Автор: a***********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа
Рыночные реформы в России, начало проведения , которых относится к 1990 годам, обернулись для огромной страны крупными экономи¬ческими потрясениями. Произошли глубокий спад производства, обесце¬нение национальной валюты — рубля, нарушено денежное обращение. Все это сопровождалось небывалым ростом цен и безработицы. Большой урон экономике страны и уровню жизни населения нанесла долларизация. Новый XXI век, к сожалению, пока не принес существенных пе¬ремен к лучшему.
Почти десятилетие в России не обновлялся производственный аппа¬рат, особенно в промышленности, во многих отраслях почти полностью отсутствует инвестирование.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Инвестиции и капиталовложения и их источники.
1.1.Норма накопления основного капитала……………………………….......3
1.2.Инвестиционный кризис и его итоги………………………………….......3
1.3.Ивестиции как объект экономического регулирования………………….4
1.4.Экономическое содержание и формы инвестиций…………………….....6
1.5.Источники и структурные особенности источников инвестиций………8
2.Россия в мировом инвестиционном процессе.
2.1.Сущность и изменения внедрения нормы рентабельности инвестиций……………………………………………………………………….14
2.2 Задача структурной перестройки – ее эффективность………………….15
2.3. Прямые иностранные инвестиции : плюсы и минусы …………………18
2.4. Конкурентные позиции на мировом рынке……………………………..21
2.5. Глобальный инвестиционный процесс и Россия………………………..26
3.Инвестиционный процесс в Омской области.
3.1.Значение инвестиций в данной области ………………………………..28
3.2.Особенности ,оценки инвестиций……………………………………….29
3.3.Инвестиционный климат и его проблемы в Омской области…………33
3.4.Инвестиционный дефицит , как основная проблема…………………...35
3.5.Возможности использования потенциала сберегательного банка для инвестиций в регионе.......................................................................36
Выводы и предложения…………………………………………………………38
Приложения А…………………………………………………………………..40
Приложения Б…………………………………………………………………..42
Приложения В…………………………………………………………………..44
Список использованной литературы…………………………………………..45
Естественные монополии и компании некоторых других экспорториентированных отраслей, извлекая огромные прибыли благодаря высоким экспортным ценам, стремятся подтянуть к мировому уровню и внутренние цены на свою продукцию. Подобная политика делает неконкурентоспособными и неспособными к инвестициям производителей всех прочих отраслей российской экономики; ложится тяжелым грузом на население, сужая внутренний платежеспособный спрос на отечественные товары и услуги; способствует развитию неплатежей; подстегивает инфляцию, которая крайне затрудняет инвестиционную деятельность в любых отраслях; нельзя рассчитывать на перспективу издержки производства и прибыли.
Происходит катастрофическое уменьшение государственных капиталовложений: их удельный вес в ВВП упал за 1992-1999 гг. в 15 раз (с 3 до 0.2%). Соответственно сократилась их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал (с 28.6 до 1.1%). К этому следует добавить недостаточный объем государственных гарантий предприятиям-инвесторам под заемные средства для реализации инвестиционных проектов; сравнительно высокую доходность государственных долговых обязательств, которая отвлекает капитал от реального сектора экономики; отсутствие государственных гарантий сохранности вкладов населения в банках. Все эти и другие ограничители внутренних инвестиций в основные фонды - результат размывания налогооблагаемой базы и резкого сокращения бюджетных доходов.
Весь объем накопленных Россией к 1 июля 2002 г. частных иностранных капиталовложений оценивается Госкомстатом РФ в 38.2 млрд. долл. Из них 18.6 млрд. (48.7%) - прямые иностранные инвестиции (ПИИ), 1.4 млрд. (3.8%) - портфельные и 18.1 млрд. долл. (47.5%)-прочие (товарные
и иные кредиты и займы, банковские вклады). Для сравнения: только прямые иностранные инвестиции, накопленные Китаем (без Гонконга и в прочем, подлинный объем капиталов, поступивших в Россию из-за рубежа, по-видимому, много больше .И это неудивительно: при обмене скупленных у населения ваучеров на акции российских предприятий и на последующих денежных аукционах западные компании широко использовали подставных лиц. При этом они не принимали на себя никаких обязательств в отношении долгосрочных капиталовложений, как это положено на инвестиционных конкурсах.
