Автор: a***********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа
Рыночные реформы в России, начало проведения , которых относится к 1990 годам, обернулись для огромной страны крупными экономи¬ческими потрясениями. Произошли глубокий спад производства, обесце¬нение национальной валюты — рубля, нарушено денежное обращение. Все это сопровождалось небывалым ростом цен и безработицы. Большой урон экономике страны и уровню жизни населения нанесла долларизация. Новый XXI век, к сожалению, пока не принес существенных пе¬ремен к лучшему.
Почти десятилетие в России не обновлялся производственный аппа¬рат, особенно в промышленности, во многих отраслях почти полностью отсутствует инвестирование.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Инвестиции и капиталовложения и их источники.
1.1.Норма накопления основного капитала……………………………….......3
1.2.Инвестиционный кризис и его итоги………………………………….......3
1.3.Ивестиции как объект экономического регулирования………………….4
1.4.Экономическое содержание и формы инвестиций…………………….....6
1.5.Источники и структурные особенности источников инвестиций………8
2.Россия в мировом инвестиционном процессе.
2.1.Сущность и изменения внедрения нормы рентабельности инвестиций……………………………………………………………………….14
2.2 Задача структурной перестройки – ее эффективность………………….15
2.3. Прямые иностранные инвестиции : плюсы и минусы …………………18
2.4. Конкурентные позиции на мировом рынке……………………………..21
2.5. Глобальный инвестиционный процесс и Россия………………………..26
3.Инвестиционный процесс в Омской области.
3.1.Значение инвестиций в данной области ………………………………..28
3.2.Особенности ,оценки инвестиций……………………………………….29
3.3.Инвестиционный климат и его проблемы в Омской области…………33
3.4.Инвестиционный дефицит , как основная проблема…………………...35
3.5.Возможности использования потенциала сберегательного банка для инвестиций в регионе.......................................................................36
Выводы и предложения…………………………………………………………38
Приложения А…………………………………………………………………..40
Приложения Б…………………………………………………………………..42
Приложения В…………………………………………………………………..44
Список использованной литературы…………………………………………..45
Немаловажное значение при анализе факторов, играющих решающую роль для инвестиционной привлекательности региона, имеет человеческий, кадровый потенциал. В вопросах обеспечения собственными высококвалифицированными кадрами, регион не испытывает особых проблем, имея мощный образовательный комплекс .
Создание благоприятного инвестиционного климата с опорой только на рыночные механизмы чревато потерями для реформ, отсрочкой выхода из кризиса. Активная роль государства в экономике является своеобразной гарантией успеха в решении названной проблемы. Стимулирование внутреннего платежеспособного спроса на отечественную продукцию является одним из ключевых направлений государственной экономической политики. Решением этой проблемы активно занимается руководство Омской области. Как отмечалось ранее, экономика региона может практически полностью обеспечить потребности жителей в основных видах продукции.
Налаживая прямые экономические связи со стратегически важными регионами России, СНГ и странами дальнего зарубежья, Омская область приобретает высокий экономический рейтинг, что, в свою очередь, еще более способствует расширению связей.
Ярким примером тому может служить сотрудничество предприятий Омска и Москвы по производству и сборке автомобилей "Москвич" новой модификации. Московские кондитеры также нашли в лице омичей выгодных партнеров. Минск заинтересован в сотрудничестве с омским машиностроением и предприятиями легкой промышленности. "Вольво" начинали свое сотрудничество с омскими машиностроителями еще до 1998 года, но даже кризис не помешал продолжить совместную деятельность по сборке автобусов "Вольво", пользующихся спросом и в сибирском регионе, и в Казахстане. Словацко-российская фирма "МАТАООК-Омскшина" , огромные иностранные инвестиции в деятельность фирмы "Росар" и др. Баварские пивовары также решили вложить немалые инвестиции в пищевую промышленность Омска.
Формирование благоприятного инвестиционного климата будет зависеть от развития системы государственного гарантирования эффективных проектов, наращивания потенциала активов, создания механизма гарантирования на основе внебюджетных источников, гарантийно-залоговых фондов. Опыт Омской области может использоваться как яркий пример активной деятельности по установлению, удержанию и расширению прямых экономических связей на микроуровне при поддержке местных органов управления .Совместно с рациональной политикой финансового выравнивания это должно принести весомые результаты.
Более того, Омская область, развивая свой промышленный комплекс, нуждается в больших объемах природных сырьевых ресурсах, которыми в немалой степени богат север. Значит, акцент нужно сделать на сотрудничество с этим регионом. По всем параметрам это сотрудничество взаимовыгодно и перспективно.
