Инвестиционный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:08, дипломная работа

Описание работы

В этой связи целью данной работы является мирового опыта инвестиционного анализа и его специфики в российских условиях.
Руководствуясь поставленной целью, автором определены следующие задачи работы:
1 рассмотрение теоретико-методологических основ сущности и содержания мирового опыта инвестиционного анализа;
2 изучить специфику инвестиционного климата в России;

Содержание

Введение 3
Глава I. Мировой опыт инвестиционного анализа 6
§ 1. Понятия и задачи инвестиционного анализа 6
§ 2. Основные оценочные критерии 11
§ 3. Отражение мирового и российского опыта инвестиционного анализа в системах Project Expert и COMFAR 16
Глава II. Инвестиционный климат в России 20
§ 1. Основные особенности инвестиционного климата в России 20
§ 2. Возможности использования мирового опыта для улучшения инвестиционного климата в России 32
Глава III. Российская специфика инвестиционного анализа 41
§ 1. Основные особенности инвестиционной деятельности в РФ 41
§ 2. Особенности применения методов инвестиционного анализа в российских банках 52
Заключение 58
Список использованной литературы 59

Работа содержит 1 файл

Дипломная работаИнвестиционный анализ .doc

— 622.67 Кб (Скачать)

Серьезную озабоченность у потенциальных инвесторов в топливно-энергетический комплекс России, как отечественных, так и иностранных, вызывает, в частности, Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции», вступивший в силу в 1995 г. Прежде всего в нем излишне усложнен порядок допуска иностранных инвесторов к пользованию природными недрами на условиях раздела продукции, ограничены перечни месторождений, по которым разрешено заключать соглашения о разделе продукции. Сами заключенные соглашения, если они связаны с использованием участков на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, равно как и в случаях, когда они заключаются без предварительного проведения конкурса или аукциона, подлежат обязательному утверждению федеральным законом. Первый опыт применения этих положений закона лишь усилил озабоченность инвесторов. Первый перечень семи объектов, по которым разрешается заключать соглашения о разделе продукции, был утвержден Государственной Думой РФ в 1997 г. В марте 1998 г. соответствующая Комиссия Государственной Думы РФ, занимающаяся этим вопросом, одобрила для рассмотрения законодателями второй перечень из девяти месторождений и рекомендовала два новых месторождения правительству для проработки, перечни впоследствии были одобрены законодателями. К началу 2003 г. к разработке на условиях СРП было допущено около двух десятков месторождений, подписано одно соглашение (с российской компанией в роли инвестора), которое до настоящего времени не начало реализовываться.

Далее, в законе сохранен «смешанный» подход к регулированию инвестиционной деятельности. Применительно к предоставлению прав предусмотрен административный порядок, а применительно к условиям реализации прав - гражданско-правовой. Это чревато возможностью возникновения разного рода коллизий между договорными и внедоговорными правами, создает для инвестора дополнительную нежелательную неопределенность, поскольку ставит его в зависимость от действий различных органов государственной власти, а в худшем случае - от чиновничьего произвола.

К тому же ряд положений этого закона прямо расходится с уже действующим законодательством и может обрести реальную юридическую силу только после внесения изменений и дополнений в соответствующие правовые акты. Соответствующие законопроекты пока ждут своей очереди утверждения в Государственной Думе РФ.

В последние годы с принятием I и II частей Налогового кодекса Российской Федерации было значительно улучшено налоговое законодательство, оно было существенно приближено к зарубежным стандартам. Впервые, в частности, был прописан принцип презумпции невиновности налогоплательщика. Также были сохранены налоговые льготы по Соглашениям о разделе продукции.

Совершенствование российского федерального инвестиционного законодательства предполагает также существенное обновление и развитие уже действующих законов и других правовых актов, регулирующих валютно-финансовую, внешнеторговую и банковскую сферы, а также вопросы приватизации, антимонопольного и земельного права.

Так, в валютно-финансовой сфере, имеющей особенно большое значение для иностранных инвесторов, регулирование до сих пор осуществляется на основе устаревшего закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.) и целого «шлейфа» тянущихся за ним подзаконных актов, что в значительной мере лишает правовую базу «прозрачности» и часто служит источником многочисленных проявлений «бюрократической самодеятельности», и даже коррупции со стороны чиновников.

В ряду факторов международного характера, оказывающих ощутимое воздействие на трансформацию инвестиционного климата в направлении его нормализации (применительно к России - в направлении его либерализации), все большее значение приобретают двусторонние международные инвестиционные соглашения. К их числу относятся соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее по тексту - СПВЗК) и договоры об избежании двойного налогообложения (далее по тексту - ДИДН).

