Инвестиционный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:08, дипломная работа

Описание работы

В этой связи целью данной работы является мирового опыта инвестиционного анализа и его специфики в российских условиях.
Руководствуясь поставленной целью, автором определены следующие задачи работы:
1 рассмотрение теоретико-методологических основ сущности и содержания мирового опыта инвестиционного анализа;
2 изучить специфику инвестиционного климата в России;

Содержание

Введение 3
Глава I. Мировой опыт инвестиционного анализа 6
§ 1. Понятия и задачи инвестиционного анализа 6
§ 2. Основные оценочные критерии 11
§ 3. Отражение мирового и российского опыта инвестиционного анализа в системах Project Expert и COMFAR 16
Глава II. Инвестиционный климат в России 20
§ 1. Основные особенности инвестиционного климата в России 20
§ 2. Возможности использования мирового опыта для улучшения инвестиционного климата в России 32
Глава III. Российская специфика инвестиционного анализа 41
§ 1. Основные особенности инвестиционной деятельности в РФ 41
§ 2. Особенности применения методов инвестиционного анализа в российских банках 52
Заключение 58
Список использованной литературы 59

Работа содержит 1 файл

Дипломная работаИнвестиционный анализ .doc

— 622.67 Кб (Скачать)

Можно полагать, что эти тенденции (не менее отчетливые в более ранние периоды) отчасти ответственны за относительно более низкие темпы роста в США (кроме 90-х годов). С другой стороны, их, на наш взгляд, следует толковать как проявление более высокой эффективности накопления для прироста ВВП: здесь на один процент требуется меньше инвестиций, чем в других странах. В 90-е годы, когда США значительно превосходили другие страны по темпам роста, их отличала особенно высокая эффективность накопления. Относительно низкие показатели личных сбережений компенсируются, помимо того, массивным использованием амортизационных отчислений и нераспределенной прибыли фирм для финансирования капиталовложений. Кроме того, источником финансирования инвестиций в 80-90-е годы в США является чистый приток иностранного капитала. В 1994 и 1995 гг. он составлял 1314%» валовых капиталовложений.

Структурные сдвиги, связанные с характером инвестиций, находятся в США под воздействием государственной промышленной политики. Здесь она отличается меньшей централизацией и менее формализованным характером, чем в ряде других промышленно развитых странах.

Вместе с тем по объему инвестиций США значительно опережают другие страны (за исключением Китая в последние годы). В США действует довольно либеральная система налогообложения, поощряющая инвестиции. Так, например, инвестиции в нефтедобычу со сложными горно-геологическими условиями или в низкодебитные месторождения осуществляются на основе нулевого налогообложения. Одновременно динамично растут вложения в сферы новых технологий, так, в 1999 г. прирост реальных инвестиций в эту сферу составил 11%, а затраты на компьютерную технику и сопутствующее оборудование увеличились на 39%. Подобная тенденция сохранилась и в первые годы XXI века.

Еще в большей степени «технологический крен» в инвестициях отмечается в Японии, хотя здесь роль иностранного капитала в инвестициях традиционно невелика. Среднегодовой объем иностранных инвестиций в экономику страны составляет порядка 4 млрд. долларов. Япония традиционно является в последнее время инвестиционным донором. В середине 90-х годов на компании с иностранным участием приходилось всего 0, 5% и эта цифра незначительно возросла с тех пор. Одновременно в стране создается благоприятный инвестиционный климат для притока капиталов и технологий в наукоемкие отрасли, включая создание специальных фондов и введения льгот по их налогообложению.

Надо прямо сказать, что опыт США, Японии, а также Евросоюза в сфере инвестиционной политики пока является отдаленным ориентиром для России, так как базируется на весьма мощном экономическом и институциональном фундаменте, чего пока нет в нашей стране. Тем не менее отдельные элементы этого опыта имеют для нас определенное прикладное значение. Но все же на ближайшую перспективу очевидно, что следует уделить большее внимание привлечению внешних источников финансирования экономики. факторы формирования инвестиционного климата в российской экономике сводятся к следующим:

1. Субъективные факторы, влияющие на принятие экономических решений.

Россия воспринимается иностранными инвесторами все еще как зона повышенного риска и неопределенности. Этот имидж слабо меняется даже с внедрением международно принятых механизмов вложения капитала. Многие зарубежные инвесторы жалуются на непредсказуемость российского инвестиционного климата. Наиболее яркий пример - история с внедрением в российскую практику режима соглашений о разделе продукции (СРП). Долгое время считалось, что внедрение режима СРП кардинальным образом изменит ситуацию с притоком иноинвестиций в российский сырьевой комплекс. Но этого не произошло. Реализуются лишь те СРП, которые подписаны еще до принятия закона (Сахалин - 1, 2, Харьяга, да и те со значительными трудностями). Значит, институциональное оформление отношений носит для зарубежных инвесторов все же второстепенное значение по сравнению с общей мотивацией их действий, формирующейся под воздействием сложившихся в России негласных норм хозяйствования (пример - конфликт между инвестиционной компанией «Восток Нафта Инвестмент» и владельцами « Славнефти»).