Впрочем, и сегодня акции российских субъектов хозяйствования котируются на московской бирже много ниже, чем акции аналогичных предприятий на фондовых биржах Запада. Важно иметь в виду и то, что Госкомстат при определении объема накопленных ПИИ пересчитывает рублевую часть инвестиций по среднему валютному курсу последнего года. А при непрерывном падении валютного курса рубля это означает занижение долларовой величины инвестиций, сделанных в рублях в предшествующие годы.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИИ
Иностранный капитал оказывает, как правило, разнонаправленное влияние на экономику принимающей страны. Каков же позитивный эффект от иностранного присутствия для народного хозяйства страны-реципиента?
Импортируемый капитал пополняет внутренние источники финансирования вложений. Вакуум в отдельных звеньях воспроизводства, создаваемый экспортом российского капитала, восполняется в той или иной мере импортом зарубежного. Обеспечивая приток средств, ввоз капитала в любых его формах способствует ослаблению напряженности кредитной сферы страны проникновения. Его понижательное воздействие на процентную ставку банковских кредитов служит дополнительным стимулом к внутренним инвестициям.
Объективно-иностранньй капитал не может функционировать сам :возрастающая стоимость, не приводя в движение местные производительные силы, если, конечно, он идет в производство, в первую очередь основной капитал. В этом случае иностранные инвестиции способны повысить эффективность производства и расширить рынки сбыта благодаря повышению технического уровня и увеличению отдачи средств труда (через смену устаревшего оборудования, применении новых технологий или адаптации российских технологий к требованиям мирового рынка), а также улучшению организации и управления производством и сбытом, углубленным маркетинговым исследованиям, внедрению схем промышленной логистики и т.
Расширение объема производства в секторе с иностранным участием, сопровождающееся подключением к нему местных субпоставщиков, способствует развертыванию сопряженных отраслей. В результате ускоряется рост принимающей экономики в целом и возникает дополнительный спрос на квалифицированную рабочую силу, инженеров и ученых. Зачастую иностранный инвестор принимает на себя обучение и переобучение местных кадров. Наибольшее количество новых рабочих мест создается, естественно, там, где иностранная компания сооружает новые хозяйственные объекты, а не скупает уже существующие.
Осуществляя импорт-замещение, иностранный сектор способен насыщать принимающую экономику остродефицитной, не выпускавшейся прежде продукцией, предназначенной и для модернизации ее производственной базы, формировать современную модель потребления, поощрять конкуренцию, привносить и совершенствовать рыночные методы хозяйствования в странах с интегрируясь в импортирующую экономику и взаимодействуя с местным капиталом на всех стадиях своего кругооборота, иностранный капитал одновременно и стимулирует, и тормозит процесс национального накопления в любой стране. Оптимизация размещения в российской экономике прямых иностранных инвестиций предполагает выбор обоснованной и долгосрочной экономической специализации страны, обеспечивающей ее национальную безопасность. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы позитивные итоги иностранного присутствия перевешивали негатив.
Реализация
подобной цели потребует от России немалых
усилий. Необходимо, в частности, ужесточить
государственный контроль за соблюдением
западными компаниями инвестиционных
обязательств, принятых ими при покупке
акций российских субъектов хозяйства,
а также правил участия в инвестиционных
конкурсах. Крайне важно усилить надзор
компетентных органов и за уплатой иностранцами
налогов и таможенных пошлин (в сегодняшней
России около четверти бюджетных поступлений
приходится на экспортно-импортные пошлины).
Первоочередной задачей является и переход
от ничем не ограниченного привлечения
иностранного капитала к выборочному.
А это предполагает распространение на
большинство сфер российской экономики
(исключая некоторые отрасли и регионы,
особо нуждающиеся в потоке капитала)
единых норм государственного регулирования
инвестиционной деятельности для местных
и иностранных компаний (тем более , что
унификация такого рода - одно из условий
вступления в ВТО).[3,12]
2.4.
Конкурентные позиции
на мировом рынке.
В современных условиях одним из ключевых вопросов стратегии экономического развития России является вопрос достижения глобальной конкурентоспособности. Как экономическая категория этот термин определяет способность страны соперничать (выстоять) на мировом рынке и характеризует ее положение в системе мирохозяйственных связей. Усиление процессов глобализации вовлекает в сферу конкуренции не только рынки сырья, товаров, услуг, но и сферу обращения капиталов. Рост экономики страны, соответствующий международным пропорциям и способный обеспечить ей значимые позиции на мировой арене, невозможен только за счет внутренних инвестиций. В связи с этим возникает проблема оценки позиций России не только в рейтингах конкурентоспособности, но и определения ее положения на международном рынке инвестиций.
