Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:08, дипломная работа
В этой связи целью данной работы является мирового опыта инвестиционного анализа и его специфики в российских условиях.
Руководствуясь поставленной целью, автором определены следующие задачи работы:
1 рассмотрение теоретико-методологических основ сущности и содержания мирового опыта инвестиционного анализа;
2 изучить специфику инвестиционного климата в России;
Введение 3
Глава I. Мировой опыт инвестиционного анализа 6
§ 1. Понятия и задачи инвестиционного анализа 6
§ 2. Основные оценочные критерии 11
§ 3. Отражение мирового и российского опыта инвестиционного анализа в системах Project Expert и COMFAR 16
Глава II. Инвестиционный климат в России 20
§ 1. Основные особенности инвестиционного климата в России 20
§ 2. Возможности использования мирового опыта для улучшения инвестиционного климата в России 32
Глава III. Российская специфика инвестиционного анализа 41
§ 1. Основные особенности инвестиционной деятельности в РФ 41
§ 2. Особенности применения методов инвестиционного анализа в российских банках 52
Заключение 58
Список использованной литературы 59
4 экспертиза проектов;
5 подготовка материалов для рассмотрения органом, принимающим решение о финансировании.
Наиболее распространенная функциональная схема работы инвестиционного подразделения обычно следующая: инвестиционные предложения рассматриваются экспертами банка, после чего принимается предварительное решение о продолжении работы с проектом. То обстоятельство, что эксперт хорошо знаком с инвестиционными целями и задачами банка, позволяет провести предварительную экспертизу предложений без особых затруднений. При этом существенно и то, что клиент, проинформированный о стратегии банка, будет учитывать ее уже в процессе подготовки инвестиционного предложения. С одной стороны, это увеличивает его шансы на положительное решение, с другой – очевидное несоответствие сути проекта целям и задачам банка позволяет аргументированно отказать в поддержке проекта.
Разработка бизнес-плана проекта является наиболее трудоемкой. Банки резонно заявляют, что это не их дело и клиенты самостоятельно должны разрабатывать бизнес-планы. В идеале это справедливо. Однако не следует забывать, что впоследствии сотрудники аналитического подразделения банка обязаны провести экспертизу проекта, проверить достоверность исходных данных, корректность показателей эффективности, разработать альтернативные варианты сценариев проекта. Даже при большом желании не удастся проверить корректность проведенных расчетов с использованием калькулятора или при помощи компьютерной программы, основанной на базе стандартных электронных таблиц, если пользователь может изменить все формулы по своему желанию или по своему пониманию методики планирования. Задача еще более усложняется, если эти расчеты проводились в реальных ценах с учетом инфляции, что с методической точки зрения совершенно оправданно. Если вам когда-либо доводилось выполнять эту неблагодарную работу, то вы согласитесь с тем, что легче пересчитать самому все заново. Однако это тоже не выход.
Рассмотрим типичную ситуацию. Клиент приходит в банк и обращается с просьбой предоставить ему кредит или предлагает участвовать в его проекте. Сотрудник инвестиционного подразделения просит клиента представить бизнес-план проекта. С этого момента начинается крайне непродуктивная по использованию рабочего времени сотрудника банка стадия общения с клиентом. Клиент спрашивает: «Что должен содержать бизнес-план? Как я должен его разработать? « Вопросы могут продолжаться бесконечно долго в зависимости от сложности проекта и уровня подготовки клиента. Конечно же, можно порекомендовать обратиться в консультационную фирму или почитать научно-методическую литературу. Однако, если вы дорожите своим клиентом, вы будете вынуждены тратить на него время. Наилучшим выходом из данной ситуации будет более продуктивный диалог с клиентом.
Не менее важна стадия экспертизы проекта. На данной стадии должна быть обеспечена полнота представляемой о проекте информации, включая финансовые и юридические документы. Задачей аналитического подразделения является подготовка экспертного заключения о проекте на основе проверки достоверности представленной информации, финансового анализа и анализа риска проекта.
Бизнес-план проекта с экспертным заключением передается в административный орган банка, принимающий окончательное решение об участии в проекте.Принимая во внимание, что вышеуказанные процедуры связаны с обработкой и передачей информации, необходимо обеспечить точность и последовательность ее сообщения на всех стадиях, достоверность и высокую эффективность обработки.
