Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:08, дипломная работа
В этой связи целью данной работы является мирового опыта инвестиционного анализа и его специфики в российских условиях.
Руководствуясь поставленной целью, автором определены следующие задачи работы:
1 рассмотрение теоретико-методологических основ сущности и содержания мирового опыта инвестиционного анализа;
2 изучить специфику инвестиционного климата в России;
Введение 3
Глава I. Мировой опыт инвестиционного анализа 6
§ 1. Понятия и задачи инвестиционного анализа 6
§ 2. Основные оценочные критерии 11
§ 3. Отражение мирового и российского опыта инвестиционного анализа в системах Project Expert и COMFAR 16
Глава II. Инвестиционный климат в России 20
§ 1. Основные особенности инвестиционного климата в России 20
§ 2. Возможности использования мирового опыта для улучшения инвестиционного климата в России 32
Глава III. Российская специфика инвестиционного анализа 41
§ 1. Основные особенности инвестиционной деятельности в РФ 41
§ 2. Особенности применения методов инвестиционного анализа в российских банках 52
Заключение 58
Список использованной литературы 59
Одним из основных критериев макроэкономической стабильности можно отнести считать фактическую способность государства обеспечить защиту права собственности и имущественных интересов владельцев капиталов, выступающих в роли инвесторов.
Категория защиты права собственности и имущественных интересов инвесторов в международной практике обычно подразумевает наличие надежных правовых гарантий против таких действий государственных органов, как принудительное лишение инвесторов принадлежащего им движимого и недвижимого имущества в результате национализации или конфискации без своевременной выплаты владельцу разумной компенсации, неожиданного изменения базисных условий функционирования инвестированного капитала в результате принятия новых радикальных по характеру законов или подзаконных актов властями любого уровня. К этой же категории могут быть отнесены определенные, реально выполнимые гарантии против повышенной криминогенной опасности и действенная защита инвесторов от произвола коррумпированного чиновничества. Так, только при высказывании российского президента осенью 2002 г. о возможном пересмотре результата приватизации, западные инвесторы тут же заговорили о существенном ухудшении инвестиционного климата в России.
В современной мировой практике все более растущее внимание уделяется характеру и масштабам мер по прямому и косвенному стимулированию инвестиций как отечественных, так и иностранных (инвестиционные льготы), применяемых властями той или иной страны. В 1990-х гг. в мире отмечается заметное нарастание своеобразной конкуренции в предоставлении льгот, включая конкуренцию между органами центральной и местной власти. Вместе с тем следует отметить, что в современной международной практике отмечается все более действенное растущее стремление, напротив, ограничить предоставление для тех или иных отечественных и иностранных инвесторов инвестиционных льгот. Это со всей определенностью просматривается, например, в ряде соглашений Уругвайского раунда ГАТТ (ВТО), в «Решении о льготах и мерах по сдерживанию», составляющем часть «Декларации о мультинациональных предприятиях», действующей в рамках ОЭСР, в мерах Европейского союза по ограничению льгот как неотъемлемой части обеспечения правил справедливой конкуренции для всех участников мирового рынка.
При оценке состояния инвестиционного климата в той или иной стране большое значение на международном уровне придается условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов. Именно в этой сфере зачастую возникают коллизии между общепринятыми в мировой практике нормами и принципами инвестиционного сотрудничества и «правилами игры», укоренившимися в национальной инвестиционной политике. Чем шире спектр таких противоречий, тем менее благоприятным может оказаться инвестиционный климат, причем не только для иностранных, но и для своих, отечественных, инвесторов.