2. Экономические и социальные факторы, влияющие на изменение отношения инвесторов к России.

Основным экономическим фактором, на наш взгляд, является стабильность экономики, при определенном улучшении социальной обстановки в стране. В последние два года Россия добилась относительно высоких темпов экономического роста (прирост ВВП на 4, 3% в 2002 г. и на 7, 3% в 2003 г.). Эти результаты подкрепились относительно низкими темпами инфляции (порядка 12-13% в среднегодовом исчислении) и некоторым снижением уровня безработицы. Все это, наряду со значительным ростом золотовалютных резервов страны, достигших к концу 2003 г. почти 80 млрд. долларов, значительно укрепило доверие иностранных инвесторов к России как к потенциальному реципиенту капиталовложений. Можно также с уверенностью утверждать, что государственный долг, в том числе внешний, практически перестал быть столь острой проблемой, какой он являлся в 1998-1999 гг.

3. Основные составляющие принятия инвестиционных решений международными инвесторами.

В принятии инвестиционных решений внешними капиталовкладчиками по-прежнему преобладает элемент осторожности. Благоприятные экономические результаты России несомненно сделали свое дело, но инвестиционные риски по прежнему оцениваются ими в соответствии со следующей градацией:

1        политическая стабильность в стране;

2        динамика экономического роста;

3        собственная инвестиционная деятельность российских хозяйствующих субъектов;

4        нейтрализация коррупции и чиновничьего произвола;

5        общий социально-политический климат в стране.

Соответственно этим приоритетам приток инвестиций в Россию хотя и идет, но довольно медленными темпами. Основные причины для этого следующие:

1        экономический рост не очень устойчив и сильно зависим от конъюнктуры топливного рынка;

2        Россия продолжает хранить свои золотовалютные резервы на Западе, не делая серьезных вложений в собственную экономику;

3        коррупционная составляющая по прежнему довольно значительна и отдельные разоблачительные процессы погоды не делают.

Единственным реальным фактором усиления инвестиционной привлекательности страны в этой ситуации становится укрепление политической стабильности в стране под эгидой поддержки деятельности президента В. Путина, что, однако, весьма высоко оценивается иностранными инвесторами. Стабилизацию социальной обстановки они оценивают ниже, учитывая возможные социальные катаклизмы, в случае падения доходов от экспорта, межэтнические конфликты, высокий уровень бедности в стране.

В итоге, отметим, что наилучшими аргументами пользу иностранных инвестиций в нашу страну являются политическая стабильность, экономический рост и четкость и простота законодательства по поводу инвестиционных процедур. Весьма большое значение капиталовкладчиками также придается «прозрачности» финансового положения потенциальных объектов инвестирования, социальному консенсусу по поводу возможной реорганизации производства. Иностранный капитал неохотно идет в проблемные проекты с неясной перспективой развития.

Характерный пример тому - затянувшееся ожидание масштабных инвестиций в российский нефтяной комплекс. Ведущие зарубежные вертикальноинтегрированные компании не проявили особого интереса к первичному этапу приватизации российского нефтяного комплекса, предпочитая выжидать. И лишь после конституирования достаточно надежных партнеров с современным менеджментом международно стандартизированным аудитом, устойчивой внутренней структурой эти корпорации начали всерьез задумываться о приобретении активов в российской нефтяной промышленности. До этого они в основном прощупывали почву, запасались лицензиями на разработку месторождений, редко - создавали совместные предприятия.

Переходя к тематике инвестиционных перспектив российского нефтегазового комплекса как ключевого звена национальной экономики, отметим подготовленный Международным энергетическим агентством «Прогноз инвестиций в мировую энергетику, 2003».

Соответственно данному документу прогнозные инвестиции в нефтяной сектор российской экономики составят 328 млрд. долларов, или около 11 млрд. долларов ежегодно в период 2001 2030 гг. Более 70% от этого объема будет использовано для обеспечения поставок нефти на рынки стран OECD, из них более 90% инвестиций будет направляться в разведку и разработку месторождений. Инвестиции в нефтедобычу значительно возрастут в период после 2020 г., когда будут расширены буровые работы в Тимано-Печорской и Восточно-Сибирской нефтеносных провинциях, а также на шельфах Каспия и северных морей. Сейчас инвестиции для создания мощностей по добыче 1 барреля нефти в сутки в России составляют порядка 13 тысяч долларов, что значительно превышает затраты в странах Ближнего Востока. Совокупные инвестиции в нефтепереработку, согласно прогнозу, составят порядка 20 млрд. долларов в период 2001-2030 гг.

