Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное рассмотрение категории «собственность» на примере развития отечественной экономики. Для этого надо решить следующие задачи:
-дать определение понятию право собственности;
-определить виды и формы собственности;
-выявить взаимосвязь между собственностью и рынком;
-рассмотреть отношения собственности в переходном периоде;
-проследить современное развитие форм собственности в России.
Введение 2
Глава 1. Собственность как экономическая категория. 4
1.1 Понятия права собственности. 4
1.2 Многообразие форм собственности и их характеристики. 11
1.3 Закон формирования отношений собственности и эффективная экономическая политика 16
Глава 2. Особенности преобразования форм собственности в России. 26
2.1 Сущность приватизации 26
2.2 Формы и способы приватизации 28
2.3 Этапы приватизации в России 30
2.4 «Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России 38
2.5 Итоги приватизации государственной собственности в РФ 41
Глава 3. Изменения в субъектах собственности в России…………….. 45
3.1 Реальные проблемы приватизации в РФ 45
3.2 Новые объекты собственности. 49
3.3 Радикальные изменения в субъектах собственности и ее социализация. 52
Заключение. 62
Список литературы 64
Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
Внеэкономическое
принуждение в процессе приватизации
породило появление проблем, не решенных
в рамках ее начального этапа. Среди
них - порядок использования и
финансирования объектов социально-культурного
значения, условия закрепления и
продажи пользователям
Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это - перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.
Процесс приватизации предприятий обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.
В
настоящее время в России складывается
ситуация, при которой темпы слома
административно-командной
Выработка
общей стратегии
Процесс
приватизации нуждается в поддержке
на двух уровнях: всего общества и
трудового коллектива конкретного
предприятия. Недостаточная пропаганда
идей приватизации привела к тому,
что у значительной части как
специалистов, так и населения
в целом сформировался
Передача
собственности на государственное
имущество сложившимся
Приватизация
муниципального имущества по количественным
показателям наиболее активно проходила
в 1993 г. Способом приватизации объектов
муниципальной собственности
Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.
Новым
способом приватизации, оговоренным
впервые в Государственной
Российская
приватизация носила беспрецедентный
характер не только по своим масштабам,
но и по содержанию. В отличие
от стран с развитой рыночной экономикой,
где передача в частные руки государственного
имущества решала задачу повышения
эффективности отдельных
Так,
в начале 1992 г., несмотря на процесс
передела государственного имущества
в ходе спонтанной (или «номенклатурно-
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года №914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», от 14 октября 1992 года №1229 «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации», которые предусматривали наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации, за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. Предоставление рассрочки до трех лет и отсрочки платежа, широко используемое в тот период при значительных темпах инфляции, дает основание считать, что в формировании доходов бюджетов средства от приватизации составляли несущественную долю.
По
данным Госкомстата России, к середине
1992 г. структура собственности (по составу
и объему активов) была следующей: 349381
государственное и
Распределение
государственных и
Согласно
отчету Госкомимущества России за 1996
год, в результате выполнения Государственной
программы приватизации по состоянию
на 1 января 1997 года общее число приватизированных
предприятий достигло 126793. В 1999 году
в государственной
По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития.
Приватизационные
процессы, развивавшиеся в течение
десяти лет, привели к существенному
изменению структуры
*Смешанные
(государственно-частные)
В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» - работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.
Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов - миноритарных акционеров.
В
начале приватизации предполагалось,
что сформировавшаяся структура
собственности будет носить переходный
характер и должна в дальнейшем трансформироваться
в более эффективную структуру,
и главным фактором в ходе приватизации
станет приход на предприятия новых
внешних инвесторов, в том числе
иностранных, которые через биржевой
и внебиржевой фондовые рынки
будут инвестировать средства в
развитие этих предприятий в обмен
на участие в акционерном
В
качестве положительного результата следует
отметить тот факт, что параллельно
процессу приватизации шло интенсивное
образование новых частных
Акционирование
государственных предприятий в
России имеет много общего с «менеджерской
приватизацией». Действительно, существенная
доля акционируемого имущества приобретается
именно должностными лицами администрации
предприятия. В перспективе этот
путь может способствовать созданию
субъекта, который необходим для
демократии в политике и процветания
в экономике, - национальной буржуазии,
выросшей в условиях рыночной конкуренции.
Вместе с тем, увеличение числа относительно
крупных частных собственников
в благоприятных для
Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.
Вместе с тем, при сохранившейся в настоящее время инфляции курс акций приватизированных предприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет и незаинтересованность трудового коллектива в выплате дивидендов сторонним инвесторам. В результате произойдет рост заработной платы и снижение дивидендов. В это же время при снижении курса акции у сторонних инвесторов и администрации АО появится возможность по низкому курсу приобрести большой пакет акций.
Еще
в начале приватизационного процесса
отмечалось ключевое значение оценки
стоимости государственного имущества.
Однако тогда считалось, что не всем
предприятиям под силу выкупить государственное
имущество в акционерную
Действующая
ныне система оценки стоимости имущества
предприятий во многом необъективна
в силу резких колебаний экономической
конъюнктуры и
Информация о работе Изменения в субъектах собственности в России