Как известно, к специфическим условиям, определяющим режим деятельности иностранных инвесторов в экономике страны, чаще всего относят:
1 нормы, устанавливающие правовой режим для иностранных инвестиций. В современной мировой практике практически повсеместное признание получило предоставление иностранным инвесторам национального режима (HP) или режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в зависимости от того, какой из них оказывается более приемлемым для инвесторов. При этом такой режим не является безусловным, поскольку очень часто его предоставление сопровождается большим или меньшим набором тех или иных исключений («изъятий из HP или РНБ»);
2 нормы, регулирующие допуск иностранных инвесторов в страну и их деятельность. Как свидетельствует мировой опыт, даже при самом благоприятном инвестиционном режиме правительства всегда сохраняют за собой право применять определенные ограничения на допуск иностранных инвесторов. Они различаются в разных странах. Наиболее часто применимыми являются: минимально допустимые пределы инвестируемого капитала; количественные квоты на суммарные размеры иностранного капитала, допускаемого к деятельности в определенных секторах экономики или сферах деятельности; проверка, разрешение и регистрация инвестиций; обусловленность допуска соответствием определенным требованиям (например, содействию развития социально-экономической сферы или экологическим); порядок дополнительных инвестиций или реинвестирования прибылей; ограничения в отношении форм, в которых иностранный капитал допускается к инвестиционной деятельности в стране (например, лимиты на использование слияний и поглощения) и др. Так, например, в России при приватизации государственной нефтяной компании «Славнефть» в декабре 2002 г. всем участникам аукциона необходимо было получить разрешение в Антимонопольном комитете России, и заявившей о своем желании участвовать в аукционе CNPC в таком разрешении было отказано;
3 нормы, регулирующие владение собственностью и степень контроля со стороны инвестора. Раньше широко распространенным было установление определенных для иностранных инвесторов долей в акционерном капитале (минимальных и максимальных), но со временем в значительной мере это утратило свое значение. Они сохраняются, главным образом, в сфере услуг и разработке природных ресурсов, а также иногда при допуске иностранных инвесторов к участию в программах приватизации. Современная мировая практика отмечает применение таких, например, норм, как:
4 ограничение права собственности для иностранцев (например, разрешается иметь не более 50 % акционерного капитала);
5 обязательная передача права собственности местным компаниям по истечении определенного периода времени (так называемое «правило постепенного исчезновения»);
6 принудительное применение формы совместных предприятий либо с участием государства, либо местных частных инвесторов;
7 ограничения на владение компанией или ее акциями по признаку национальности;
8 ограничения в отношении владения иностранными инвесторами определенными видами акций или облигаций (например, акциями без права голоса);
9 ограничения на свободную передачу акций или других имущественных прав, принадлежащих иностранному инвестору в данной компании (например, акции не могут быть переданы без предварительного разрешения);
10 ограничения объема прав иностранных акционеров (например, по выплате дивидендов, возмещению капитала после ликвидации, в отношении права голоса, отказ в раскрытии информации по некоторым аспектам управления инвестиционным объектом);
11 использование правительством принимающей страны правила «золотой акции», позволяющего ему вмешиваться, если иностранный инвестор получит больше определенной доли собственности; сохранение правительством за собой права назначать одного или более членов совета директоров, ограничения в отношении гражданства директоров или лимиты на число руководящих постов, которые могут быть заняты иностранными гражданами;
12 резервирование правительством для себя права вето на определенные решения или требование, с тем чтобы ключевые решения принимались Советом директоров только единогласно; требование, чтобы до принятия определенных решений с правительством проводились соответствующие консультации;
13 ограничения в отношении лицензирования зарубежной технологии; ограничения на право собственности на землю или недвижимое имущество и на его передачу;
14 нормы, регулирующие оперативное управление инвестиционным объектом. Объем связанных с такими нормами ограничений весьма широк, хотя в последнее время отмечается тенденция к его уменьшению посредством заключения соответствующих международных соглашений, в частности соглашения, включенного в «пакет» базисной документации ВТО под названием ТРИМС («Торговые аспекты инвестиционных мер»). В современной мировой практике отмечается применение таких, например, норм этой
15 категории, как «количественные ограничения на наем иностранцев на руководящие и технические должности и связанные с этим ограничения на выдачу виз, разрешений и т.п.; так называемые «требования к характеристикам деятельности» («performance requirements») - обязательное использование определенной доли местных ресурсов, а также требования в отношении передачи технологии, по повышению квалификации и найму персонала, равновесия торговых операций, экспортные или импортные ограничения, требования в отношении реализации продукции на внутреннем рынке; ограничения на импорт оборудования, запасных частей, готовых изделий для производства; ограничения на перевод прибылей и репатриацию капитала; предельные ставки по роялти, а также по платежам за техническую помощь; ограничения в оперативном управлении, относящиеся к национальной безопасности, общественному порядку, общественной морали и т.п. Многие из вышеперечисленных видов ограничений имеют место в законодательстве, регулирующем СРП в России.
