Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:08, дипломная работа
В этой связи целью данной работы является мирового опыта инвестиционного анализа и его специфики в российских условиях.
Руководствуясь поставленной целью, автором определены следующие задачи работы:
1 рассмотрение теоретико-методологических основ сущности и содержания мирового опыта инвестиционного анализа;
2 изучить специфику инвестиционного климата в России;
Введение 3
Глава I. Мировой опыт инвестиционного анализа 6
§ 1. Понятия и задачи инвестиционного анализа 6
§ 2. Основные оценочные критерии 11
§ 3. Отражение мирового и российского опыта инвестиционного анализа в системах Project Expert и COMFAR 16
Глава II. Инвестиционный климат в России 20
§ 1. Основные особенности инвестиционного климата в России 20
§ 2. Возможности использования мирового опыта для улучшения инвестиционного климата в России 32
Глава III. Российская специфика инвестиционного анализа 41
§ 1. Основные особенности инвестиционной деятельности в РФ 41
§ 2. Особенности применения методов инвестиционного анализа в российских банках 52
Заключение 58
Список использованной литературы 59
2 если ЧПС(NPV) =0, то следовательно ВНП(IRR)=ЦК(r) и ИРИ( PI)=1;
3 если ЧПС(NPV) <0, то следовательно ВНП(IRR) <ЦК(r) и ИРИ( PI) <1.
Не зависимые оценки проводятся у методов СОИ(PP) и КЭИ( ARR), они засчитываются без дисконтирования и вносят погрешность для инвестиционных проектов с большой продолжительностью.
§ 3. Отражение мирового и российского опыта инвестиционного анализа в системах Project Expert и COMFAR
В последнее время в России получили распространение несколько компьютерных имитирующих систем, используемых для оценки инвестиционных проектов. Это пакеты COMFAR и отечественный пакет Project Expert. Рассмотрим их достоинства и недостатки.
Пакет COMFAR относится к разряду «закрытых» пакетов. В работу пакета нельзя вмешаться, что в известной мере гарантирует надежность получаемых результатов. Она, однако, частично снижается за счет отсутствия автоматизированного контроля соответствия между входом и выходом системы.
Оценка коммерческой эффективности производится на основании имитации потока реальных денег. Расчет может вестись в двух валютах – местной и иностранной. Допускается учет только постоянной (по времени) инфляции, но различной по большому числу затрат и доходов.
Существенным достоинством системы COMFAR является большой объем выдаваемой этой системой графической информации.
Помимо блока оценки коммерческой эффективности, система имеет блок оценки экономической эффективности.
Пакет строится из трех блоков (ввод данных, расчет, вывод данных), что позволяет получить доступ сразу к выходным данным посчитанных ранее пакетов.
К недостаткам системы относится отсутствие реакции создателей пакета на изменяющиеся условия функционирования программы, а также несоответствие налогового блока российским условиям налогообложения. Для вычисления НДС, налога на имущество и на землю, транспортного налога, ряда местных налогов и т.д. необходимо использовать специальные приемы, что затрудняет работу и уменьшает надежность расчета.
Наличествует жесткая заданность перечня исходных данных при ограниченности их количества. Если проект предусматривает большое число видов оборудования (например, два или более видов основного оборудования), то данные о нем приходится агрегировать. Это приводит к неточности в учете амортизации (так как по агрегированному оборудованию ее приходится вычислять вне системы). Существуют трудности и по вводу не капитализируемых затрат.
Даже для постоянного уровня инфляции в COMFAR'е не предусмотрено текущее изменение коэффициентов пересчета иностранной и местной валют. Иными словами, независимо от уровня инфляции сохраняется постоянный курс доллара. Если же необходимо учитывать переменную по времени инфляцию, текущие цены и затраты приходится задавать извне. К сожалению, наличествует несравнимость интегральных показателей, вычисленных при различных уровнях инфляции (не производится приведения к расчетным ценам).
Как и COMFAR, система Project Expert представляет собой «закрытый» пакет, поэтому необходимо регулярно адаптировать его к изменяющимся условиям реализации. Очевидная плата за это – периодическое отставание пакета от быстро изменяющихся условий реализации проектов. По сравнению с COMFAR Project Expert сделан более «системно»: до начала собственно расчета с его помощью может производиться качественный анализ проекта. Этот подход предполагает наличие формализованных процедур как собственно качественного анализа, так и анализа рисков.
