Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное рассмотрение категории «собственность» на примере развития отечественной экономики. Для этого надо решить следующие задачи:
-дать определение понятию право собственности;
-определить виды и формы собственности;
-выявить взаимосвязь между собственностью и рынком;
-рассмотреть отношения собственности в переходном периоде;
-проследить современное развитие форм собственности в России.
Введение 2
Глава 1. Собственность как экономическая категория. 4
1.1 Понятия права собственности. 4
1.2 Многообразие форм собственности и их характеристики. 11
1.3 Закон формирования отношений собственности и эффективная экономическая политика 16
Глава 2. Особенности преобразования форм собственности в России. 26
2.1 Сущность приватизации 26
2.2 Формы и способы приватизации 28
2.3 Этапы приватизации в России 30
2.4 «Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России 38
2.5 Итоги приватизации государственной собственности в РФ 41
Глава 3. Изменения в субъектах собственности в России…………….. 45
3.1 Реальные проблемы приватизации в РФ 45
3.2 Новые объекты собственности. 49
3.3 Радикальные изменения в субъектах собственности и ее социализация. 52
Заключение. 62
Список литературы 64
"Ваучерный"
характер приватизации в
На
приватизационные чеки могут приобретаться
объекты приватизации, а также
акции специальных
В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992-1994 годы. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы:
1)
мелкие предприятия (до 200 занятых
с балансовой стоимостью
2)
крупные предприятия (занято
3)
остальные предприятия, они
Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в России.
С появлением ваучеров как особого типа ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов приватизации (чековых инвестиционных фондов - ЧИФ), не типичных для мировой практики. Функции чековых инвестиционных фондов состоят:
а) в мобилизации за счет эмиссии собственных акций;
б) в инвестировании их в ценные бумаги приватизационных предприятий;
в) в торговых операциях (спекуляциях) с ваучерами.
Следовательно,
в задачу чековых инвестиционных
фондов аккумулирование чеков
Вторая
особенность отечественной
Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся в России рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга. Но основой адаптации является производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.
В
адаптации приватизируемого предприятия
на микроуровне решающую роль играет
менеджмент предприятия, ибо умелое
управление им позволяет сократить
издержки приватизации, лучше мобилизовать
финансовые ресурсы, успешно осуществлять
инвестиционные процессы. Наибольшую
сложность для приватизируемого
предприятия представляет адаптация
к рыночным условиям на макроуровне.
Это связано с тем, что, во-первых,
без учета внешних факторов предприятию
невозможно решить весь комплекс своих
внутренних (производственных, финансовых,
социальных) проблем; во-вторых, формирование
рыночных условий на макроуровне
не зависит от самого предприятия, а
во многом определяется политикой государства,
тем, какова поддержка им приватизируемого
предприятия посредством
Первый этап закончился в июне 1994 года.
С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ начался новый период в приватизационном процессе - постваучерный или денежный.
Участниками
денежной приватизации становятся крупные
инвесторы, а, следовательно, делается
ориентация на экономическую
Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.
Механизм
продажи акций на специализированных
денежных аукционах полностью повторяет
механизм продажи акций на специализированных
чековых аукционах. Акции также
продаются по единой цене, подаются
заявки двух разных типов, где указываются
общая сумма платежа и
Проведение
инвестиционных конкурсов предполагает
осуществление покупателем
Очевидна устойчивая тенденция к снижению количественных показателей приватизированных предприятий, что можно объяснить следующими факторами:
а) завершением процесса приватизации по "унифицированным схемам";
б) в основном завершено акционирование предприятий нефтяной отрасли, металлургии, морского и речного транспорта, являющихся наиболее привлекательными для инвесторов;
в)
отсутствием заинтересованности менеджмента
в проведении приватизации, что обусловлено
наличием в гражданском законодательстве
права хозяйственного ведения, которое
практически выводит унитарные
предприятия из-под
г) наличием в действующем приватизационном законодательстве устаревших норм и необоснованных ограничений.
Но некоторые эксперты при оценке процесса приватизации выделяют ещё и третий её этап, связанный с понятием «индивидуальный проект». Хотя этот термин и не был легализован в новом законе о приватизации, формальная заинтересованность правительства в "индивидуальных проектах" была оформлена в Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. №363 "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997 г.). Согласно этому документу, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997 г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.
Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой "денежной" приватизацией". В 1998 г. приватизация принимала все более "точечный" характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет
В 2000 г. приватизация как элемент экономических реформ становится все менее актуальной. Это касается как системообразующей ее роли (весьма важной для первой половины 90-х гг.), так и бюджетной ориентации приватизационных продаж (с разной степенью успеха доминирующей во второй половине 90-х гг.). Этот процесс падения роли приватизации в развитии переходной экономики проявился, в частности, в возросшей в 1999 г. активности критики применявшихся моделей (объектом жестких нападок вновь стала не только российская модель массовой приватизации, но и бывшая некогда эталонной, с точки зрения Запада, чешская купонная схема).
С
точки зрения дальнейших системных
преобразований, приватизация со всей
очевидностью уступила место вопросам
корпоративного управления и реструктурирования
приватизированных предприятий. С
точки зрения пополнения доходов
бюджета (с 1999 г. - финансирования бюджетного
дефицита), на первый план вышли задачи
рационализации использования и
повышения эффективности
Следует
заметить также, что в регионах существует
две сдерживающие приватизационный
процесс тенденции: с одной стороны,
невыполнение принятых в последние
годы решений о приватизации, с
другой стороны стремление региональных
властей установить контроль над
максимально возможным числом предприятий
региона, в том числе находящихся
в федеральной собственности. Объективным
негативным фактором стало развертывание
кризиса на финансовых рынках в 1997-1998
гг., что также снижало
Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие:
Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
Информация о работе Изменения в субъектах собственности в России