Изменения в субъектах собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное рассмотрение категории «собственность» на примере развития отечественной экономики. Для этого надо решить следующие задачи:
-дать определение понятию право собственности;
-определить виды и формы собственности;
-выявить взаимосвязь между собственностью и рынком;
-рассмотреть отношения собственности в переходном периоде;
-проследить современное развитие форм собственности в России.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Собственность как экономическая категория. 4
1.1 Понятия права собственности. 4
1.2 Многообразие форм собственности и их характеристики. 11
1.3 Закон формирования отношений собственности и эффективная экономическая политика 16
Глава 2. Особенности преобразования форм собственности в России. 26
2.1 Сущность приватизации 26
2.2 Формы и способы приватизации 28
2.3 Этапы приватизации в России 30
2.4 «Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России 38
2.5 Итоги приватизации государственной собственности в РФ 41
Глава 3. Изменения в субъектах собственности в России…………….. 45
3.1 Реальные проблемы приватизации в РФ 45
3.2 Новые объекты собственности. 49
3.3 Радикальные изменения в субъектах собственности и ее социализация. 52
Заключение. 62
Список литературы 64

Работа содержит 1 файл

курсовая по теме собственность.docx

— 105.63 Кб (Скачать)

       Особое  значение для эффективной экономики  имеет финансовая политика. В условиях развитого денежного обращения деньги перерастают статус скромного посредника процесса производства, они сами становятся средствами производства – производительной силой, без участия которой процесс производства становится невозможным.

       Этот  факт существенно новой роли денег в промышленно развитой экономике теоретически пока плохо осмыслен. Неэкономическую роль денежного механизма как исполнительного органа "сверхэкономики-сверхгосударства" пока заметил только А. Зиновьев. "В обществе сложился новый феномен, – пишет он, – овладевший денежныммеханизмом и использующий его в качестве средства власти над обществом, а не только и не столько в качестве капитала".

       С Зиновьевым можно соглашаться или  не соглашаться, но если подумать, то нетрудно прийти к выводу, что деньги в  современной экономике – более  важное средство производства, чем, скажем, завод, фабрика или иные "железки", как их называет Н. Петраков. Достаточно сказать, что владелец современной  фабрики без денег действовать  не в состоянии, а владелец денег  может и создать такую фабрику, и применить деньги иначе, направив их, например, в сферу повышенного потребительского спроса или в политическую сферу, на создание удобного для себя аппарата власти.

       Точно так же, как земля на протяжении тысячелетий являлась основным средством  производства, а с наступлением промышленной эры уступила эту роль промышленному  капиталу, так в постиндустриальную эпоху реальный промышленный капитал  уступает пальму первенства денежному  капиталу, который, надо согласиться  с А. Зиновьевым, давно перерос  функции скромного посредника обращения  товаров. Лишь отчасти современный  денежный механизм функционирует как  капитал. "В большей мере и в  основном он превратился в сверхкапитал. Функция капитала стала одной  из его функций, подчиненных функции  власти. Он руководствуется, прежде всего, не экономическими, а иными расчетами, а именно расчетами организации  и удержания своей сверхобщественной  власти над обществом" [22, с. 53].

       В этих условиях, при такой угрозе обществу со стороны вырвавшегося на свободу денежного капитала государство  не должно передавать свои финансовые ресурсы под контроль частных  лиц.

 

       

       Глава 2. Особенности преобразования форм собственности  в России.

       2.1 Сущность приватизации

 

       Приватизация  является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое  содержание приватизации как системы  отношений по изменению формы  собственности на средства производства с государственной на частную  (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

       переход прав собственности государства  в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности  на частную;

       полная  продажа государственных предприятий  частным лицам;

       продажа части активов;

       передача  функций государственной собственности  частному сектору народного хозяйства  с тем, чтобы распределение и  взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

       Несмотря  на разнообразие определений можно  выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

       Бесплатная  приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так  как при государственной монополии  каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному  труду, к экономии затрат и более  рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана  с наделением всех граждан приватизационными  чеками - ваучерами.

       Платная приватизация. В этом случае государственная  собственность подлежит продаже  по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах  за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем  его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что  только в этом случае появится эффективный  собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

       Один  из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она  должна быть растянутой на несколько  десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной  собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

       1. сбережения, необходимые для приобретения  в частную собственность объектов  промышленности, накапливаются медленно;

       2. требуется время, чтобы рынок  начал хорошо функционировать  и определил рыночную стоимость  предприятий;

       3. монополизированную социалистическую  промышленность необходимо реструктурировать,  прежде чем производственные  предприятия можно было бы  выставить на продажу.

       Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и  размер предприятия, учет принципов  социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля  предприятия и его производственного  потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные  критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и  имущества по коммерческому или  инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

       2.2  Формы и способы приватизации

  

 Имеются различные  пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных  лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических  и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

       Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

       Реальная  приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

       - продукция - услуги, производимые  государственными предприятиями,  заменяются продукцией - услугами  других предприятий;

       - при использовании так называемой  «контрактной системы» частный  продавец оказывает государственному  органу определенные платные  услуги, которые потребляются непосредственно  населению;

       - при использовании «концессионной  модели» частное предприятие  оказывает гражданам платные  услуги;

       - в случае использования «чековой  системы» государство размещает  финансируемые за счет налоговых  поступлений чеки, которыми можно  производить расчеты с любыми  предприятиями - поставщиками.

       Открытый и ограниченный тендерС помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

       Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

       Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

       Приватизация  сопровождается рядом сопутствующих  мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий  в социальной сфере.

       2.3 Этапы приватизации в России

       Официальная приватизация связана с двумя  очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС в 1991 г. верх взяло  реформистское крыло. На апрельском пленуме ЦК КПСС было принято решение  о поддержке приватизации. Но августовские события того же года привели к  запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунистическим силам. Принятие официального решения о  приватизации было в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилась крайне неблагоприятная  обстановка: развал старых союзных  органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золотовалютных резервов, угроза голода, потеря управляемости  народного хозяйства, бедность населения, отсутствие массированной поддержки  из-за рубежа - вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой  государственной властью.

       Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствовал, задачи приватизации были шире, чем  в западных странах. Подавляющее  преобладание в нашей стране государственной  собственности делало процесс приватизации необходимым для демонополизации  экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического  характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции.

       В России приватизация проходила в 2 этапа.

       Первый  этап пришелся на 1992-1994 годы. Приватизационный процесс первого периода имел две важнейшие черты: во-первых, "ваучерный" характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывало необходимость адаптации  приватизируемого предприятия к  только еще формирующейся рыночной среде.

Информация о работе Изменения в субъектах собственности в России