При качественном анализе эксперту предлагается оценить возможности проекта по 40 позициям. Ответы оцениваются по пятибалльной шкале, после чего оценки просто суммируются. Как правило, если экспертов несколько, то вычисляется средняя оценка. При этом возможна настройка пакета на другую систему баллов и на присвоение коэффициентов важности всем или некоторым вопросам.
Анализ рисков выполняется в пакете Project Expert по 71 позиции, охватывающей 11 стадий проекта. По каждой из этих стадий исследуются основные позиции оценки рисков. К каждой оценке предполагаются комментарии, позволяющие сопоставлять мнения различных экспертов. При анализе рисков не предусмотрено использование балльных или вероятностных оценок. Эксперт выбирает лишь уровень риска – высокий, средний, низкий по каждой позиции и формулирует соответствующие комментарии по выбранному уровню. Не предусмотрены также «поправки на риск».
Как модуль «качественного анализа», так и модуль анализа рисков являются открытыми для пользователя. Пользователь может сформировать свой опросный лист для качественного анализа проекта. Он может также самостоятельно сформировать факторы риска и комментарии к ним в соответствии со специфическими особенностями проекта.
В пакете также предусмотрена помощь в составлении хронологического графика реализации проекта, учитывающего возможность совмещения во времени различных операций.
Сам расчет производится с шагом, равным одному месяцу. Обеспечивается произвольный ввод данных в конкретный месяц каждого года, а в некоторых модулях – в конкретный день.
Экранные формы для просмотра результатов расчета построены: в течение первого года по месяцам, в течение второго года – по кварталам, далее – по годам. Количество продуктов не ограничено.
Горизонт расчета составляет 15 лет инвестиций и 15 лет производства. Из-за большого объема расчетов (малый шаг) работу пакета желательно производить с использованием микропроцессора, класса, не ниже чем 80386, хотя формально пакет может быть реализован и на процессоре 80286 (особенно при небольшом горизонте и небольшом количестве продуктов).
В блоке данных о сбыте продукции представлены объемы продаж, запас продукции на складе, ее цена и доля экспортных продаж, а также тенденции изменения цены на продукцию и возможности продаж в кредит и с авансовыми платежами. Условия реализации проекта (в частности, налоговое окружение) соответствуют российским условиям.
Глава II. Инвестиционный климат в России
§ 1. Основные особенности инвестиционного климата в России
Эффективность практической реализации инвестиционной политики в современных условиях во многом определяет судьбы российской экономики, является важнейшим условием на пути успешного перехода страны к новому этапу - периоду устойчивого экономического роста.
Российская экономика в последние десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с катастрофической нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. Топливно-энергетический комплекс, в значительной мере ориентированный на экспортную деятельность, не является в этом смысле исключением. И это при том, что он в силу своей природы относится к числу исключительно высококапиталоемких отраслей.
Наличие в России огромных разведанных и доказанных геологических запасов нефти, а также стремление развитых стран в целях диверсификации поставок нефти и снижения зависимости от стран Ближнего Востока организовать новые дополнительные стабильные поставки нефти из России делает нефтедобывающую промышленность последней исключительно привлекательным объектом для привлечения иностранных инвестиций.
Кардинальное изменение сложившегося в советскую эпоху экономического строя и замена его рыночной системой хозяйствования в РФ в последние десятилетия в полной мере проявилась и в инвестиционной сфере. Если до середины 1980-х гг. она оставалась практически исключительно областью деятельности государства, поскольку последнее было, по сути дела, единственным инвестором, то в последующий период произошло резкое свертывание инвестиционной деятельности государства, вместо которого в роли инвесторов выступили многочисленные частнохозяйственные структуры, резко возросла роль иностранного капитала.
К настоящему времени прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранилось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, безопасность ядерных объектов, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств.
Российские компании имеют реальную возможность существенно расширить свою деятельность по ряду направлений. Если говорить, в частности, о добыче нефти, то это - дальнейшее освоение региона Каспийского моря, а если говорить о ее переработке, то это - приобретение российскими нефтяными компаниями нефтеперерабатывающих заводов в странах Восточной Европы (ЛУКОЙЛ - В Румынии и Болгарии, ЮКОС - в Литве).