Тюменский север, страдая из-за того, что экономика практически зациклена на нефтегазодобыче, за малым исключением, не развивает другие сферы экономики. Нефть, газ, как стратегические ресурсы, не являются вечными и города с мощной, дорогостоящей инфраструктурой при постепенном истощении месторождений, становятся "мертвыми".
Естественно, диверсификация производства на уровне регионов требует огромных финансовых вливаний, но северный сибирский регион обладает немалыми финансовыми ресурсами, чтобы обеспечить большинство из этих программ. Не секрет, что иностранные инвесторы, привлекая свои немалые капиталы в нефтегазодобычу, могут при определенных условиях обратить внимание и на другие сферы производства. Одним из позитивных примеров такой политики может служить Сургутский район Ханты-мансийского округа. Развивая энергетику и народные промыслы, машиностроение и транспортные сети, Сургут занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по величине бюджета.
Но есть
и другие примеры городов, практически
погибающих из-за того, что природный потенциал
уже не так богат, как прежде.[9]
3.4.Инвестиционный
дефицит , как основная
проблема.
Развитие малого и среднего предпринимательства во многих промышленно развитых странах не обходится без постоянного участия правительств в различных формах и с использованием различных методов.
С 1994 г. Российское правительство занимается разработкой и внедрением в жизнь программ государственной поддержки малого предпринимательства. Первые две программы были реализованы полностью. Третья не была одобрена Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации и не была утверждена Правительством Российской Федерации, четвертая находится на стадии завершения.
325 Главной
целью всех программ было
• Противоречивое нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства,
• Несовершенная система налогообложения малого предпринимательства,
• Неэффективные финансовые технологии,
• Отсутствие научно-методического, кадрового и информационного обеспечения малого предпринимательства,
• Отсутствие
инфраструктуры, обеспечивающей
доступность для субъектов
малого предпринимательства
• Влияние недобросовестной конкуренции по отношению к малым
предприятиям,
• Неэффективная деятельность органов власти на всех уровнях Российской Федерации по поддержке малого предпринимательства.
Но главной
проблемой развития малого и среднего
бизнеса на протяжении всего периода и,
особенно, сегодняшнего, является острый
дефицит инвестиционных ресурсов, как
у государства при внедрении намеченных
программ, так и у самих предпринимателях
при реализации своих бизнес-проектов.
Сегодня 77% предприятий испытывают недостаток
собственных средств, но по причине высоких
процентов, нереальных требований по поводу
залога и гарантий возврата кредита, ограниченности
сроков кредитования, длительности процедуры
принятия решений и многое другое, организации,
предоставляющие финансовые услуги предпринимателям,
охватывают менее 1% потенциального рынка.[9]
3.5.Возможности
использования потенциала
сберегательного банка
для инвестиций в
регионе.
На сегодняшний день доля Омского банка Сбербанка России в общей сумме кредитных вложений в регионе по разным оценкам составляет от 35% до 40%. Это означает, что банк ориентирован на регион и активно вкладывает туда денежные средства. Необходимо отметить, что основная отрасль, куда направлены вложения, не торговля или общественное питание, а промышленность (около 55% ссудной задолженности вложено в промышленность).
Однако, инвестиционными эти кредиты назвать нельзя. Средний их срок
- от 6 месяцев до 1 года, то есть предприятия получают средства в основном на пополнение оборотных средств (оплатить поставки продукции, покрыть кассовый разрыв), но никак не на техническое перевооружение или модернизацию производства. Причина преимущественно краткосрочного кредитования в данном случае лежит вне банка. Высокий инвестиционный риск по сравнению с другими регионами (отсутствие законодательного регулирования вопросов гарантий инвестиций, предоставления льгот и т.д.) и низкий потенциал области (доля убыточных организаций - 52%, 68% организаций имеет просроченную кредиторскую задолженность - а ведь никто не будет инвестировать в предприятие, которое в любой момент может быть объявлено банкротом, отсутствие значительных запасов природных ресурсов) не дают возможности эффективно вкладывать средства в регион. Тем не менее, Омский банк Сбербанка России в расчете на то, что ситуация изменится в благоприятную сторону, начинает накапливать инвестиционные ресурсы. По данным на 1 января 2002 года основную долю в ресурсах банка (более 50%) занимают средства населения со сроком востребования от 1 года до 3 лет. Это означает, что при наличии выгодного проекта и минимизации рисков, банк сможет довольно легко предоставить средства на длительный срок без ущерба собственной ликвидности. И банк уже реально двигается в этом направлении, кредитуя население на срок свыше 3 лет.