Если ДИДН служат инструментом улучшения инвестиционного климата только для иностранных инвестиций (включая российские инвестиции за рубежом), то воздействие СПВЗК на инвестиционный климат принимающей страны может по праву считаться универсальным. Дело в том, что после ратификации и вступления в силу таких соглашений содержащиеся в них правовые нормы становятся частью национальной правовой системы государств, подписавших соответствующие СПВЗК, обладая к тому же приоритетом по сравнению с аналогичными нормами национального права. Тот факт, что они являются двусторонними, не умаляет их универсального воздействия, поскольку, с одной стороны, по своему содержанию такие соглашения являются практически однотипными и по мере увеличения числа СПВЗК их нормы становятся общеприменимыми, а с другой стороны, закрепляя принцип национального режима для иностранных инвесторов, эти соглашения способствуют соответствующей трансформации национальных правовых норм в принимающей инвестиции стране, чтобы предотвратить дискриминацию отечественных инвесторов.

Анализ этих соглашений, публикуемых в обязательном порядке в официальном издании «Собрание законодательства Российской Федерации», позволяет выделить следующие наиболее существенные нормы инвестиционного режима, которые с небольшими модификациями содержатся практически во всех соглашениях:

1        предоставление иностранным инвестициям национального режима (HP) или режима наибольшего благоприятствования (РНБ), в зависимости от того, какой из них является более благоприятным для иностранного инвестора;

2        принятие на себя сторонами соглашения обязательств по поощрению и взаимной защите капиталовложений, включая обязательства обеспечивать иностранным инвестициям полную защиту и безопасность, не допускать принятия необоснованных, обязательных к применению или дискриминационных мер в отношении управления, содержания, пользования, владения или распоряжения инвестициями. В ряде соглашений предусмотрено право инвестора нанимать руководящий управленческий и технический персонал по своему выбору, независимо от гражданства;

3        твердое обязательство не прибегать к национализации и экспроприации инвестиций или иным мерам, равным этому по последствиям, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, в установленном законодательством порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. При этом обычно фиксируется принцип определения размеров такой компенсации и предусматривается обязательство начислять проценты (на сумму компенсации) с момента экспроприации и до момента выплаты компенсации по коммерческой ставке, устанавливаемой на рыночной основе;

4        применение HP или РНБ в отношении возмещения ущерба инвестициям в результате войны, других вооруженных конфликтов, введения чрезвычайного положения или иных подобных обстоятельств;

5        предоставление гарантий беспрепятственного перевода за рубеж платежей, связанных с капиталовложениями, в свободно конвертируемой валюте по рыночному валютному курсу;

6        применение процедур разрешения споров, отвечающих общепринятой международной практике; споры между инвестором одной договаривающейся стороны и другой договаривающейся стороной - посредством обращения к единоличному арбитру или в третейский суд «ad hoc», создаваемый в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, или в Арбитражный суд Стокгольмской торговой палаты, а споры между договаривающимися сторонами - посредством обращения в третейский суд «ad hoc», создаваемый в согласованном между сторонами порядке.

Следует отметить, что содержание двусторонних международных инвестиционных соглашений, подписанных Россией, не вступает в противоречие с действующими в российском государстве правовыми нормами. Большинство перечисленных выше положений имеют близкие аналогии, скажем, в текстах действующих законов «Об иностранных инвестициях в РСФСР» или «О соглашениях о разделе продукции». Это не умаляет, однако, их значимости как фактора общего улучшения российского инвестиционного климата. Дело в том, что, как уже упоминалось выше, в российской практике эффективность нормативных положений, закрепленных в законодательстве, зачастую оказывается неоправданно низкой и даже временами сводится на нет из-за отсутствия соответствующих подзаконных актов, которыми регламентируются механизмы и порядок применения принимаемых законов. Более того, встречаются и ситуации такого рода, когда подзаконные акты либо вступают в прямое противоречие с нормами, реализации которых они призваны способствовать, либо не до конца раскрывают заложенные в законодательных актах возможности.

В связи с этим двусторонние международные инвестиционные соглашения становятся своеобразным «гарантом» исполнения действующих законов, поскольку внешние партнеры по этим соглашениям (правительства соответствующих стран) имеют возможность, опираясь на международное право, добиваться неукоснительного исполнения российской стороной взятых на себя по соглашению обязательств вне зависимости от того, какие толкования действующим инвестиционным законам могут быть даны чиновниками тех или иных органов власти в выпускаемых ими подзаконных актах.

 

§ 2. Возможности использования мирового опыта для улучшения инвестиционного климата в России

 

 

В плане учета зарубежного опыта инвестиционной политики особый интерес представляет, на наш взгляд, китайский вариант, так как он адекватен стадии перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике (с элементами государственного участия). Хотя определенный интерес и пользу представляет и инвестиционная политика развитых стран (Евросоюза, США и Японии).