Приведенные выше перечни различных ограничений в сфере инвестирования свидетельствуют скорее о принципиальной возможности наличия таковых в законодательстве или в практике международного инвестиционного сотрудничества отдельных государств. На деле же в последние годы все отчетливее наблюдается тенденция к серьезной либерализации инвестиционных режимов для иностранного капитала. Число применяемых в этом отношении ограничений постепенно сокращается, и международные стандарты инвестиционного климата, благоприятного для иностранных инвесторов, становятся все более либеральными.
Для России как страны с «переходной экономикой» характерна незавершенность формирования конкретных условий функционирования рыночной экономики, в том числе и инвестиционного режима, адекватного современным критериям международного инвестиционного сотрудничества. Однако становление благоприятного инвестиционного климата в нашей стране не может быть сведено только к получению статуса страны с рыночной экономикой (который был присвоен России осенью 2002 г.), хотя соответствующая правовая база, безусловно, является его главной предпосылкой при условии, конечно, что вводимые в действие законы и иные нормативные правовые акты будут строго выполняться, чего до сих пор, к сожалению, далеко не всегда удается добиваться российским властям.
Оценивая российскую действительность с позиций необходимости создания в стране более благоприятного инвестиционного климата, следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем в этой сфере сближает Россию скорее с развивающимися, чем с промышленно развитыми странами. Специфическая особенность состоит, например, в том, что в нашей стране пока еще не созданы основополагающие условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего ее экономического пространства.
На микроуровне это проявляется в том, что пока лишь только малая часть потенциальных объектов для инвестирования готова к эффективному освоению средств в силу неприемлемо низкого качества управления. Российская модель рыночного управления только начинает складываться, и это представляет собой реальное препятствие для нормального развития инвестиционного процесса с широким участием иностранного капитала.
Более того, на региональном уровне существует отчетливо проявляющаяся дифференциация субъектов Федерации по инвестиционному климату. Львиная доля инвестиций (отечественных и иностранных) сосредоточена в регионах с высоким экономическим потенциалом и незначительным предпринимательским риском. Это особенно характерно для иностранных инвесторов. Отечественные же инвесторы проявляют большую, чем иностранцы, готовность вкладывать свои капиталы и в регионы с высоким риском при наличии, однако, высокого инвестиционного потенциала.
Таким образом, при характеристике инвестиционного климата в России, вероятно, еще достаточно долго придется считаться с существованием значительных различий в условиях инвестирования в зависимости от реальной социально-экономической обстановки в регионах и степени готовности отдельных предприятий и даже отраслей к эффективному использованию инвестиционных ресурсов.
Не вызывает сомнений, что без создания адекватной правовой базы невозможно создать благоприятный инвестиционный климат. А без этого не может быть обеспечено и прекращение в РФ затяжного инвестиционного кризиса, создание необходимых условий для масштабного притока имеющихся в стране накоплений в реальный сектор экономики, в том числе стимулирование возврата ранее вывезенного из России капитала.
Отмечая отставание в формировании четкой и ясной правовой базы инвестиционной политики в России, нельзя отрицать, однако, и тот факт, что в стране в последние годы все же удалось заложить основы федерального инвестиционного законодательства, все более соответствующего мировой практике. Теперь речь идет скорее о преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы между федеральными и региональными органами власти.
Если обратиться к чисто количественным характеристикам, то перечень уже принятых и вступивших в действие федеральных законов, прямо или косвенно относящихся к регулированию инвестиционной деятельности, выглядит весьма впечатляюще. Только за период 1991-2003 гг. было принято более 100 федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, не считая других нормативных и правовых актов, имеющих косвенное отношение к формированию инвестиционного климата в стране. Не менее солидно представлен и «задел» законотворческой деятельности Государственной Думы РФ в этой сфере, о чем свидетельствует и весьма обширный «портфель» законопроектов, подготовленных к рассмотрению российскими законодателями.
Вместе с тем, если проанализировать содержание принятых законов, то можно без труда убедиться, что по ряду аспектов они все-таки нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах. К тому же в России механизмы их применения, как правило, проработаны крайне недостаточно. Зафиксированные в них нормы часто не подкрепляются в должной мере конкретными подзаконными актами, вводимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает крайне нежелательную путаницу и снижает общую эффективность последующего использования создаваемой правовой базы.