При этом ожидается, что темпы роста нефтедобычи, а может быть, и ее объемы, в ближайшем будущем снизятся, поскольку 85% вводимых дополнительных мощностей будет использоваться для замещения выбывающих - в Западной Сибири, Поволжье и других старых регионах нефтедобычи.

Особую значимость для перспектив развития нефтяной отрасли в России имеет реализация транспортных проектов. Недостаток пропускной способности экспортных терминалов уже весьма ощутим в Новороссийске, компенсировать его призвано развитие Балтийской трубопроводной системы и других перспективных нефтетранспортных проектов. Их реализация в сумме позволила бы России увеличить экспортные мощности (по оценке МЭА) более чем на 4 млн. баррелей нефти в сутки, но требует и значительных инвестиций в инфраструктуру.

В газовой промышленности, по тем же прогнозам, совокупная российская потребность в инвестициях в 2001-2030 гг. оценена в сумму порядка 330 млрд. долларов, или в те же 11 млрд. долларов в год. При этом 50% средств должно быть направлено в разведку и разработку месторождений, остальное - в строительство газопроводов. Треть инвестиций приходится на проекты по экспорту газа в страны OECD. По тем же оценкам, ежегодный объем инвестиций достигнет своего пика в 2015 г. и затем несколько снизится. Надо сказать, что по газу прогнозы МЭА в части инвестиций в основном соответствуют своим российским аналогам.

При этом согласно международным оценкам роль газа в мировой энергетике будет постепенно нарастать. Доля природного газа в суммарных поставках энергоносителей увеличится с 32% в 2000 г. до 56% в 2030 г., а в конечном энергопотреблении - с 27 до 32%. Это дает России, как крупнейшему производителю и экспортеру газа, хорошие перспективы для привлечения инвестиций в газовую отрасль.

Для реализации потенциальных преимуществ России и кардинального увеличения притока инвестиций в экономику страны, на наш взгляд, следовало бы:

1        радикально перекрыть каналы утечки капиталов из страны по теневым схемам в сочетании с мерами по амнистии и репатриации ранее вывезенных капиталов;

2        создать условия для вовлечения в хозяйственный оборот сбережений населения с соответствующими гарантиями их сохранности, особенно в сферы, в которых граждане России имеют постоянные, не возмещаемые за рубежом интересы: образование, здравоохранение, жилищное строительство;

3        создать на деле льготные условия для малого бизнеса и разработки малорентабельных месторождений (например, в США низкодебитные нефтяные скважины выведены из-под налогообложения, существует и вполне апробированный зарубежный опыт стимулирования малых предприятий);

4        прекратить практику иммитационного проведения инвестиционных конкурсов и аукционов с заранее известными победителями (пример тому - оттеснение Китайской национальной нефтяной компании на конкурсе по продаже «Славнефти»);

5        максимально снизить бюрократические барьеры и законодательную неразбериху в вопросах привлечения иностранных инвестиций, целенаправленно формируя выгодный и России, и внешним инвесторам их отраслевой профиль;

6        активно развивать практику использования инструментов фондового рынка для получения портфельных инвестиций, включая выход все большего количества российских компаний на мировые фондовые рынки (здесь важную роль играет повышение «прозрачности» российских эмитентов, качества их аудита).

7        на государственном уровне осуществлять лоббирование инвестиционных интересов России, используя все возможные рычаги, включая политические.

Таковы, на наш взгляд, некоторые основные компоненты перспективной политики России в сфере привлечения капвложений и формирования благоприятного инвестиционного климата в стране.

 

 

 

 

 

 


Глава III. Российская специфика инвестиционного анализа

 

§ 1. Основные особенности инвестиционной деятельности в РФ

 

Научная литература не вывела единого понятия инвестиций и инвестиционной деятельности, ученые предлагают различные определения. Из имеющихся дефиниций можно выделить следующие: «Инвестиции представляют собой процесс затрат живого и овеществленного труда для создания производственных мощностей, с помощью которых в процессе производства живой труд создает большую стоимость, чем потребляет»; «Инвестирование представляет собой акт обмена удовлетворения сегодняшней потребности на ожидаемое удовлетворение ее в будущем с помощью инвестиционных благ»; «Инвестиции - капитал, накопления и не использованная для потребления часть дохода за определенный период деятельности, вложенного в производство; производительные расходы, т.е. расходы, которые пошли на воспроизводство жизни, материальных и духовных благ как необходимых условий жизни человека в обществе, это нормальные расходы с точки зрения функционирования производства, затраченные на его расширение или модернизацию»; «Понятие инвестиций может относиться к финансовым операциям (если деньги помещаются в ценные бумаги), а также к определенным действиям лица, совершаемым с целью получения прибыли и с риском утраты как прибыли, так и самого капитала»; «инвестировать» означает «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем».

С правовой же точки зрения инвестиции - особый объект хозяйственного оборота; понятие инвестиций закреплено в действующем законодательстве.

Информация о работе Инвестиционный анализ