В Китае реализация принятой при Дэн Сяопине программы «четырех модернизаций» была во многом связана с осуществлением политики открытости как внутренней, так и внешней, в результате которой в стране наблюдается инвестиционный бум. Страна сделала ставку на активное привлечение иностранных инвестиций, поддерживая ее государственной инвестиционной политикой. Первоначально основой инвестиционного роста стал капитал «хуацяо» - китайских эмигрантов, составлявший десятки миллиардов долларов, затем, уверившись в надежности инвестиций, в Китай потянулся капитал международных корпораций. В итоге в 2002 г. Китай занял первое место в мире по объему прямых иностранных инвестиций, объем которых в Китае вырос в 2002 г. на 20% и достиг 53 млрд. долларов. В то же время прямые иностранные инвестиции в страны OECD, в целом, составили в 2002 г. 490 млрд. долларов, резко упав по сравнению с 2001 г. в условиях вялого экономического роста и нарастания геополитических проблем. Крупнейшими реципиентами прямых иностранных инвестиций ранее считались США и Великобритания. В 2002 г. объемы полученных ими прямых иностранных капвложений упали соответственно на 77% (до 30 млрд. долларов) и 60% (до 25 млрд. долларов). Напомним, что в 2000 г. в экономику США было вложено 142 млрд. долларов, Германии - 127 млрд. долларов, имея в виду общий объем инвестиций, включая внутренние. Странами, инвестирующими наибольшие средства за рубеж, в этот период были Великобритания и Франция (примерно по 120 млрд. долларов ежегодно).

Возвращаясь к Китаю, отметим, что в основе программы «четырех модернизаций» было усиленное развитие четырех направлений: энергетики, транспорта, сырьевого комплекса, интеллектуального потенциала. Для ускорения реализации этих задач было признано необходимым настойчиво осуществлять политику открытости, расширяя сотрудничество с международными финансовыми организациями и иностранными инвесторами, используя любую реальную возможность.

Китайский бум инвестиций. Успехам Китая в привлечении инвестиций в экономику предшествовала продуманная инвестиционная политика.

В результате ее в Китае были разработаны и воплощены в жизнь основные принципы использования иностранных инвестиций:

1. Признание действия закона стоимости.

2. Принцип равенства и взаимной выгоды. По отношению к иноинвесторам он в китайской интерпретации означает следующее: с одной стороны, Китай стремится использовать поступающий капитал с целью получения максимальных результатов в сферах технологии, управления, организации рынка и т.п.; с другой - обеспечивает возможность инвесторам получения высоких доходов.

3. Принцип выявления и использования национальных преимуществ. Китай пока по уровню развития производительных сил уступает ведущим мировым державам.

4. Использование иностранных инвестиций, как важного дополнения к национальным. Страна не полностью ориентирована на приток внешнего капитала, но рассматривает его как элемент промышленного развития, активно развивая свою собственную инвестиционную программу.

5. Наиболее полное и эффективное использование иностранных инвестиций с дифференциацией по географическому признаку - зоны свободной торговли, регионы с льготным налоговым режимом.

Инвестиционная политика Китая имеет, на наш взгляд, следующие приоритеты:

1. Расширение в соответствии с потребностями развития народного хозяйства и взятыми на себя в связи со вступлением в ВТО обязательствами международное сотрудничества в области финансов, страхования, рекламы, торговли, коммерции, туризма.

2. Использование зарубежных вложений для освоения слаборазвитых районов страны.

3. Поощрение инвестиций в реструктуризацию и реорганизацию государственных предприятий.

4. Совершенствование валютно-финансового механизма, а именно - упрощение порядка применения зарубежных вложений и создания с их помощью предприятий, повышающих эффективность этих процессов.

Акцентируя внимание на опыте Китая.упомянем и о инвестиционных результатах развитых экономик, например, США и Япония.

Интересен не только Китай. США на протяжении всего послевоенного периода отличают более низкая норма личных сбережений и более низкая норма народнохозяйственного накопления. В среднем за 1992-1995 гг. норма личных сбережений составляла (в %) в США - 4, 7, Японии - 13, 2, Германии - 12, 8, во Франции - 13, 9, в Великобритании 10, 8. Норма народнохозяйственного накопления (доля вложений в основной капитал в ВВП) составляла за тот же период в США - 15, 8%, Японии - 29, 2%, Германии - 22, 2%), во Франции - 18, 7%, в Великобритании - 15, 1%о.

Информация о работе Инвестиционный анализ