В наиболее
известных рейтингах
По оценкам отдельных экспертов, слабые стороны России - неэффективная система управления; нестабильная и не отвечающая современным требованиям кредитно-финансовая система. Но есть и сильные стороны - научно-технический потенциал, трудовые, природно-сырьевые ресурсы. Оптимальное использование их позволит повысить ее конкурентные возможности. Что касается отраслевой конкурентоспособности, то лидирующие позиции здесь могут занимать такие сферы экономики, как аэрокосмическая, приборостроение, судостроение и отдельные отрасли военно-промышленного комплекса.
Основополагающей
задачей государства, которая позволит
упрочить международные позиции
России, должна стать разработка стратегии
роста конкурентоспособности
Особая роль в стратегии должна отводиться диверсификации экономики через оптимизацию национальных и привлеченных иностранных мобильных факторов производства (капитала, технологий, квалифицированной рабочей силы), а также эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Стратегия и тактика государственной политики должны быть направлены на стимулирование развития новых отраслей перерабатывающего сектора хозяйства, а также преодоление диспропорций в регионально-отраслевой структуре привлечения внутренних и внешних инвестиций. И первостепенной проблемой здесь выступает рост объемов реальных инвестиций. К сожалению, рентабельность российского машиностроительного комплекса в 8% сегодня не заинтересовывает ни иностранных, ни национальных инвесторов вкладывать свой капитал, так как отдачу они получат только через 10 лет. Инвестирование же нефтяного сектора при рентабельности в 35-80% окупается уже в течение трех лет. Поэтому в отраслевой структуре привлечения иностранных инвестиций топливная промышленность занимает третье место - 9,8% (в том числе прямых 1/3), а машиностроение и металлообработка - только седьмое (2,9%).
Максимальные интересы инвесторов сохраняются в торговле и общественном питании (более 40% всех иностранных капиталовложений), где капитал не только быстро окупается, но и может быть легко и в кратчайшие сроки выведен из страны.
Что же
касается территориального размещения
инвестиций, то решающее значение имеет
уровень социально-
Все это
формирует неблагоприятный
Сравнительную характеристику инвестиционной привлекательности РФ на мировом рынке капитала можно дать, сопоставив оценки факторов инвестиционного климата нашей страны с аналогичными показателями, полученными для стран-конкурентов. В основу определения круга потенциальных конкурентов были положены исследования Многонационального агентства по инвестиционным гарантиям (МЮА), проведенные в 2002 г. Они и позволили сделать прогноз Стратовых приоритетов инвесторов по вложению инвестиций на период 2002-2005 гг.
Одинаковое количество инвесторов (по 19% опрошенных) предполагает вкладывать прямые инвестиции в РФ, Венгрию, Малайзию, Аргентину и Японию. Если принять во внимание, кроме прогнозных намерений, их стратегические интересы, а также такие факторы реципиентов, как инвестиционный потенциал, риски, текущая инвестиционная активность, политика привлечения иностранных капиталовложений и др., то при анализе перечень возможных конкурентов России может быть скорректирован и расширен за счет государств Восточной Европы (конкурентов для европейской части РФ) и Юго-Восточной Азии (конкурентов российскому Дальнему Востоку и частично Восточной Сибири).
Однако оценки финансовых и экономических рисков, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности в России, находятся в пределах 23-27% наилучших критериев, что выше показателей стран Восточной Европы, Филиппин, Вьетнама, США по финансовому риску и Японии по экономическому. Основными факторами низкого финансового риска в нашей стране, даже при внешнем долге 69,7% ВВП, были благоприятное соотношение платежей по обслуживанию внешнего долга к валовому экспорту (на уровне Н,7%) и состояние платежного баланса. Более низкая степень финансового риска по сравнению с Россией сопровождала вложения капитала в 2002 г. в такие страны, как Индия, Малайзия и Китай.
К сожалению, к 2007 г. даже по оптимистическому прогнозу агентства в России сохранятся высокие политические риски, что поставит ее по степени привлекательности в один ряд с такими странами, как Малайзия и Индия, в то время как у других конкурентов предполагается стабилизация политической обстановки (74-86 баллов). По прогнозным оценкам финансового и экономического рисков, худшие условия, чем Россия, будет предлагать только Вьетнам.
Информация о работе Инвестиции и капиталовложения , пути роста и их эффективности