Показатели эффективности инвестиций называют еще дисконтированными критериями денежных потоков. Обычно используются четыре основных показателя:
1 период окупаемости;
2 индекс прибыльности;
3 чистая приведенная величина дохода;
4 внутренняя норма рентабельности.
В процессе расчета показателей эффективности используются два основных агрегата: сумма поступлений и сумма выплат. По определению, принятому в методических рекомендациях Всемирного банка, под суммой поступлений следует понимать сумму выгод, полученных в результате реализации проекта, а под суммой выплат -сумму затрат на реализацию проекта.
Одной из наиболее распространенных ошибок является некорректный выбор из таблицы «Отчет о движении денежных средств» статей, используемых для расчета показателей эффективности инвестиций и формирующих соответственно суммы поступлений и выплат. Причина ошибки кроется в неправильном выборе объекта оценки.
Представим себе, что в банк, наряду со многими другими, был передан проект строительства кирпичного завода. Эксперты банка должны сравнить эти проекты между собой и выбрать наиболее эффективные из них. Что же в данном случае является объектом оценки для эксперта? Безусловно, проект, а точнее, компания, непосредственно его реализующая. В первую очередь, эксперту следует убедиться, насколько эффективен данный проект в принципе.
Для оценки проекта в качестве исходных данных на основании таблицы «Отчет о движении денежных средств» будут приняты те статьи поступлений и выплат, которые характеризуют денежные потоки самого проекта. Это прежде всего поступления:
1 от реализации продукции, например, кирпича;
2 от продажи активов компании, реализующей проект, например, старых формовочных машин;
3 в некоторых случаях могут быть также учтены поступления от других видов деятельности, например, финансовых операций по размещению свободных денежных средств на депозит в банк.
Выплаты же определяют необходимые затраты:
1 инвестиционные, например, на строительство завода;
2 на производство продукции (кирпича);
3 на обслуживание долговых обязательств, проценты по кредитам;
4 налоговые выплаты.
В некоторых случаях могут быть также учтены затраты на проведение других операций, не связанных с основным видом деятельности, но обеспечивающих получение других доходов (например, финансовых операций со свободными денежными ресурсами).
Обратите внимание на то, что в перечне, несмотря на отсутствие поступлений в виде собственного (акционерного) или заемного капитала, а также выплат в погашение долгов, могут присутствовать затраты на обслуживание долга. Получая кредит, мы фактически берем деньги в аренду, а проценты -это не что иное, как арендные платежи за пользование денежными средствами.
Рассмотрим иной случай и другой подход. Экспертам поручено оценить эффективность вложений банка в данный проект. Что в данном случае является объектом оценки? Конечно, банк, а именно та финансовая операция, которую он произведет по отношению к оцениваемому проекту (или группе проектов). Какие статьи поступлений и выплат должны быть использованы для расчета показателей эффективности в этом случае?
Это следующие поступления:
1 проценты по выданным в проект кредитам;
2 суммы, выплаченные банку в счет погашения долга компанией, реализующей проект;
3 денежные средства в случае продажи банком своей доли (акций) проекта;
4 дивиденды от реализации проекта (в случае приобретения банком доли в проекте -пакета акций компании, реализующей проект).
Анализируются при этом следующие выплаты:
1 выданные банком кредиты:
2 затраты на прямые инвестиции в проект (в случае приобретения акций);
3 затраты на обслуживание долговых обязательств банка по привлеченным средствам (плата за ресурсы);
4 издержки банка на обеспечение деятельности, накладные расходы (в случае оценки всей совокупности проектов банка).
Безусловно, оба варианта могут и должны быть использованы инвестором, но это две различные задачи, преследующие различные цели. В одном случае вы оцениваете эффективность проекта в сравнении с другими, а во втором -эффективность работы инвестора с проектом, то есть рассматриваете два различных объекта. Причем второй подход наиболее важен для оценки эффективности инвестирования в группу проектов и, как правило, используется банками или холдингами.
Следует учитывать, что могут отличаться условия участия в проекте различных инвесторов, например, банка, выдавшего кредит, и венчурного фонда, который приобрел пакет акций. Оценивая эффективность участия каждого отдельного инвестора в проекте, необходимо индивидуализированно подходить к выбору статей поступлений и выплат, используемых в расчетах, в зависимости от объекта оценки.
