Изменения в субъектах собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное рассмотрение категории «собственность» на примере развития отечественной экономики. Для этого надо решить следующие задачи:
-дать определение понятию право собственности;
-определить виды и формы собственности;
-выявить взаимосвязь между собственностью и рынком;
-рассмотреть отношения собственности в переходном периоде;
-проследить современное развитие форм собственности в России.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Собственность как экономическая категория. 4
1.1 Понятия права собственности. 4
1.2 Многообразие форм собственности и их характеристики. 11
1.3 Закон формирования отношений собственности и эффективная экономическая политика 16
Глава 2. Особенности преобразования форм собственности в России. 26
2.1 Сущность приватизации 26
2.2 Формы и способы приватизации 28
2.3 Этапы приватизации в России 30
2.4 «Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России 38
2.5 Итоги приватизации государственной собственности в РФ 41
Глава 3. Изменения в субъектах собственности в России…………….. 45
3.1 Реальные проблемы приватизации в РФ 45
3.2 Новые объекты собственности. 49
3.3 Радикальные изменения в субъектах собственности и ее социализация. 52
Заключение. 62
Список литературы 64

Работа содержит 1 файл

курсовая по теме собственность.docx

— 105.63 Кб (Скачать)

       Административное  установление высоких «заданий»  по срокам и объемам приватизации.

       Внеэкономическое  принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди  них - порядок использования и  финансирования объектов социально-культурного  значения, условия закрепления и  продажи пользователям земельных  участков и недвижимости.

       Многие  элементы приватизационного механизма  начального этапа сохраняются и  в модели послечековой приватизации. Это - перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

       Процесс приватизации предприятий обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и фонды имущества  различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи  и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.

       В настоящее время в России складывается ситуация, при которой темпы слома  административно-командной модели значительно опережают создание новой модели государственного управления экономикой. В результате возникает  организационно-управленческий вакуум, усложняющий процесс вхождения  предприятий в рыночную среду.

       Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом  для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и  методах оценки имущества.

       Процесс приватизации нуждается в поддержке  на двух уровнях: всего общества и  трудового коллектива конкретного  предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как  специалистов, так и населения  в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально  ориентированные на уравнительную  справедливость («чековая приватизация»).

       Передача  собственности на государственное  имущество сложившимся коллективам  предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как  мелких, так и стратегических. Поэтому  в схеме приватизации, реализуемой  через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат - долговременная консервация прямого  соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа  лежит критерий не эффективности (или  массовости), а приоритета трудового  коллектива.

       Приватизация  муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила  в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно  является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного  имущества. Для приватизации муниципальных  предприятий характерен и большой  удельный вес средств, поступающих  от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

       Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное  общество, обычно закрытого типа. Другими  участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и  сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и  сложная ситуация, складывающаяся с  приватизацией недвижимости в городах.

       Новым способом приватизации, оговоренным  впервые в Государственной программе  приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако, я считаю, что банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

       2.5  Итоги приватизации государственной собственности в РФ

       Российская  приватизация носила беспрецедентный  характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие  от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения  эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение  отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

       Так, в начале 1992 г., несмотря на процесс  передела государственного имущества  в ходе спонтанной (или «номенклатурно-бюрократической») приватизации, государственная форма  собственности оставалась преобладающей (рис. 5), а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети  всего товарооборота.

       В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года №914 «О введении в действие системы приватизационных чеков  в Российской Федерации», от 14 октября 1992 года №1229 «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации», которые  предусматривали наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации, за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. Предоставление рассрочки до трех лет и отсрочки платежа, широко используемое в тот период при значительных темпах инфляции, дает основание считать, что в формировании доходов бюджетов средства от приватизации составляли несущественную долю.

       По  данным Госкомстата России, к середине 1992 г. структура собственности (по составу  и объему активов) была следующей: 349381 государственное и муниципальное  предприятие с полной балансовой стоимостью более 35 млрд. рублей; 80809 федеральных  объединений, организаций, предприятий  и учреждений со стоимостью основных фондов более 24 млрд. рублей.

       Распределение государственных и муниципальных  предприятий по условиям приватизации было следующим: 25% активов запрещены  к приватизации, для приватизации более 53% активов необходимо было решение  государственных органов разного  уровня, при этом более 50% государственных  предприятий относилось к категории  запрещенных к приватизации.

       Согласно  отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной  программы приватизации по состоянию  на 1 января 1997 года общее число приватизированных  предприятий достигло 126793. В 1999 году в государственной собственности  находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах  и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли  народного хозяйства, доля государства  превышала 25% уставного капитала. Кроме  того, в отношении 580 акционерных  обществ использовалось специальное  право на участие Российской Федерации  в их управлении («золотая акция»).

       По  оценкам экспертов, начальные этапы  приватизации создали определенные предпосылки для решения задач  преодоления кризисных явлений  в экономике и дальнейшего  развития.

       Приватизационные  процессы, развивавшиеся в течение  десяти лет, привели к существенному  изменению структуры собственности  в Российской Федерации в целом.

       *Смешанные  (государственно-частные) формы собственности,  в т.ч. с участием нерезидентов.

       В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической  и отличается от структуры собственности  развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» - работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.

       Следует отметить, что такая структура  собственности не являлась продуктом  эволюции, она не была обеспечена соответствующей  ей институциональной средой: отсутствовали  как экономические институты, так  и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов - миноритарных акционеров.

       В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура  собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых  внешних инвесторов, в том числе  иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки  будут инвестировать средства в  развитие этих предприятий в обмен  на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались - очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.

       В качестве положительного результата следует  отметить тот факт, что параллельно  процессу приватизации шло интенсивное  образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось  с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц.

 

       

       Глава 3.

       3.1 Реальные проблемы приватизации в РФ

       Акционирование  государственных предприятий в  России имеет много общего с «менеджерской  приватизацией». Действительно, существенная доля акционируемого имущества приобретается  именно должностными лицами администрации  предприятия. В перспективе этот путь может способствовать созданию субъекта, который необходим для  демократии в политике и процветания  в экономике, - национальной буржуазии, выросшей в условиях рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение числа относительно крупных частных собственников  в благоприятных для администрации  предприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности. Однако такой же гарантии не может  дать распыление акций среди всех работников.

       Истинная  цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.

       Вместе  с тем, при сохранившейся в  настоящее время инфляции курс акций  приватизированных предприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет и незаинтересованность трудового коллектива в выплате  дивидендов сторонним инвесторам. В  результате произойдет рост заработной платы и снижение дивидендов. В  это же время при снижении курса  акции у сторонних инвесторов и администрации АО появится возможность по низкому курсу приобрести большой пакет акций.

       Еще в начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное  имущество в акционерную собственность  работников. Впоследствии стоимость  государственного имущества оказалась  резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможность  пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших  в процессе приватизации.

       Действующая ныне система оценки стоимости имущества  предприятий во многом необъективна в силу резких колебаний экономической  конъюнктуры и непоследовательного  поведения самих предприятий. Приступая  к реализации новой программы  приватизации, ряд трудовых коллективов  столкнулся с трудноразрешимой задачей  выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

Информация о работе Изменения в субъектах собственности в России