика, и процессный стандарт разработки социальных отчетов АА1000.

    На  волне общемировой компании по "устойчивому  развитию" и всемерному внедрению  корпоративной социальной ответственности  помимо различных социальных индексов 8 сентября 1999 года по инициативе бизнес-сообщества был введен мировой фондовый индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию(Dow Jones Sustainability Index -DJSI). Этот индекс рассчитывается по большому количеству показателей путем заполнения компаниями специальных ежегодных вопросников. Затем эти данные проверяются специально уполномоченным аудитором - в настоящее время это PricewaterhouseCoopers. Рассчитанные и проверенные таким образом показатели затем группируются по трем направлениям : экономика компании, экологичность и социальная деятельность. Около 60% показателей одинаковы для всех компаний незхависимо от их отраслевой принадлежности, а 40% различаются по секторам. Далее, после расчетов по специальной "взвешенной шкале" по этим показателям, определяются места компаний, концернов, финансовых институтов и корпораций в мировом табеле о рангах по "устойчивому развитию" с разбивкой по секторам.

    В ежегодный общемировой список лидеров  индекса Доу-Джонса по устойчивому  развитию (DJSI World) в 2008 году вошло 300 наиболее успешных компаний мира из 24 ведущих стран, но Казахстан не вошел в это число, мы лишь стоим на пути вхождения в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран государств мира в будущем.

    За  последние 10-15 лет корпоративная  социальная ответственность как система управления устойчивым развитием в постоянном диалоге с обществом в экономически развитых странах Северной Америки и Европейского Союза, стала ключевой идеологией бизнеса, основой социального партнерства с властями всех уровней и гражданским обществом.

    международный опыт однозначно показывает, что работа и отчетность по корпоративной социальной ответственности и устойчивому  развитию способствует достижению следующих  целей:

    -рост  имиджа и деловой репутации;

    -рост  капитализации;

    -укрепление  сплоченности трудового коллекттива;

    -развитие  прозрачности компании для общественности;

    -повышение  инвестиционной привлекательности;

    -социальный  вклад в устойчивое национальное  развитие;

      Управление корпоративной социальной  ответственностью - сложный процесс,  требующий от компаний существенной  концептуально-стратегической и  организационной перестройки: разработки  корпоратитвных планов "устойчивого развития" и корпоративных отчетов о социальной ответственности, специальные PR-мероприятия: проведение переговоров и обмен опытом на общемировом, европейском и национальном уровнях, презентации компаний за рубежом. Рост капитализации и международного имиджа компании безусловно окупят эти вложения в случае успеха. Ведущие компании и корпорации мира отчитываются по GRI -это эффективно.К тому же и новый инвестиционный индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию рассчитывается именно на основе показателей, сходных с GRI. Таким образом, отечественным предприятиям для получения долгосрочных конкурентных преимуществ следует внедрять стандарты и придерживаться концепции устойчивого развития.

    Делая вывод хочется обратить внимание, что все же между "устойчивым развитием государства" и "устойчивым развитием предприятия" все же есть отличия, но "устойчивое развитие" всегда есть развитие, которое способствует повышению рентабельности, увеличению производительности, повышению конкурентоспособности, скорее всего отличаются лишь методы оценки устойчивости в зависимости от того, какую сферу рассматривать. Будь то предприятие либо государство в целом, в любом случае устойчивое развитие ставит главной целью  достичь такого развития, которое бы сумело устоять в любых даже кризисных условиях.

    В следующей главе будут  рассмотрены факторы экономической устойчивости.

 

1.2 Факторы, определяющие экономическую устойчивость предприятия. 
 

        В условиях мирового финансового кризиса и экономической нестабильности проблемы экономической устойчивости и просто выживаемости предприятий, в том числе и сферы услуг, выходят на первый план.

      Понятие "экономическая устойчивость" и ее оценка менее изучены и  разработаны, чем "финансовая устойчивость". Показатели финансовой устойчивости широко известны и разработаны в трудах А.Д. Шеремета, Е.А. и Е.С. Стояновых, В.В. Коволева и др. Большинство авторов сводят понятие "экономическая устойчивость" к понятию "финансовая устойчивость". Между тем "экономическая устойчивость" - понятие более широкое, чем "финансовая устойчивость", и включает в себя последнее.

      Существует  много определений экономической  устойчивости. Предлагаем понимать под  экономической устойчивостью предприятия  такую динамику показателей деятельности предприятия, которая обеспечивает его эффективную, экологически безопасную работу в настоящем и гарантирует ее в будущем при внутренних и внешних возмущениях.

      Экономическая устойчивость предприятия включает в себя следующие составляющие: производственно-технологическую, финансово-экономическую, социально- экологическую и рыночную устойчивости.

      Основным  направлением деятельности предприятия  является производство продукции(оказание услуг), но без нового современного оборудования и новейших технологий невозможно обеспечить конкурентоспособность национальной продукции, в том числе и в экологическом аспекте. Поэтому одной из составляющих экономической устойчивости предприятий является производственно-технологическая.

Информация о работе Эффективность устойчивого развития предприятия