Необходимо также принимать во внимание, что в процессе дисконтирования уже может быть учтена стоимость капитала (ресурсов в примере с банком). В этом случае не обязательно включать в расчеты суммы, выплачиваемые банком на обслуживание долга. Каждый из рассмотренных показателей отражает разные стороны эффективности проекта, поэтому, оценивая тот или иной проект, необходимо использовать всю совокупность критериев.
Существует простое правило, что к рассмотрению следует принимать проекты, у которых чистая приведенная величина дохода больше нуля и максимальна, индекс прибыльности больше единицы, показатель внутренней нормы рентабельности больше процентной ставки по кредитам, а период окупаемости проекта минимален. В процессе ранжирования проектов нужно отдавать предпочтение тем, которые имеют более высокие показатели эффективности. При этом для принятия решения о финансировании проекта в качестве определяющих должны быть использованы значения, полученные в результате расчета для эквивалента финансового результата в твердой валюте. Следует также принимать во внимание, что значения большинства критериев зависят от продолжительности проекта. Поэтому необходимо учитывать, на какой период времени они были рассчитаны.
Даже самые стабильные денежные единицы можно считать таковыми с известной долей условности. Договорившись об использовании определенных показателей эффективности проекта и совершенно конкретных способах их расчета, специалисты предполагают, что единица измерения исходных данных и полученных результатов будет отвечать тому же главному условию, а именно постоянству. Это должна быть общепринятая денежная единица, которую можно отнести к условно стабильным.
Понятно, что доллар, немецкая марка или фунт стерлингов также подвержены инфляции, и их ценность во времени изменяется. Однако величина инфляции этих валют относительно стабильна и незначительна и может быть успешно нейтрализована учетом инфляции в ставке дисконтирования. С другой стороны, результат, полученный, например, в долларах США, будет безусловно понятен инвестору, а главное, показатели эффективности, рассчитанные в условно стабильных валютах, могут быть сопоставлены между собой, чего нельзя сделать с результатом, рассчитанным, например, в сумах.
Согласившись с невозможностью использования национальной валюты для расчетов показателей эффективности денежных потоков в текущих ценах, мы неизбежно приходим к выводу, что самым простым решением этой проблемы является проведение всех расчетов в долларах США. Действительно, для ряда проектов это будет наилучшим решением. Однако во многих случаях, а именно тогда, когда проект связан с использованием оборотного капитала (к таковым относятся все промышленные проекты), употребление для проведения расчетов денежных потоков только стабильной денежной единицы может привести к не менее существенным ошибкам. Главная проблема состоит в том, что промышленный проект, реализуемый в стране с высокой инфляцией, может быть корректно рассчитан только с учетом потери покупательной способности национальной денежной единицы в процессе оборота денежных средств.
Необходимость учета инфляции и влияния факторов времени приводит к использованию в компьютерных моделях шага расчета, не превышающего один месяц. Выбор столь малого шага расчета обусловлен тем, что все расчеты проводятся в реальных ценах. Проведение расчетов в реальных ценах с большим расчетным периодом (квартал, год) дает существенные погрешности в установлении величины потока наличности, что связано с воздействием фактора времени, определяющего изменения параметров, влияющих на формирование денежных потоков.
Безусловно, невозможно формализовать все без исключения процедуры. Однако современные информационные технологии позволяют в значительной мере оптимизировать эти процессы, а следовательно, повысить эффективность выполнения специалистами банка возложенных на них задач.
Важнейшим принципом управления является своевременное принятие оперативного решения по корректировке финансового плана проекта или его прекращению в случае возникновения непреодолимых проблем. Контроль за ходом реализации проекта позволяет своевременно представлять управляющему проектом исчерпывающую информацию для необходимых решений. Управляющий проектом вырабатывает рекомендации по внесению корректирующих изменений в финансовые планы проектов и передает их административному органу или администратору, принимающему решения, для утверждения.
Наиболее важной задачей управления является распределение финансовых ресурсов. Бюджет всегда ограничен, и, как следствие, возникает проблема рационального распределения средств между проектами.
Ранжирование проектов по приоритетности осуществляется с учетом количественных финансово-экономических показателей эффективности проекта, а также на основе качественного анализа, учитывающего многие другие факторы.