Европейский банк реконструкции и развития (далее по тексту - ЕБРР) активизирует свои усилия на работу как с российскими нефтяными компаниями, так и с иностранными инвесторами, которые финансируют различные проекты в Российской Федерации. Из недавнего доклада ЕБРР следует, что задача Европейского банка - обеспечить более полную интеграцию России в международные рынки. В этом деле ЕБРР требуется многоплановое сотрудничество как со стороны российских нефтяных компаний, так и со стороны российского правительства. На пути коренного улучшения инвестиционного климата в стране стоят серьезные и до сих пор не до конца решенные проблемы.
Первая - обеспечение стабильных, ясных и открытых условий регулирования хозяйственной деятельности на территории страны для всех инвесторов, как для отечественных, так и для иностранных, собственно российские инвесторы уже привыкли к установленным режимам лицензирования и заключения договоров, несмотря на повторяющиеся случаи не всегда правового к ним отношения. Западные же инвесторы считают, что, например, Соглашения о разделе продукции (СРП) взамен существующей системы налогообложения будет более для них приемлемым. Проекты на Сахалине и на Каспии принесли значительно меньше, чем от них ожидалось, если бы режим СРП был уже введен повсеместно. Сегодня в России лишь малая толика из всех контрактов и соглашений осуществляется на условиях СРП. А ряд крупных инвестиционных проектов в этой отрасли вообще отодвинут до лучших времен, в ожидании, когда в российском законодательстве принципы СРП будут прописаны более четко.
Вторая задача, решение которой позволит более успешно, чем прежде, привлечь в страну иностранные инвестиции, заключается в обеспечении существенно большей финансовой прозрачности деятельности российских компаний, соблюдении прав миноритарных акционеров, а также во введении общепонятных, справедливых и обязательных для всех принципов корпоративного управления.
Последние должны обеспечивать не только равные для всех условия доступа к финансовым потокам, имея в виду как долговые обязательства, так и получение прибыли, но и создать общие благоприятные базовые условия для повышения экономической эффективности деятельности компании и тем самым сделать такие компании наиболее привлекательными для инвестирования.
Третья проблема непосредственно связана с ролью государства в общей системе регулировании бизнеса в стране. Необходимо снизить его жестко и вездесуще контролирующую и направляющую функцию, в корне изменить сегодня пока еще основополагающий его статус - государство из владельца должно стать преимущественно органом, содействующим хозяйственной деятельности, определяющим его правовое поле. Этот вопрос, в частности, наиболее актуален в области трубопроводной транспортировки нефти.
И четвертая проблема - эффективное использование природных ресурсов России. Ключевым методом ее решения должно стать введение преимущественно рыночных регуляторов, которые заставят общество в целом и отдельных субъектов хозяйственной деятельности экономично и рационально распоряжаться топливно-энергетическим сырьем. Решать эти вопросы необходимо прежде всего в интересах конечных потребителей, а также для совершенствования функционирования нефтяной промышленности в целом.
Так, например, за последние 10 лет ЕБРР выделил нефтегазовой отрасли России свыше 1 млрд дол. США в виде инвестиций, что составляет более 10% всех кредитов, выданных ЕБРР за это время. Банк работал как с добывающей, так и с перерабатывающей отраслями. Сотрудничество осуществлялось не только с крупными российскими компаниями, но и с их международными партнерами, кроме того, осуществлялись и региональные проекты. Все проекты, с которыми работает ЕБРР, обязательно учитывают требования российского природоохранного законодательства, а также экологические требования Европейского сообщества.
К числу основополагающих критериев благоприятного инвестиционного климата в международной практике принято относить прежде всего общеполитическую и макроэкономическую стабильность в стране.
Политическая стабильность обычно оценивается по степени устойчивости функционирующей политической системы, способности властей страны противостоять социально-политической напряженности в обществе и удерживать ее в определенных рамках, обеспечивать строгое соблюдение конституции и правопорядка, гарантировать неизменность провозглашенной стратегии рыночной ориентации.
Макроэкономическая стабильность, как известно, оценивается главным образом по устойчивости основных тенденций в развитии экономики (динамики ВВП, промышленного производства, инфляции, безработицы и т.п.), а также по тем задачам и достигнутым результатам проводимой денежной, финансовой и бюджетной политики. Повышенное внимание при этом уделяется не просто развитию указанных макроэкономических процессов, но опять же реальной способности властей страны сохранять эффективный контроль за их динамикой, не допуская нежелательных срывов и кризисов.