Кредитование
населения региона является очень
эффективным инструментом инвестиционной
политики. При этом кредитование осуществляется
только на определенные цели - покупку
различных дорогостоящих
Важно учесть, что в первую очередь трудовой потенциал региона (квалифицированная рабочая сила, наличие высший учебных заведений и иных институтов, осуществляющих подготовку и повышение квалификации персонала предприятий) интересует иногороднего или иностранного инвестора, приходящего в регион. В этом банк активно способствует развитию области, предлагая населению, продукт под названием "Образовательный кредит", который выдается на обучение: весь период обучения (льготный период) заемщик платит только проценты, а когда студент выйдет на работу, то уже сам сможет гасить кредит. Данный продукт позволяет большему количеству людей получить образование, а институтам развиваться при скудном финансировании из бюджета. Согласно "Концепции развития Сбербанка России до 2005г." (документ, определяющий стратегическую политику банка во всех областях его деятельности), доля "Образовательного кредита" в общей сумме кредитов, предоставленных населению, должна составить 5-7% в каждом регионе России.
В то же время необходимо и соблюдать определенный баланс при работе со Сбербанком. Поскольку Омский банк - лишь филиал, то его возможности в осуществлении инвестиционной политики области ограничены. Основная доля привлеченных в регионе средств постоянно перетекает в Москву, где вкладывается в более выгодные проекты (например, в проект технического перевооружения Горьковского автозавода, или в инвестиционные проекты компании "ЛУКОЙЛ" - строительство танкеров и т.д.). Единственным крупным инвестиционным проектом, реализуемым Сбербанком в области является финансирование производства автобусов. Остальные проекты более мелкие (строительство детского спорткомплекса "Тополиный", финансирование технического перевооружения ООО ЛВЗ "ОША" и ОАО "Волочаевское", участие в проекте финансирования газификации области) Разумеется, можно возразить, что все начинается с малого, но время ограничено, и инвестиционные вложения могут так и не прийти в Омск в крупных размерах.
Итак, потенциал
у области имеется, но необходимо
более активно предлагать инвестиционные
проекты, чтобы формировать имидж
инвестиционного привлекательного региона.
Предпосылки со стороны крупнейшего банка
региона - Омского банка Сбербанка России
- также имеются. Это и наличие пассивов
с длительными сроками востребования,
и опыт в долгосрочном кредитовании населения,
которое дает высокий мультипликационный
эффект, и длительные деловые контакты
с ведущими предприятиями региона. Кроме
того, в "Концепции развития Сбербанка
России до 2005г." также предусмотрен
значительный рост инвестиционных вложений.
Указанные предпосылки необходимо использовать,
но для этого необходимо снижать инвестиционные
риски.[9]
Выводы
и предложения.
Делая выводы следует сказать , что инвестиции играют немалую роль в развитии экономики не важно Россия ,Омская область или регион ,а вообще.
По данной курсовой работе , при рассмотрении в основном России и Омской области можно сделать следующий вывод по конкретным моментам т.е. инвестиционного процесса.
Мы выяснили, что инвестиции - это основа экономического роста, а инвестиционный процесс зависит как от общенационального инвестиционного климата, так и от склонности к инвестированию в отдельном регионе. Возрастание износа основных фондов – является тяжелой негативной тенденцией, которая неизбежно ведет к падению отдачи основного капитала и общей эффективности экономики. Амортизационный период ряда объектов истек, и физическое существование их поддерживается лишь ремонтом, который требует крупных затрат. Затянувшееся функционирование фондов препятствует экономии издержек производства продукции за счет ввода более совершенных фондов. Отсюда следует, что ликвидация изношенных фондов и ввод новых фондов идет черепашечьими шагами.
Современная экономическая динамика требует возрастающего потока инвестиций для перехода к современным технологиям, позволяющим выпускать конкурентоспособную продукцию, необходимо ускоренная модернизация производственных мощностей.
Выяснили ,что основным источником капитальных вложений в большинстве сфер деятельности является собственные и привлеченные средства организаций.
Иностранные же инвестиции выступают в основном в виде торговых и прочих кредитов. Источниками формирования собственных средств у хозяйствующих субъектов являлись: амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции, и прибыль от всех видов деятельности, остающаяся в распоряжении организаций. Значительным по величине источником инвестиций в основной капитал являлись амортизационные отчисления, обеспечивающие хозяйствующие субъекты собственными инвестиционными ресурсами. Этому способствовало изменение стратегии инвесторов в отношении целевого расходования данного вида финансовых ресурсов.
На мой взгляд, для улучшения и получения наиболее высокой эффективности в инвестиционном процессе следует ликвидировать изношенные старые фонды и запустить в действие новые, более усовершенствованные, а также, ускорить модернизацию производственных мощностей.
Информация о работе Инвестиции и капиталовложения , пути роста и их эффективности